Что за «Изюмский шлях» упоминает Жорж Милославский в комедии Гайдая?
В знаменитой комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» домушник Жорж Милославский (его блистательно сыграл Леонид Куравлев) диктует царский указ: «Послать войско выбить крымского хана с Изюмского шляха». А что это такое – Изюмский шлях?
Где он находится?
Само слово «шлях» было заимствовано поляками из немецкого языка, где schlach обозначает удар или след от удара, а также «набитую», утоптанную дорогу. Название шляха не имеет никакого отношения к городу Изюм, который был основан лет этак через сто с лишним после Ивана Грозного. Оно происходит от татарского üzän, то есть «низина».
В целом Изюмский шлях был для Русского Царства вполне конкретной и очень опасной штукой. Именно этот торный путь, очень удобный для переброски больших масс кавалерии, был кратчайшей дорогой из Крыма к Курску, Козельску, Туле и Москве. То есть представлял собой для царей зону особого внимания – практически все набеги Крымского ханства на Русь осуществлялись по Изюмскому шляху. Так что в этом плане с фильмом «Иван Васильевич меняет профессию» всё в порядке.
На чем прокололся Жорж Милославский?
Другое дело, что в тот конкретный момент, показанный в кино, не могло быть и речи о том, чтобы кого-то с этого шляха выбивать. Более того – как раз эти слова Жоржа Милославского по идее должны были сразу же вызвать заполошный крик: «Царь – ненастоящий!»
Иван Васильевич Бунша и обаятельный домушник попадают не в абстрактные времена Ивана Грозного, а в конкретные две недели ноября 1571 года. Именно тогда имел место скоротечный брак Ивана Грозного и Марфы Собакиной. И это было весьма напряжённое время.
В июне 1571 года войска крымского хана Девлет-Гирея стремительно подошли к Москве, и, хотя взять её хану тогда не удалось, пожар, начавшийся в предместьях, вскоре уничтожил почти весь город. И по всему было видно, что это – только начало. Девлет-Гирей слал на Русь послов, грозил уничтожить воинскую силу русских и подчинить всю державу Ивана Грозного. Слова у него с делом не расходились – летом 1572 г., пройдя по тому же Изюмскому шляху, Девлет-Гирей разбил у Оки лагерь и уже приступил к дележу русских земель между своими родственниками и «ближниками». Но буквально через несколько дней был разбит в Молодинской битве и позорно бежал восвояси, а его войско русские рати уничтожили едва ли не целиком.
А всё потому, что осенью 1571 и зимой-весной 1572 гг. царь Иван Грозный занимался важными делами – готовился к отражению нашествия Девлет-Гирея, укреплял ближние рубежи и разрабатывал стратегию уничтожения крымской кавалерии с помощью мобильных полевых укреплений и артиллерии. Словом, никаких войск, которые могли бы прогуляться к Изюмскому шляху, у Ивана Грозного тогда не было, а человек, отдавший такой приказ, моментально был бы изобличён как самозванец.