Не было никогда – и вдруг опять: когда Кишинев перестанет затапливать?
После ливней большинство горожан пребывает в шоке. Одни утверждают, что мэр Кишинева не справляется, другие кивают на отсутствие помощи центральных властей, а заодно проклинают власть за то, что «зима близко» и надеются, что Иван Чебан все равно победит. Третьи пишут, что это бедствие и такого раньше не было, четвертые просто отстранились от происходящего… И лишь малая часть спрашивает: а что вообще происходит с нашими органами власти в критический момент и что произойдет в городе, если вдруг?..
Ливневый дождь в августе был дважды? Ок, но разве это неожиданное бедствие? Ливни были, есть и будут, и возникает вопрос. Мы начнем что-то делать - или продолжим бубнить: «посмотрите как у него» или «они тоже не справляются»?
В разгар ливней я пытался выехать с Чекан через Рышкановку в центр по улицам Димо и Флорилор. Здесь потоки воды постоянно тормозят транспорт. Можно, конечно, сказать, что это две нижние улицы. Но решение проблемы в таких случаях несложное. Рядом два огромных лесопарка, там можно организовать временные накопители воды – искусственные водоемы. Определить места скопления ливневых потоков по двум улицам (скорее всего, ими окажутся перекрестки) и увести воду с улиц в парки. Решение недорогое, работы можно выполнить очень быстро. Надо захотеть.
О многострадальной Албишоаре.
При ремонте улицы думали о выборах, поэтому вопросы водоотвода решались уже позже, в процессе «очищения» реки Бык.
Хорошо помню, как будущий примар Ион Чебан на предвыборных дебатах заявлял, что проблему отвода воды с Албишоары можно решить быстро и дешево. А потом, после первого дождя, вице-примар Виктор Киронда на передаче у Наталии Морарь удивил ответом: «Проблема отвода воды по Албишоаре не была частью проекта реконструкции улицы».
Нам пора перестать выдумывать, а просто констатировать ситуацию как диагноз и идти дальше. А что дальше? Нужно срочно ускорить очищение Быка, ведь воде просто некуда уходить - после улицы Александри река не очищена!
Также необходимо понять, что потоки воды с Ренаштерий (Виеру), Измаильской необходимо уводить с поверхности улиц до Албишоары! В противном случае на эти улицы просто невозможно будет заехать, и весь поток будет уходить в самые нижние точки - под мосты.
По всему городу по основным улицам необходимо определить места скопления воды при ливнях и начать реализацию программы водоотвода и временных накопителей. Сделать расчеты, построить имитационные модели, решить, как минимизировать риски по каждому проблемному месту. Эти места давно известны, здесь каждый раз затопляет, и каждый раз - неожиданно. Еще раз: замена размера ливневой канализации имеет свои технические и экономические ограничения. Поэтому все чаще за рубежом не создают огромные коллекторы, а пытаются накапливать или уводить дождевую воду к ближайшему водоему.
О работе полиции. Я не вижу ее на дорогах в момент кризиса. Полиция должна была определить безопасные маршруты и приостановить либо перенаправить движение. Именно она отвечает за транспортные потоки и помощь водителям, которые оказались в критической ситуации. Я был свидетелем проблем неопытных водителей на проблемных участках. Никто им не помогал, никто не предупреждал. Обычно это женщины, часто в их машинах дети….
В последнее время складывается впечатление, что полиции на дорогах в разы больше, но почему-то она вернулась к методам работы 90-х- начала 2000-х, когда полицейские с радарами прятались «в кустах» или группами по 10-20 человек проводили бесконечные рейды: проверки страховки, техосмотра, оплаты штрафов или просто на тему: «куда едете?». Не думаю, что так можно работать в XXI веке.
О центральной власти и служб реагирования в чрезвычайной ситуации. Можно долго критиковать местную власть и при этом не услышать: как же она предлагает решать проблему рисков наводнений по всей Молдове и в Кишиневе?
Если не может или не хочет мэрия Кишинева решить проблему – так правительство для того и существует, чтобы вывести решение таких ситуаций на национальный уровень. Для этого есть большое количество инструментов.
Правительство может самостоятельно разработать национальную программу предупреждения и минимизации рисков затоплений, создать карту мест затопления, определить перечень мер снижения рисков, сформировать целевые фонды, которые помогут местной власти софинансировать такие проекты. Можно внедрить протоколы для всех госорганов и служб на время природных катаклизмов: чтобы людей током не убивало и чтобы очередные автобусы и машины скорой помощи не заезжали под мост на Албишоару во время ливней, если уж мы не можем в ближайшее время решить проблему!
От слов про нарушения в градостроительстве можно, наконец, перейти к конкретике: провести проверку, выявить нарушения, опубликовать результаты и представить обществу итоги: кто и почему ни за что не ответил.
А так - снова политическая война. Посмотрите, примэрия не справляется! - Молчите, у вас у самих газ дорогой!
Единственное, чего мы не слышим, так это того, что примэрия и правительство наконец-то начнут взаимодействовать по критически важным проблемам города и других населенных пунктах.
Ждем очередного ливня - или начнем работать?!
Роман ГУНЯВЫЙ