Смоленские реставраторы восстанавливают портрет императора Франца Иосифа
Большая работа. Смоленские реставраторы восстанавливают исторический портрет императора Австро-Венгрии Франца Иосифа I. Он сам называл себя «последним монархом старой школы». В честь него названа принадлежащая России Земля Франца-Иосифа. Этого правителя мы узнаем на страницах «Похождений бравого солдата Швейка» Ярослава Гашека. Из-за убийства наследника именно Франц Иосиф объявил Сербии войну, которая переросла в Первую мировую, но сам он ее не пережил.
…С трудом реставраторы водружают на мольберт портрет – полотно высотой почти два с половиной метра. И вот в мастерской возвышается император Австро-Венгрии Франц Иосиф I. Крошечными мазками реставраторы восполняют красочный слой там, где он утрачен. На первом этапе для этого используют акварель.
«И когда делаются подложечки акварелькой, живопись собирается, и уже становится ясен основной этап реставрационных тонировок в дальнейшем».
Реставраторы вспоминают, что когда два года назад произведение искусства попало в музей, его нельзя было показывать вертикально. Это было чревато новым осыпанием красочного слоя.
Портрет был семейной реликвией московского ученого Валерия Иванова. Его мать, директор черновицкой школы, в 1970-е годы спасла произведение искусства после списания из музея. Несколько десятилетий оно хранилось свернутым дома. Подарив картину смоленскому музею, Валерий Иванов содействовал ее реставрации.
Ольга Пигасова, реставратор Смоленского государственного музея-заповедника:
«На ней было несколько разрывов. И в районе разрывов произошла усадка холста. Потому что она еще попала во влажную среду. Также здесь наблюдалось огромное количество утрат грунта с красочным слоем».
Изучая другие портреты Франца Иосифа, музейные сотрудники уточнили, как был написан этот. Когда в 1906 году известный в Буковине художник Евгений Максимович начал работу над портретом для ратуши в городе Черновцы, императору было уже 76 лет. Вероятно, живописец не стал обременять пожилого правителя долгим позированием, позаимствовав несущественные детали на других картинах. Но лицо, скорее всего, написано с натуры.
Ольга Куликова, реставратор Смоленского государственного музея-заповедника:
«Он, наверное, все-таки был в его резиденции. Может быть, даже какие-то зарисовки делал. Потому что лицо написано очень хорошо».
После завершения реставрационных работ в художественной галерее будет организована выставка одной картины, и смоляне увидят величественный портрет Франца Иосифа в его первоначальном облике.