Мы в Telegram
Добавить новость
< >
Апрель 2010
Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010
Август 2010
Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010
Декабрь 2010
Январь 2011
Февраль 2011
Март 2011
Апрель 2011
Май 2011
Июнь 2011
Июль 2011
Август 2011
Сентябрь 2011
Октябрь 2011
Ноябрь 2011
Декабрь 2011
Январь 2012
Февраль 2012
Март 2012
Апрель 2012
Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013 Август 2013
Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014 Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014
Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017 Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019
Февраль 2019
Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20 21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено

Живые подо Ржевом

0 15

Ульяновские росгвардейцы прошли торжественным маршем перед домом ветерана Великой Отечественной войны

Писатели-врачи

Ваш спаситель на дороге: услуги эвакуаторов от профессионалов!

Сервисное локомотивное депо «Иваново» приняло участие к подготовке тепловоза ТЭЗ к юбилею БАМа

То, что фильм Игоря Копылова «Ржев» войдёт в золотой фонд военного кино, мне стало понятно после первых пяти минут. Даже в хвалёном американском «Пасифике» не было такой изумительно, натуралистично и символично поставленной сцены пехотного боя.

Вот русские солдаты, одни из которых молятся, другие сжимают красные звёздочки в ладонях, командир предупреждает перед боем, чтобы никаких криков – бережёт их жизни. И всё-таки они бегут в атаку и орут: с «ура» не так страшно. Вот боец, ещё живой, корчится, упав лицом на колючую проволоку. Вот прямо по спине его товарища, уже мёртвого, висящего на той же проволоке, атакующие перепрыгивают, как по дощечке. Вот политрук тащит в атаку бойца, ухватив его за руку, и вдруг обнаруживает, что тащит уже не человека, а оторванную верхнюю половину туловища. Вот в умопомрачительной рукопашной схватке в траншее немца убивает очередь другого немца, опрокинутого назад нашим бойцом. Орудуют штыком, ППШ, сапёрной лопаткой, голыми руками и всё-таки выбивают немцев из деревни Овсянниково с её разрушенным храмом.

Официальный трейлер фильма «Ржев». Режиссёр Игорь Копылов, 2019 год.

Даже если бы за этим боем следовал полный провал, то и в этом случае «Ржев» заслуживал бы своей строчки в истории кино. Но дальше идёт лента, которую по крайней мере некоторые из зрителей называют «лучшим фильмом о Великой Отечественной, который я видел за свои 43 года жизни». Не берусь составлять рейтинг, но несомненно, что «Ржев» далеко превзошёл первоначальные ожидания, возникавшие из трейлера и общего представления об уровне сегодняшнего российского кинематографа.

Узнав, что режиссёр фильма – Игорь Копылов, поставивший легендарный сериал «Крылья Империи», я предположил, что картинка будет великолепной, художнического уровня, актёры будут играть плохо и суконно, а вот с идеологией, русским патриотизмом без плесени неосоветчины будет всё более чем хорошо. На деле картинка и в самом деле оказалась великолепной, временами почти живописной, многие актёры (хотя и не все) играют очень ярко и свежо, от души, да и идеология не подкачала.

Это чисто мужской фильм, в нём женских персонажей нет вообще. В этом смысле русское кино сумело наконец дать достойный ответ мужскому консервативному развороту Голливуда. Причём по своему драматизму и нравственному пафосу «Ржев» намного превосходит американский «Мидуэй», рассказывающий о событиях того же года на другом краю планеты.

В этом фильме, несмотря на кровь и кажущуюся безысходность, много добра, света, жертвенности, порой – военного юмора, порой – высокого трагизма. От него не остаётся такого ощущения липкости, как от полупацифистских военных драм вроде «Тонкой красной линии», ни сомнения в его глубоком патриотическом смысле, как от поделок либеральных режиссёров 1990-2000-х. Несмотря на всю жестокую правду о войне, этот фильм будит готовность сражаться за Родину до конца.

Актёр Владимир Стержаков на премьере фильма «Ржев» в Москве. Фото: Михаил Терещенко / ТАСС

И при всём при этом «Ржев» окрашен заревом взрывающихся, как ракеты, мозгов неосталинистских и неокоммунистических рецензентов. Им не нравится, что герои сражаются не за СССР, а за Россию, что им не нравятся ни «особисты», ни бездушные командиры, посылающие их на убой… Бои подо Ржевом, особенно их первая фаза, Ржевско-Вяземская операция января-апреля 1942 года, и в самом деле были худшим случаем «воевания числом». В тщетных попытках отодвинуть немцев подальше от Москвы «отцы-генералы» положили 392 554 человека только убитыми и пропавшими без вести, немецкие потери составили хорошо если половину. 

Все придумываемые задним числом оправдания этой мясорубке стоят не больше, чем вообще оправдания преступлений коммунистов перед русским народом:

Если бы Сталин не расстрелял твоего прадеда и не заморил колхозным голодом прабабку, Гагарин бы не полетел в космос.

Врёшь, политрук, полетел бы.

Оправданий ржевским потерям 1942 года даже меньше, чем котлам 1941-го – там была дезорганизация, тут – маниакальное желание «вождя» получить результат при отсутствии достаточных средств – вооружений, обученных солдат, грамотных офицеров. Отсюда одна за другой катастрофы 1942-го: Демьянский выступ, гибель 2-й ударной армии и сдача в плен генерала Власова, катастрофа на Керченском полуострове и последовавшая гибель Севастополя со страшным истреблением брошенных на произвол судьбы защитников, поражение под Харьковом и дальнейшее отступление до Сталинграда и Кавказского хребта. И троекратный безрезультатный рывок на Ржев в этом ряду приобрёл мрачную славу «Вердена наоборот».

Атмосфера этих мясорубок передана в «Ржеве» очень и очень смягчённо, щадяще, но даже в таком виде эта трагическая память настолько болезненна, что вызывает у сталинских апологетов нервические подёргивания и выкрики про «трупами завалили». Хотя ничего подобного в фильме нет.

 Режиссёр фильма  «Ржев» Игорь Копылов. Фото: Михаил Терещенко / ТАСС

Не жалеет народ наша власть и никогда не жалела.  Она пол‑России угробит, чтоб себя сохранить,

— рассуждают герои повести Вячеслава Кондратьева «Искупить кровью», положенной в основу сценария «Ржева». Приняв главную мысль писателя – необходимость сбережения народа, бережного отношения к солдату и русскому человеку вообще, которых весь ХХ век расходовали не щадя, зачастую ради самых сомнительных целей, создатели фильма, насколько это возможно, смягчили её антисоветский накал.

Переписан финал, который у писателя-фронтовика совершенно безысходен. Убрали кровавого самодура комбата, вместо него теперь безликий подполковник, таящий «хитрый план». Право на подвиг оставлено каждому, даже «особисту», у которого своя, пусть извращенная правда (в литературном первоисточнике он был конченым подлецом). Вместо одноцветной расстановки персонажей в повести Кондратьева, где есть свои, простые русские люди, сражающиеся за Родину и братство, и чужие, представители жестокой системы, во «Ржеве» в общем-то нет плохих людей. Из кондратьевской истории о погубленных русских жизнях фильм Копылова превратился в рассказ о спасённой Родине.

К сожалению, вместе с этим пропало и немало ярких и острых диалогов из первоисточника. Главным героем у Кондратьева был комроты лейтенант Пригожин из дворян, который ведёт с политруком вполне откровенные разговоры.

А разве дворяне плохо Россию защищали? Все "великие предки", о которых Сталин говорил, из дворян, между прочим… Знаешь что, политрук, мы с тобой оба русские люди, и Россию я люблю не меньше тебя, а может и больше, потому что у меня есть прошлое.

Ведя свою роту по подлому и бессмысленному приказу в последнюю самоубийственную атаку, в книге Пригожин не может отделаться

от другой мысли, которой у его отца, сражавшегося против немцев в четырнадцатом году, наверное, не было, мысли, не только мешающей, но и разъедающей душу… Он, быть может, единственный из всей роты понимал, что, защищая Россию, он защищает и сталинский строй, сломавший судьбы миллионов русских людей.

 Губернатор Тверской области Владимир Суслов и министр культуры РФ Владимир Мединский (слева направо) на премьере фильма «Ржев» в Москве. Фото: Михаил Терещенко / ТАСС 

Зато от кондратьевской повести остается другой мотив – оскорбительность недоверия, которое испытывала советская власть к русскому солдату. Этот панический страх перед немецкими листовками, приглашающими в плен, который испытывает красное начальство всех уровней, хотя на деле у солдат эти листовки идут на раскурку.

Единственным, кто берёт листовку на самом деле, оказывается комичный персонаж, говорящий на «мове», но и он скорее шкурнически труслив, чем по-настоящему подл и в итоге оказывается способен скорее пожертвовать собой, чем совершить предательство.

Мы научим их резать друг друга,

— говорит немецкий офицер, и это, конечно, слова не о той войне, а о нашем настоящем…

Тот пафос, которым проникнут фильм «Ржев», — это попытка христианского патриотического примирения через жертвенность. Комроты здесь не из «бывших», а простой русский мужик, инженер с шахты, политрук — не колхозный партработник, а еврей-интеллигент. Персонажи повести слиты, разделены, переделаны так, чтобы над всем содержанием фильма главенствовал один общий мотив: «из Савла в Павлы».

Фреску с изображением именно этого апостола на стене разрушенной церкви окрашивает зарево пылающих крестов деревенского кладбища. Практически у каждого из героев есть в прошлом тот или иной грех, предательство, подлость, но каждому из них любовь к Родине и народу, самопожертвование за други своя позволяют превратиться из гонителей, преступников и предателей в святых мучеников. Даже «особиста» Рыкова в его синей фуражке — и того преображают любовь и жертвенность «Папаши», символизирующего связь со старой Россией, с её верой, с «каратаевским» и «тушинским» образом русского солдата.

Наверное, преображение души пошедшего в чекисты беспризорника ещё было возможно. А вот на преображение нынешних «особистов» рассчитывать не приходится. В неосталинистских изданиях стоит форменная истерика и стремление скомпрометировать фильм любой ценой, в том числе и ценой прямой лжи. Уже второй раз народные ленты о войне не оправдывают их ожиданий. Ожидалось, что «28 панфиловцев» будут «о Сталине мудром, родном и любимом», а они оказались о том, как русские защищают Россию. «Ржев» же — фильм о том, что русские защищают Родину и помогают друг другу даже тогда, когда начальство старается нас при этом предательски угробить.

Но неосталинисты у нас давно уже не партия Родины, а партия начальства, причём бывшего, давно канувшего начальства. Они с остервенением доказывают, что это начальство всегда и во всем было право и не щадят ни Родины, ни народа, ни наших дедов и прадедов, ни нашей памяти о них. Вместо того чтобы участвовать в живой борьбе за Россию, они пытаются хвататься за никому не нужную красную звёздочку, как один из персонажей фильма, бросивший винтовку и цепляющийся за нелепый символ, и так, пока ему не вышибет мозги вражеская пуля.

«Ржев» учит не хвататься за символы, не держаться за нелепые формулы вроде «Ни шагу назад», не поддаваться идеологизированным страхам и подозрениям… Он о том, что все мы, русские люди, вместе должны драться любым оружием и против любого врага за нашу землю. Этот фильм — мощное идейное послание, переданное в прекрасной художественной форме, и я уверен, что эту ленту русские мужчины будут смотреть и пересматривать и через многие десятилетия.

 


Читайте также

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я