Уральский добровольческий танковый корпус
Такого, что сотворил Урал в грозовые-сороковые годы, история не знала. Не было подобных примеров нигде за рубежом до той поры. По инициативе и на средства самих трудящихся Свердловской, Пермской и Челябинской областей был образован 10-й Уральский добровольческий танковый корпус.
Заметьте, Уральский добровольческий! Вооружение и снаряжение от грозных машин и орудий вплоть до солдатского котелка и отлично сшитых темно-зеленых шинелей и коричневых яловых сапог - все изготовлено на народные деньги здесь, в "опорном крае державы". Асбест тоже подарил корпусу свой танк, который ездила вручать ему в Нижний Тагил Анна Михайловна Осинцева, комсомольский вожак ремонтно-механического завода военных лет.
А сколько желающих вызвалось повоевать в составе родного соединения. По Уралу более 111 тысяч человек, от асбестовцев поступило аж 250 заявлений, включено в список 26, а зачислена лишь половина. Среди избранных Антон Павлович Пеполь, Дмитрий Захарович Антоненко, Иван Андреевич Брызгалов, Владимир Васильевич Браткин, Андрей Дмитриевич Черепанов и другие.
Корпус прошел по фронтовым дорогам свыше 5,5 тысячи километров, участвовал в боях на Курской дуге, освобождал Львов, потом дрался на Сандомирском направлении, штурмовал Берлин, а затем освобождал Чехословакию.
Преодолев Рудные горы, танкисты вышли на северную окраину Праги. Первым ворвался в столицу Чехословакии танк под номером "23" и с ходу вступил в бой.
В центр Праги Пеполь и его товарищи въехали на броне танков. Долго помнились ему громкие многоголосые восклицания:
- Наздар! Наздар! Руде Армаде-Наздар! Красной Армии - слава!
Всюду развевались трехцветные чешские и красные советские флаги. Объятия, улыбки и слезы радости освобожденных от фашистского ига людей. Всюду цветы. Цветы и улыбки девчат, цветы и радостные лица. В каждом доме советские солдаты были желанными и почетными гостями.
Так триумфально закончился героический боевой путь 10-го Уральского гвардейского добровольческого танкового корпуса. Тогда в победном мае 45-го Антон Пеполь получил отпуск и сразу же поехал в родной Асбест. За геройство, проявленное при освобождении Праги, на его груди засиял тогда четвертый орден - Славы III степени.
О боевом пути корпуса рассказал как-то в редакции "Асбестовского рабочего" гвардии старший лейтенант в отставке Дмитрий Захарович Антоненко, кавалер пяти орденов и многих медалей. Дмитрия Захаровича давно уже нет среди нас, а воспоминания его живы:
- Все асбестовцы попали в один дивизион "катюш". В июле мы вступили в первый бой и сразу же испытали радость победы. Уральцам-танкистам даже немыслимо было отступать. Помню, однажды на Орловско-Курском направлении получили приказ оставить занятые рубежи и отойти на 9 километров. Как мы взволновались: как это отойти? Никак не хотели двигаться в обратную сторону даже ни на один шаг. Пришлось тогда командованию разъяснять нам, что отход этот необходим для запуска противника в "мешок".
Или вот еще эпизод. Ранней весной мы ворвались в Каменец-Подольский. Улицы города забиты автомашинами, нагруженными разным имуществом. Чего только не было в них: швейные машины и хрусталь, одежда и детские игрушки. Жадные до чужого добра фашисты не успели вывезти награбленное...
Наш тыл отстал от головной части, и мы оказались окруженными. Тогда дивизион ствольной артиллерии поставили прямо на мост, он сразу же подбил четыре "тигра", и немцы отступили...
27 апреля мы ворвались в Берлин, а 4 мая получили приказ быстрым маршем двигаться на Прагу...
И с какой необыкновенной душевностью ветеран сказал, обращаясь к молодым, которые присутствовали на этой встрече. Его слова звучат призывом и к сегодняшним юношам:
- Ребята, я вас очень прошу, берегите свою Родину, как зеницу ока, как самое дорогое и светлое. Будьте миротворцами и не забудьте потом передать мои слова своим сыновьям и внукам. На свете все проходит, но Родина - понятие для всех нас вечное и нетленное.
Дмитрий Захарович вспомнил еще такой эпизод:
- Дело было на Орловско-Курской дуге, я находился на наблюдательном пункте. Нужно заметить, что местность там сплошь из оврагов да пригорков. Никем не замеченный я невольно стал свидетелем рукопашного боя уральцев с гитлеровцами. В ход пошли черные ножи. Бой выиграли наши, с той поры вражеские солдаты стали называть наш корпус "дьяволы с черными ножами".
В тяжелых боях мы теряли товарищей, из тринадцати наших земляков большинство не вернулось. Пали смертью храбрых: Гущин Василий Федорович, Черепанов Андрей Дмитриевич и другие.
Свердловская танковая бригада к концу войны называлась: Свердловско-Львовская гвардейская ордена Ленина Краснознаменная, орденов Суворова, Кутузова и Богдана Хмельницкого танковая бригада. 10-й корпус же переименован в 10-ю гвардейскую Уральско-Львовскую танковую дивизию и дислоцируется в городе Богучары. Героическая летопись УДТК продолжается. Более сотни военнослужащих дивизии прошли через Афганистан, Таджикистан, Чечню, Югославию, Дагестан.
Из Альманаха "Память сердец" (Составитель А. Попова) 2000г.