Январь 2012
Февраль 2012
Март 2012
Апрель 2012
Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013
Август 2013
Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014
Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014
Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015
Апрель 2015
Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019
Февраль 2019
Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024 Июнь 2024 Июль 2024 Август 2024 Сентябрь 2024 Октябрь 2024 Ноябрь 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9
10
11
12
13 14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Поиск города

Ничего не найдено

Скрипичный луч: почему искусство Леонида Когана не устаревает

Фото из СССР

Смертельная авария с участием велосипедиста

С начала года более 600 млн записей о россиянах утекло в Сеть

В Подмосковье задержан подросток, осквернивший мемориалы ВОВ

Один из величайших скрипачей XX века, «советский Паганини», педагог и основатель целой династии музыкантов, по сей день блистающих на сцене, — это всё о Леониде Когане. 14 ноября мир отмечает 100-летие со дня его рождения. Аккурат к этой дате фирма «Мелодия» выпустила почти все принадлежащие ей архивные записи артиста, в том числе ранее не изданные — в общей сложности 26 цифровых альбомов; Московская консерватория проводит большой фестиваль имени Когана, а исследователи обнародуют раритеты из семейного архива виртуоза. И дело, конечно, не в формальной дани уважения, а в неослабевающем интересе к его творчеству. «Известия» вспомнили блестящий путь Леонида Борисовича и попытались вывести рецепт его вневременного воздействия на публику.

«Послать и победить»

Путь Леонида Когана к известности был типичен для советского исполнителя. Родившись в Днепропетровске в 1924-м, он занимался на скрипке с шести лет, а в девятилетнем возрасте оказался уже в Москве — в Особой детской группе при Московской консерватории, где стал учиться у знаменитого профессора Абрама Ямпольского, который затем вел его вплоть до окончания аспирантуры того же вуза в 1953 году.

Но уже в 20 Коган стал солистом Московской филармонии и за несколько лет активной гастрольной деятельности завоевал репутацию одного из самых талантливых музыкантов страны. Поначалу его известность, впрочем, ограничивалась СССР и странами соцлагеря (в частности, в 1947‐м он победил на конкурсе Фестиваля молодежи и студентов в Праге), но в 1951 году произошло событие, которое позволило ему громко заявить о себе на весь мир.

Бельгийская королева Елизавета написала письмо Сталину с просьбой прислать делегацию советских скрипачей на конкурс ее имени в Брюсселе, который был возобновлен после войны. Вождь оставил на послании резолюцию: «Послать и победить». В жюри конкурса пригласили Давида Ойстраха — на тот момент самого известного советского скрипача, — и первоначально планировалось, что представлять страну будет его сын. Но Давид Федорович, узнав о требовании Сталина, сказал, что если нужна первая премия, то ее может завоевать только Коган. Молодой артист в это время концертировал в Поволжье, его тут же разыскали и доставили в Москву.

Ну а дальше, несмотря на огромную ответственность и давление работников посольства («если проиграешь, всем будет очень плохо»), — первая премия, Большая золотая медаль. И — старт поистине интернациональной карьеры, выступления в лучших залах мира, с самыми известными оркестрами и дирижерами (Джон Барбиролли, Лорин Маазель, Пьер Монтё, Юджин Орманди, Джордж Сэлл — вот лишь несколько имен).

Коган и товарищи

Но и, разумеется, в родной стране Коган оказался на самой вершине музыкального олимпа. Его обожали меломаны, ценили коллеги по цеху — и как артиста, и как человека. Сохранилась записка Мстислава Ростроповича, называвшего Леонида Лирой. «Из всех друзей по странам мира / Тебя предпочитаю — Лира». Или вот еще одна жемчужина корреспонденции: нотная цитата мелодии «Танца с саблями» с подписью «Лауреату Ленинской премии гениальному Когану от пьяного Арама Хачатуряна».

Даже Ойстрах, который, как считалось, относился к Когану не без ревности, признавал его дарование и общался дружески, несмотря на разницу в возрасте.

«Однажды в консерватории папа бросился к Давиду Федоровичу со словами «Вы знаете запись Хейфеца Пятого концерта Вьетана? Это потрясающе! Так играть невозможно!» На что Ойстрах посмотрел на него с усмешкой: «А ты свою запись Пятого Вьетана давно слушал?» — вспоминает в мемуарах Нина Коган, дочь музыканта, пианистка, профессор Московской консерватории.

Письма Ойстраха, Ростроповича, Хачатуряна и других выдающихся музыкантов к Когану недавно были опубликованы в научном издании, подготовленном Евгенией Кривицкой, и к юбилею оно перевыпущено в расширенном виде. Но и не зная ответов Когана, мы понимаем, что в центре практически всех переписок — музыка. И адресат посланий — бесконечно преданный музыке человек.

Он практически не расставался со скрипкой. Был очень интеллигентным, мягким, но требовательным в искусстве. Когда я в 13 лет начала с ним играть, поначалу мне было чрезвычайно сложно. Он хотел всего и сразу. Но постепенно мы привыкли к работе друг с другом. Для меня он, конечно, был в первую очередь любимым отцом. При этом я всегда испытывала полное восхищение его даром, его погруженностью в музыку, — поделилась воспоминаниями Нина Леонидовна с «Известиями».

«Это просто захватывает»

Эта творческая страсть чувствуется и в интерпретациях Когана. С одной стороны, он играет безупречно чисто, точно, филигранно. И с другой — всё это щедро окрашено эмоциями, подлинной экспрессией.

Перфекционизм, как у Леонида Борисовича, характерен, скорее, для современных скрипачей, мода на него установилась в последние пару десятилетий. Но и у Когана — нотка к нотке. Однако, когда слушаешь его, не думаешь о технических деталях. Это просто захватывает — и всё, — размышляет в беседе с «Известиями» доктор искусствоведения, составитель книги «Леонид Коган. Письма» Евгения Кривицкая.

Свою славу виртуоза Коган окончательно закрепил, первым исполнив вживую все 24 каприса Паганини — можно сказать, покорив Эверест скрипичного репертуара. Он стал лучшим интерпретатором произведений великого итальянца, и, кстати, в советско-болгарском фильме про Паганини, снятом Леонидом Менакером, именно Коган озвучил игру главного героя.

Достигая вершин в работе с классикой XVIII–XIX веков, Коган всегда с готовностью брался и за новейшую музыку. Специально для него писали Дмитрий Шостакович, Моисей Вайнберг, Арам Хачатурян, Андре Жоливе, Эдисон Денисов.

Он же был первым российским исполнителем Скрипичного концерта Альбана Берга — одного из сложнейших произведений, которое добралось до нас через несколько десятилетий после мировой премьеры и вопреки царившему в руководящих инстанциях негативному отношению к нововенской тройке (творчество Шенберга, Веберна и Берга в Советском Союзе было под полузапретом). Но, когда Коган триумфально сыграл его вместе с дирижером Геннадием Рождественским, даже скептикам стала очевидна непосредственная сила этой «формалистической» партитуры.

Современное мастерство

Сегодня, слушая переизданную «Мелодией» запись Концерта Берга, отмечаешь, насколько ярка и самобытна интерпретация Когана. И, если западные исполнители трактовали музыку нововенцев в контексте авангарда, акцентируя интеллектуальное начало, Леонид Борисович, а вслед за ним и другие отечественные исполнители, например, Владимир Спиваков, показывали романтическую искренность изломанного берговского мелодизма. Это покоряет и по сей день.

Искусство Леонида Когана — колоссальный шаг в развитии скрипичных возможностей. При этом он абсолютно современен в своем творчестве. Иногда слушаешь скрипачей прошлых эпох и думаешь: «Какой нафталин!» Но в случае с Коганом этого нет совершенно. Он продолжает шагать в ногу со временем, — уверена Нина Коган.

Это мнение подтверждается неослабевающим интересом к наследию ее отца. В 2019-м, когда «Мелодия» выпустила пятидисковое издание к 95-летию со дня рождения скрипача, оно заняло третье место среди всех продаж фирмы, владеющей богатейшим каталогом лучших советских и российских музыкантов.

Как рассказала «Известиям» первый заместитель гендиректора «Мелодии» Карина Абрамян, записи Когана — одни из самых востребованных, особенно на азиатских рынках (Япония, Китай). Чтобы удовлетворить этот интерес, фирма больше года работала над оцифровкой и реставрацией архивных фонограмм, и теперь огромный аудиомассив — 26 альбомов — доступен в цифровом виде на всех основных стриминговых платформах. Для меломанов это настоящий клондайк музыкальных впечатлений; для профессионалов, ныне живущих скрипачей, — образец, эталон мастерства.

Впрочем, на современное исполнительство Леонид Борисович продолжает влиять не только собственными записями, но и через своих воспитанников и представителей династии Коганов. Сын Павел — выдающийся дирижер, внук Даниил — один из ведущих российских скрипачей, дочь Нина и внучка Виктория Коган-Корчинская — известные пианистки. Многих представителей школы Когана можно услышать на проходящем сейчас в Московской консерватории фестивале (кульминационный концерт цикла состоится в день юбилея в БЗК). Но и когда смотр закончится, их имена регулярно будут мелькать на афишах. В конце концов, от Леонида Когана они унаследовали не только конкретные исполнительские приемы, но и отношение к музыке и профессии. А это, пожалуй, главное.


Читайте также

В тренде на этой неделе

Скрипичный луч: почему искусство Леонида Когана не устаревает

С начала года более 600 млн записей о россиянах утекло в Сеть

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я