Мы в Telegram
Добавить новость
< >
Январь 2012
Февраль 2012
Март 2012
Апрель 2012
Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013
Август 2013
Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014
Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014
Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015
Апрель 2015
Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019
Февраль 2019
Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1
2
3
4
5
6 7 8
9
10
11
12
13 14 15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено

Танкист вспыхнул как спичка. Война глазами фотографов

0 16

Внучка о деде-фронтовике из Тетюш: «Долгое время считался без вести пропавшим»

Каменские поисковики ищут родственников солдат и командиров, умерших от ран в местном госпитале в фронтовые годы

В Ростове от клещей обработали почти 320 гектаров городских территорий

В Кривом Роге в ТЦК умер военнообязанный

Первое фото войны

Одной из самых первых фотографий войны по праву можно считать снимок Евгения Халдея, сделанный 22 июня 1941 года в Москве на улице 25 Октября. На кадре запечатлены люди, слушающие известную речь Молотова о нападении Германии на СССР. Как выяснилось, многие редакторы газет и информагентств узнали о случившемся чуть раньше остальных. Они воспользовались моментом и вызвали своих корреспондентов на работу, несмотря на то, что было воскресенье.

Фотограф Евгений Халдей в числе других также приехал в редакцию Фотохроники ТАСС, располагавшейся тогда на улице 25 Октября (ныне Никольской). Из окна он увидел собирающихся на тротуаре людей в ожидании важного правительственного сообщения, о котором всех предупредили заранее. Халдей тут же схватил свою камеру и выбежал на улицу. В это время на другом конце Москвы его коллега Иван Шагин тоже запечатлел на плёнку этот момент. Им удалось с неимоверной точностью передать состояние и эмоции людей, узнавших о начале войны, запечатлеть образ народа, которому предстоит пройти через страшные и тяжёлые испытания.

фотографСССР. Москва. 22 июня 1941 г. Жители города у репродуктора на улице 25 Октября во время радиосообщения о нападении гитлеровской Германии на Советский Союз. Фото: Евгений Халдей / victory.rusarchives.ru

В первые месяцы войны фотоснимков с полей сражений почти не было. Наступление немцев было стремительным, в наших частях царили хаос и неразбериха, особенно на Западном направлении. Кадры отступающей советской армии были невозможны из-за соображений цензуры. Да и журналистов в те дни на передовой можно было сосчитать по пальцам. Как снимать войну, тогда никто ещё не знал. Соответствующий опыт был у единиц.

Никакого опыта съёмки во фронтовой обстановке ни у кого из нас не было. – вспоминал фронтовой фотограф Макс Альперт. – Перед нами была поставлена задача: оперативно присылать фотоинформацию из районов боевых действий, используя для этого все доступные и наиболее быстрые средства связи. "Оформили" нас и на случай гибели: каждому выдали по нагрудному жетону с номером. 

Известен случай, когда летом 1941 года во время отступления наших войск с Украины писатель Константин Симонов и фотограф Яков Халип встретили на какой-то сельской дороге под Днепропетровском двух босых стариков с двумя малолетними внуками. Старик был впряжён в повозку, рядом с ним шёл мальчик лет пяти-шести, на телеге поверх всевозможных вещей лежал полуголенький двух-трёхлетний малыш, а старуха изо всех сил толкала повозку сзади. Халип захотел тогда сфотографировать их, но Симонов посчитал это неэтичным, вырвал у друга камеру и затолкал его в машину.

фотографФотокорреспондент мог запечатлеть горе только одним образом – сняв его. Фото: Яков Халип / victory.rusarchives.ru

Яков Халип смог всё же сделать снимок. Он понимал, что его нигде не напечатают, но он как будто предчувствовал, что много лет спустя этот кадр станет классикой фотожурналистики.

Вспомнив это, я подумал, что тогда мы были оба по-своему правы: фотокорреспондент мог запечатлеть это горе только одним образом – сняв его, и он был прав, – рассказывал Константин Симонов. – А я не мог видеть, как стоит на обочине дороги вылезший из военной машины человек и фотографирует этого старика, волокущего на себе телегу с детьми. Мне показалось тогда стыдным, безнравственным, невозможным снимать всё это, я бы не мог объяснить тогда этим людям, шедшим мимо нас, зачем мы снимаем их страшное горе. И я тоже по-своему был тогда прав.

Камера вместо оружия

В самом конце 1941 года всех потрясло фото в газете "Правда", ставшее тогда в условиях цензуры по своей сути революционным. Под очерком военного корреспондента Петра Лидова "Таня" был опубликован снимок мёртвой девушки с петлёй на шее и обнажённой и вырезанной грудью. Именно по этому фото удалось опознать Зою Космодемьянскую. После такой публикации в газетах стали появляться снимки с фронта, полные трагизма: похороны погибших бойцов, трупы солдат и мирных граждан, разрушенные после бомбёжек дома и сожжённые немцами деревни.

Все эти кадры вызывали в людях ненависть к врагу, побуждали к борьбе и мест

Снимать на полях сражений могли только профессиональные фотографы, работающие в крупных центральных изданиях, информационных агентствах, дивизионных, армейских и фронтовых газетах. Отснятую на фронте плёнку они старались сразу же отправить в редакцию, где её проявляли и выбирали всего лишь один или два кадра, исходя из идеологических задач и требований. Практически все работы военных фотографов наполнены трагизмом, настоящей эмоцией. Многие из фотокорреспондентов погибали от пуль, осколков снарядов и бомбёжек. Тогда их негативы забирали бойцы и бережно хранили их вплоть до самой Победы. Часто фронтовые фотографы оказывались и там, где шанс выжить сводился к нулю.

Домой с фронта не вернулся фотокорреспондент газеты "Известия" Павел Трошкин. Он погиб в 1944 году под городом Ивано-Франковск, выполняя редакционное задание. Ему было 35 лет.

Получил ранение и сразу вернулся обратно на фронт Дмитрий Бальтерманц, известный своей работой "Горе".

фото"Горе". Фото: Дмитрий Бальтерманц / victory.rusarchives.ru

У фронтовых фотографов вместо оружия в руках была только камера, благодаря которой они все 1418 дней войны составляли уникальную фотолетопись того страшного времени. Их снимки, часто малоизвестные, по сей день хранят горе нашего народа, его героический подвиг – как на передовой, так и в тылу.

Не всё мог снимать

Бойцы берегли фотокорреспондентов, говорили им: "Снимайте, мы прикроем". Многие из фронтовых фотографов прошли всю войну, дошли до Берлина. Как, например, Евгений Халдей. Ему повезло, он остался жив и даже смог избежать ранений. Халдей высаживался с десантом на керченский плацдарм, практически не покидал передовой, прошагал с солдатами всю Европу. Лишь однажды осколок прошёл через его фуражку, оставленную на том месте, где он сидел всего минуту назад.

Я далеко не всё мог снимать. Один раз на моих глазах в бою загорелся танк. Он вспыхнул как спичка. Танкист высунул руку, судорожно пытаясь выбраться, но не смог. ТАКОЕ снимать невозможно. На моих фотографиях остались люди, которых не стало через несколько минут или часов: лётчики, отправлявшиеся на боевой вылет, моряки-десантники, пехота... Очень часто они просили меня переслать их фотографию родным и давали адрес. Я отправлял, а через некоторое время получал письмо: "Вы не ошиблись? Мы получили на него похоронку..." Известно, как тогда работала почта!

Героев своих снимков Евгений Халдей разыскивал много лет спустя после войны. Случалось, что они находили мастера сами, увидев своё фото в газетах или на стенде. Многие его фотографии облетели весь мир, как, например, известный снимок регулировщицы Марии Шальневой на полуразрушенной Александерплац. А работа Халдея "Знамя Победы над Рейхстагом" стала символом несокрушимости нашей страны. Мало кто знает, через что пришлось пройти автору, прежде чем фото было опубликовано во всех мировых изданиях. На снимке в действительности были запечатлены не Алексей Берест, Мелитон Кантария и Михаил Егоров, а бойцы 8-й гвардейской армии: Алексей Ковалёв, Абдулхаким Исмаилов и Леонид Горичев.

ХалдейЗаслуженный работник РСФСР, мэтр отечественной фотографии, известный военный фотокорреспондент ТАСС Евгений Халдей. Фото: Валентина Мастюкова / Фотохроника ТАСС

В разгромленном Берлине фотокорреспондентам приходилось, так же как и на передовой, трудиться день и ночь. Их снимки после Победы лучше всего передают то, что испытывали тогда люди – победители и побеждённые. Чувства и эмоции народа, победившего фашизм, очень ярко отобразил Георгий Петрусов в своей работе "Встреча на Белорусском вокзале".

Среди фотографий военных лет очень много кадров, леденящих душу. Ведь именно они стали в том числе и доказательством жутчайших преступлений Третьего рейха. Это и снимки печей крематориев, и рвы с трупами уничтоженных фашистами людей. Наши фотокорреспонденты как нельзя точно смогли передать нам и озадаченные лица нацистов и их пособников во время Нюрнбергского процесса. А работать там приходилось в очень жёстких условиях.

Евгений Халдей, Иван Шагин, Яков Халип, Всеволод Тарасевич, Анатолий Морозов, Дмитрий Бальтерманц, Макс Альперт – вот далеко не полный список авторов, вошедших благодаря своим военным снимкам в золотой фонд отечественной и мировой фотографии. Они смогли своими работами не только остановить время, но и увековечить память о подвиге наших великих предков!

 


Читайте также

В тренде на этой неделе

Каменские поисковики ищут родственников солдат и командиров, умерших от ран в местном госпитале в фронтовые годы

В Ростове от клещей обработали почти 320 гектаров городских территорий

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я