Из Донецка, с ненавистью
Возможно, они ничего не почувствовали. На это надеются живые, наткнувшиеся в кровоточащих новостных лентах июля 2014 года на сообщение об обстреле посёлка шахты «Трудовская» на западе Донецка. 12 июля здесь украинские снаряды унесли сразу 12 жизней. Закрытая дверь В киевских СМИ этих людей превратят в буковки сводок, а украинские снаряды превратятся в «сепаратистские». Как и снаряды, прилетевшие в финале августа 2014 года в Калининский район Донецка. Тогда украинские формирования убили сразу две семьи: люди сгорели в автомобиле и были «накрыты» прямо перед подъездом многоэтажки, куда побежали прятаться от обстрела. Но дверь была закрыта… Возможно, они тоже ничего не почувствовали. Это так, несколько штрихов полотна, которое полностью развернуть, чтобы посмотреть картину в целом, не хотят. Кто не хочет? — Никто не хочет. Потому что нет такой ценности, которая смогла бы перевесить на весах Фемиды эти и другие жизни. Её просто нет. Мать и проститутка В российском многосерийном фильме «Чернобыль. Зона отчуждения» персонажи рассуждают, гуляя по Припяти, о том, что люди — это душа города. Город без людей выглядит как мёртвое тело человека. Всё на месте, но души уже нет. Донецк пытались обездушить активно с весны 2014 года. Сейчас — менее активно, но не менее настойчиво. Понимаю, что — надоело за семь с лишним лет, но посмотрите сводки обстрелов. Меня могут упрекнуть, что я забываю о других городах Донбасса, которые находились и пребывают под огнём ВСУ. А ещё — о тех, которые сейчас находятся под контролем Киева. Нет, не забываю. Но Донецк (не только потому, что это мой родной город) — это не просто город. Не просто столица ДНР. Не просто символ. Это — архетип. Понятие «архетип» активно разрабатывал швейцарский психолог и философ Карл Густав Юнг, термин переводится с древнегреческого как «первообраз». Но также архетип понимался как подлинник произведения искусства. Донецк — это именно подлинник. Поливают ли его грязью с одной стороны, восхваляют с другой — не важно. Донецк во внимании именно из-за того, что он — настоящий. В отличие, например, от Киева, который лишился архетипичности матери городов русских. Какая же это мать? Киев, к сожалению, теперь воспринимается как очень дешёвая жирная проститутка, присвоившая имя вашей матери… Мне могут возразить, что Донецк стал таким благодаря гражданской войне в Донбассе, а до этого был лишь «одним из городов». Не соглашусь. Убить Александра Из-за долгого диктата советской историографии мало кто вспоминает, при каком именно русском императоре начал создаваться будущий Донецк. Многие (не все), знают официальную «дату рождения» города — 1869 год. Знают такое имя, как Джон Юз. И добавляют: «англичанин». Недавно у меня был спор с дончанином, который никак не соглашался верить, что Джон Юз — не англичанин по национальности. Юз — валлиец, это кельтский народ. Почему это важно, ведь он всё равно подданный Великобритании? Это важно. Валлийцев, как и шотландцев, например, англы (будущие те самые англичане, германское племя) ненавидели лютой ненавистью. Они их просто планомерно уничтожали. Ну, как украинцы жителей Донбасса. Классический пример — предки великого русского поэта-романтика, автора первого в истории человечества психологического романа «Герой нашего времени» Михаила Лермонтова. Предки поэта — шотландцы. Они переселились в Россию, спасаясь от английских «освободителей», «воинов ООС» того времени… Донецк начал создаваться при императоре Александре II, который известен как Освободитель. И не столько благодаря отмене крепостного права, сколько благодаря освобождению славян в результате победы в Русско-турецкой войне 1877—1878 годов. Именно на Освободителя террористы (потом коммунисты их назовут «борцами за справедливость», этакими предвестниками «революций достоинства» 1917 года) объявили самую жестокую охоту. На него было совершено семь (!) покушений, в итоге император был убит. Кстати, именно Александра II украинцы (если конечно примерно знают, кто это такой), особо ненавидят. Ведь он одобрил Валуевский циркуляр — документ о приостановлении печатания на малороссийском диалекте (сейчас — так называемый украинский язык) литературы. Голос каменных песен твоих Почему — «с ненавистью»? Потому что есть и любовь. «Россия — Сфинкс. Ликуя и скорбя, И обливаясь черной кровью, Она глядит, глядит, глядит в тебя И с ненавистью, и с любовью!…», — писал поэт Александр Блок. А ещё Блок посвятил стихотворение Донбассу, где есть такие строчки: «Путь степной — без конца, без исхода, Степь, да ветер, да ветер, — и вдруг Многоярусный корпус завода, Города из рабочих лачуг… Черный уголь — подземный мессия, Черный уголь — здесь царь и жених, Но не страшен, невеста, Россия, Голос каменных песен твоих!». Александр Блок умирал тяжело, он умер в августе. Как и его оппонент, но также великий русский поэт Николай Гумилёв, расстрелянный в августе. В августе добровольно ушла из жизни поэтесса Марина Цветаева, посвящавшая стихи Блоку. В Донецке в последний день августа 2018 года объявившие охоту на Александра Захарченко террористы добились своего. Оставьте нас в покое Но в августе мы празднуем День города. День Донецка. Русский поэт (единственный дончанин, которого я могу назвать действительно поэтом) Игорь Галкин, ушедший от нас в 2016 году, писал так ещё до войны: «То чёрные деревья, то белые деревья… То нищая деревня, то мёртвая деревня… То вырубленный сад, то высохшие корни… Не надо нас спасать. Оставьте нас в покое. Когда уснёт в траве оставшийся, последний – берите как трофей наш скарб тысячелетний: распятья и мечи, мундиры и иконы… Не надо нас учить. Оставьте нас в покое». «Оставьте нас в покое», — повторю слова поэта, обращаясь к тем, которые называют себя украинцами. И к тем, кто этих украинцев выдумал. Ваша «любовь» приносит нам смерть. Я же ненавижу вас, но не желаю смерти. Оставьте нас в покое. Из Донецка, с ненавистью. Максим Газизов The post Из Донецка, с ненавистью first appeared on Донбасс Сегодня.