Мы в Telegram
Добавить новость
< >
Апрель 2014
Май 2014
Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015 Март 2015
Апрель 2015
Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016 Март 2016
Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019
Февраль 2019
Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024
Март 2024
Апрель 2024
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Поиск города

Ничего не найдено

Николай Самокиш: «Рисуйте правдой», ч.1

0 225

Утренние пробки в Подмосковье составили 4 балла 27 апреля

В Ульяновске офицер Росгвардии принял участие в открытии месячника героико-патриотической работы с молодёжью «Отчизны верные сыны»

На Уссурийском ЛРЗ стартовала «Неделя без турникетов»

Новый Haval H9-дешевое за дорого.

Этими словами начинается духовное завещание выдающего мастера батальной живописи академика Николая Самокиша, оставленное ученикам и всем будущим поколениям художников: «Рисуйте правдой, любите своё дело, тратьте на каждое полотно столько времени, пока оно не заиграет перед вами красками подлинно художественного мастерства». Сам Николай Семёнович достиг этой высочайшей вершины: каждое его полотно играет красками подлинного художественного мастерства.Портрет Н.С. Самокиша

Родился мастер на Украине в Нежине 25 сентября 1860 года. Дошкольные годы провёл в старинном казацком селе Носовке в семье деда по матери черниговского казака Дмитрия Ивановича Сеника. В селе сохранялись памятники далёкого боевого прошлого. В центре – остатки вала и рва, ограждавших поселение от грабительских набегов крымских татарских орд. На главной площади стояли пушки времён Богдана Хмельницкого. В кладовой деда висела большая казацкая сабля, принадлежавшая прадеду – предмет восхищения маленького Мыколы. Как знать, может быть, это окружение и повиляло впоследствии на выбор художником любимого жанра. Вернувшись в Нежин, он окончил 4 класса историко-филологического института, созданного на базе «гимназии высших наук и лицея князя Безбородко» – знаменитого учебного заведения, в котором в свое время учился Николай Гоголь.

Знаменитым Николай Самокиш стал в России. Здесь он получил прекрасное образование в Санкт-Петербурге в Императорской академии художеств. Уже в студенчестве добился значительных успехов: за картину «Возвращение войск на родину» получил первую малую золотую медаль, вскоре к ней добавилась вторая – за картину «Эпизод из битвы при Малом Ярославце». А его картину «Прогулка» приобрёл для своей галереи Павел Третьяков. В 1885 году за дипломную работу «Русская кавалерия возвращается после атаки на неприятеля под Аустерлицем в 1805 году» получил большую золотую медаль, а в 1890 за работу «Табун орловских рысистых маток» был удостоен звания академика. В отзыве Академии художеств ещё в январе 1895 года, когда будущей мировой знаменитости было всего 35 лет, отмечалось: «Н.С. Самокиш своими трудами в области искусства приобрел себе славу талантливого художника и как иллюстратор художественных изданий принадлежит к числу очень немногих в России, могущих соперничать по существу с лучшими зарубежными иллюстраторами».

Ему были подвластны все жанры, но любимой стала батальная живопись. Своё профессиональное пристрастие сам художник объяснил так: «Я выбрал своей специальностью батальную живопись, так как считаю войну величайшей трагедией человечества». И изображал эту трагедию с предельной экспрессией, достигая высшей степени драматизма.

После того как эффектная по динамике и колориту картина «Четверня на повороте» была в 1900 году отмечена медалью на престижной Всемирной Парижской выставке, художника привлекли к иллюстрированию одного из лучших образцов книгоиздания конца XIX – начала XX века двухтомника «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси», над которым работали такие знаменитости, как Репин, Суриков, Серов, Васнецов. Позже он проиллюстрировал 456 работами двухтомник Г. Раде «23 000 миль на яхте «Тамара»: Путешествие Их Императорских Высочеств Великих Князей Александра и Сергия Михайловичей в 1890-1891 годах», четырёхтомный труд Н. Кутепова «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси», «Подвиг 300-летнего служения России Государей Дома Романовых», которые стали жемчужинами книгоиздательского искусства. Текст исследования А. Валуевой «Севастополь и его славное прошлое», ставшего библиографической редкостью, также оживляют 34 рисунка Самокиша. Русская армия приобрела в лице Самокиша одного из самых талантливых своих летописцев, стоящего в одном ряду с Ф.А. Рубо и В.В.Верещагиным. Н.С. Самокиш. «Тройка (на разгоне)», 1905 г.

В мае 1904 года художник по заданию журнала «Нива» уезжает на поля сражений русско-японской войны. Результатом поездки стал альбом «Война 1904–1905. Из дневника художника». В выразительных экспрессивных рисунках в одном из самых массовых иллюстрированных журналов о русско-японской войне «Летопись войны с Японией» художнику удалось ярко и правдиво передать самоотверженность русских солдат. Наиболее знаменитая из картин того времени – «Ляоян». Это полотно, посвящённое одной из самых жестоких битв между русской и японской армиями, в 1910 году поместили в военную галерею Зимнего дворца. К сожалению, многих картин в интернет даже и не выложено.

С именем Николая Самокиша связно развитие художественного образования в Крыму, куда он переехал по настоянию врачей. Здесь в полную силу развился его педагогический талант, который начал проявляться в 1911 году после назначения руководителем батальной мастерской Императорской академии художеств. Художник коренным образом изменил существующую систему обучения, выдвинув на первый план работу на пленэре, чего до него не было. Причём, он организовывал работу на открытом воздухе так, что студенты знакомились с натурой в непосредственном соприкосновении с ней. Обязательными стали в числе предметов академического курса обучение верховой езде, владению оружием, посещение зрелищ, на которых учащиеся наблюдали движение лошадей и посадку всадников.Императорская Академия Художеств, батальный класс профессора Н.С. Самокиша (фрагмент). 1915 г.Императорская Академия Художеств, батальный класс профессора Н.С. Самокиша. 1915 г.Императорская Академия Художеств, батальный класс профессора Н.С. Самокиша. 1915 г.Р.Р. Френц, профессор Н.С. Самокиш, П.И. Котов, П.В. Митурич, П.Д. Покаржевский, К.Д. Трофименко. 1915 г.Н. С. Самокиш. 1915 г.

Во время Первой мировой войны он не раз выезжал с учениками на фронт, чтобы, как писал, «увидеть войну как она есть на самом деле, а не на картинах». Художник поселяется в Евпатории, где между процедурами делает эскизы с натуры, занимается с учениками, участвует в создании городского Дворца культуры, художественной студии и даже заведует художественным отделом краеведческого музея.Н.С. Самокиш в мастерской, 1930-е годыН.С. Самокиш в мастерской, 1930-е годы

Но для работы художнику-баталисту нужно было общение с участниками революции и Гражданской войны, что было невозможно в тихой Евпатории. Нужны были архивы для изучения исторических материалов, библиотека. Нужны были лошади, военное обмундирование, снаряжение для работы с натуры. Всё это было лишь в уездном городе, и Самокиш переезжает в конце 1921 года в Симферополь. Новый период жизни и творчества начинает с организации художественной студии. Педагогическую деятельность, без которой уже не может, успешно сочетает с созданием живописных полотен, с иллюстрацией книг и журналов.

Маленькой студии, организованной Николаем Семёновичем в 1923 году, в ознаменование 75-летия мастера в 1937 году было присвоено имя создателя, а через два года её преобразовали в Государственное среднее художественное училище имени академика Н.С. Самокиша.Памятник Н.С. Самокишу перед художественным училищем в СимферополеПамятник Н.С. Самокишу перед художественным училищем в Симферополе

Советская власть уважала достижения художника и отмечала их почётными званиями, премиями, орденом. В советский период мастер создал полотна о Красной Армии и освободительной борьбе украинского и русского народов: «Разведка» (1923), «Пулемётная тачанка» (1930), «Бой Максима Кривоноса с Иеремией Вишневецким» (1934), «Переход Красной Армии через Сиваш» (1935), «Н. А. Щорс в бою под Черниговом» (1938) и другие.

Во время немецкой оккупации Крыма (1941—1944) он оставался в Симферополе. Масштаб личности Самокиша таков, что не укладывается в привычные рамки. Это был великий труженик, до самой своей смерти, не оставлявший кисти и пера. В 1940 году после того как 80-летний художник был награждён орденом Трудового Красного Знамени, решением городского совета улицу Кооперативная, на которой жил мастер, переименовали в улицу Самокиша. Но этот факт почему-то забудется, и на свет выплывет легенда о том, что переименования произошло по инициативе фашистских оккупантов в 1941 году.

– Эта легенда время от времени всплывает как быль, – говорит сотрудник городского музея Симферополя Людмила Вьюницкая. – Хотя в одной из экспозиций был выставлен документ, подтверждающий нелепость слухов – довоенное решение властей города. Наверное, ещё сбивает с толку и сохранившийся план Симферополя 1941 года, который составили оккупанты. А ещё – провокационная статья в газете «Голос Крыма», выходившей в годы оккупации, в которой художнику приписали слова о «глубочайшем уважении к храброму немецкому солдату». Кое-кто решил, что переименованием улицы отметили «заслуги» перед нацистским режимом выдающего художника, которых на самом деле не было.

Сказанному научным сотрудником музея есть подлинные подтверждения очевидцев. Одно из них – в книге «Поединок с «чёрной тенью» писателя Георгия Северского, командовавшего в годы войны партизанским соединением в Крыму, оно не оставляет сомнений в чистоте помыслов и преданности Родине Николая Самокиша. В дни, когда отмечалось его 100-летие, в «Крымской правде» были опубликованы воспоминания соседа художника библиотекаря В. Маркова: «Как только советские войска вошли в Крым, общественность Симферополя ответила на провокацию фашистов большой выставкой, на которой почётное место занимали патриотические картины Самокиша. Жаль только, что не было здесь последнего большого полотна художника. Предвидя неизбежный конец гитлеровского нашествия, Самокиш всю свою силу ненависти вложил в картину и назвал её «Бегство немцев». Жена художника, боясь, что оккупанты обнаружат картину, уничтожила её. Николай Семёнович жил и умер как патриот».

Заслуженный деятель искусств РСФСР 84-летний Николай Самокиш скончался 18 января 1944 года, за несколько месяцев до освобождения Крыма Советской армией. Он был сильный старик, но его добила очень некрасивая история. Последняя супруга Наталья Добровольская, фиктивно оформившая с 86-летним Самокишем брак, в большой квартире старика устроила немецкий салон. Несколько раз в месяц в одной из комнат звучали смех, анекдоты на немецком и звон бокалов. Кроме того, так называемая супруга пыталась тайком продавать картины Николая Семеновича и его учеников. Такого предательства Самокиш пережить не мог – он перестал разговаривать и фактически объявил голодовку. Заслуженный деятель искусств РСФСР 84-летний Николай Самокиш скончался 18 января 1944 года в Симферополе, похоронен на городском кладбище рядом с Всесвятским храмом.Вторая жена оказалась лишней
Вторая жена художника действительно кое в чем была виновата. Например, в запоздалых посмертных обвинениях в измене родине, которые звучали в адрес художника после войны, и в проблемах с советской властью, что возникли после победы у его учеников. На самом же деле вторая жена Самокиша была фантомом. Вернее фантасмагоричным по существу является сам второй брак художника. Говорит директор Ассоциации заповедников и музеев Крыма Сергей Пушкарев:
- С Натальей Георгиевной Добровольской Николай Семенович познакомился в Харькове. В мастерской ее мужа известного художника. Самокишу тогда было под 80 лет. После того, как началась война, женщина овдовела и решила «помочь» старику и увезла его из Харькова в Крым. В Симферополе, в период оккупации она создала художественный салон и начала охоту за работами мастера. Сам художник для салона Добровольской ничего специально не писал. Она выманивала и выменивала картины разными хитроумными путями с целью продать их ценителям искусства, каких было немало среди представителей оккупационных властей. А потом предприимчивая дама решила женить на себе 82-летнего Самокиша. Наверное, ее вела мысль о том, чтобы после его смерти получить все и сразу. Подчеркиваю, в то время Николаю Семеновичу было уже 82 года. И единственное в чем он нуждался, так это в уходе. Аферу с женитьбой молодой «невесте» пришлось проворачивать самостоятельно. Надо заметить, она вполне преуспела в этом деле и таки добилась статуса супруги. Только вот вместо Самокиша на бракосочетании в качестве жениха присутствовало подставное лицо. Ни сам художник, ни женщина, некая Роксан (Надежда) Ивановна, с которой он в то время жил ничего о тайком затеваемой свадьбе не знали. Что дает основание утверждать подобное? Достаточно сличить подписи на двух документах: свидетельстве о браке и духовном завещании. Подписи существенно разнятся! Зачем была проведена вышеуказанная махинация, еще предстоит узнать. Судьба отомстила второй жене Самокиша за пятна на репутации мастера. Женщина умерла при весьма загадочных обстоятельствах в поезде, когда возвращалась из Калининграда в Харьков.

Созданное им училище переросло в высшее учебное заведение, в котором получают образование талантливые молодые люди из разных уголков Украины, а теперь России. К 150-летию мэтра, в училище создан музей, рассказывающий о жизни и творчестве Самокиша. Здесь представлены оригинальные документы и фотокопии, собранные не только в Крыму, но и в Нежине, на родине художника, и в Харькове, где после войны недолго просуществовал музей Самокиша. В экспозиции отражены разные периоды жизни и творчества мастера. В центре – бюст, выполненный известным скульптором Е. Вучетичем.В музее художника

– Жаль, что не всё запланированное к 150-летию Самокиша в 2010 году было выполнено, – сетует исполнительный директор Ассоциации заповедников и музеев Крыма Сергей Пушкарёв. – Так и не установлены мемориальные памятные доски в Евпатории, где он, пусть и короткий, но очень плодотворный период жил и работал, и в Алупке, на доме, где он подолгу гостил у своего друга директора Воронцовского Дворца-музея, первого председателя Союза художников Крыма Яна Бирзгала.

Хочется надеяться, что правительство России поможет крымским властям вернуться к этим задумкам и претворить их в жизнь. А теперь посмотрим работы художника.Николай Самокиш (1860-1944). Сцена русско-японской войны. 1904. Частная коллекция. Николай Самокиш (1860-1944). Кавалерийское сражение. Центральный музей Вооруженных Сил, Москва. Источник http://www.the-athenaeum.org/Николай Самокиш (1860-1944). Кавалерийское сражение. Центральный музей Вооруженных Сил, Москва. Николай Самокиш (1860-1944). Поражение врангелевскихвойск под Перекопом. 1938. Центральный музей Вооруженных Сил, Москва. Источник http://www.the-athenaeum.org/Николай Самокиш (1860-1944). Поражение врангелевскихвойск под Перекопом. 1938. Центральный музей Вооруженных Сил, Москва. Николай Самокиш (1860-1944). На исходе боя. 1888. Красноярский художественный музей, Красноярск. Николай Самокиш (1860-1944). Схватка. 1914. Частная коллекция. Николай Самокиш (1860-1944). Бешенные кони. 1912. Николай Самокиш (1860-1944). Тройка. Литография А. Ильина. Николай Самокиш (1860-1944). Тройка. Севастопольский художественный музей, Севастополь. Николай Самокиш (1860-1944). Тройка. 1917. Национальный художественный музей Украины, Киев.  Николай Самокиш за работой. Источник http://1.bp.blogspot.com/Николай Самокиш за работой.Война 1904—1905. Из дневника художника. 1908.Русско-японская война. Переход через реку Тай-Дзы-Хе. 1904.

Конные подразделения Русской императорской армии начала XX века

Лейб-гусарыЛейб-гусары (Николай Самокиш)

Кирасиры Ее ВеличестваКирасиры Ее Величества (Николай Самокиш)

Конная гвардияКонная гвардия (Николай Самокиш)

КавалергардКавалергард (Николай Самокиш)

Кирасиры Его ВеличестваКирасиры Его Величества (Николай Самокиш)

Конно-гренадерыКонно-гренадеры (Николай Самокиш)

Лейб-уланыЛейб-уланы (Николай Самокиш)

Гродненские гусарыГродненские гусары (Николай Самокиш)

КирасирыКирасиры (Николай Самокиш)

Лейб-драгуныЛейб-драгуны (Николай Самокиш)

Рядовой 11-го драгунского полкаРядовой 11 драгунского полка (Николай Самокиш)

Казак на плацуКазак на плацу (Николай Самокиш)

АтаманцыАтаманцы (Николай Самокиш)

Уральские казакиУральские казаки (Николай Самокиш)

Забайкальский казакЗабайкальский казак (Николай Самокиш)

Возвращение русских кавалергардов (картина Н.С. Самокиша)

Николай Самокиш. Бой под Ярославом. Журнал Нива №45, 1914  №45-1914, 8 ноября

Атака гусар Кульнева у Клястиц 20 июля 1812 г.

Атака лейб-гвардии Литовского полка при Бородино

Атака Каргопольского драгунского полка на французскую батарею.

Атака лейб-гвардии Егерского полка в сражении при Кульме.

Атака Шевардинского редута.

Бой за Малоярославец.

Гусары Павлоградского полка поджигают мост.

Атака на турецком фронте

Бой за знамя. Атака. 1922.

Вечер в Крыму

Дело у Вафангоу. 17 мая 1904

Из набега генерала Мищенко на Инкоу отряд забайкальских казаков с переводчиком

Кавалерист в Галиции

Казак взял в плен немецкого офицера

Картина «Переход Красной армии через Сиваш»

Кутузов перед битвой при Бородино

«На сопке после штурма» Война 1904—1905 (1908).

Н. С. Самокиш, «Погоня». Война 1904—1905. Из дневника художника (1908)

Н. С. Самокиш. В Алупке.1923 г.

На охоту

На постой

Подвиг солдат генерала Н.Н.Раевского под Салтановкой 11 июля 1812 года

Самокиш Н. С. 1812 год; жители оставляют Москву

Самокиш Н. С. Восточный базар

Самокиш Н. С. Казачий разъезд 

Битва под Полоцком

Самокиш Николай Семёнович. Нападение красной разведки на обоз белых. Холст, масло. 51,5х85. 1927.

Самокиш. Портрет великого князя Николая Николаевича

Самокиш. Портрет великого князя Николая Николаевича

Богушевский 3-й Василий Дмитриевич каргопольский драгунский атака на фр батарею. Самокиш

Среди его учеников известные художники: М. И. Авилов, П. И. Котов, П. В. Митурич, Г. К. Савицкий, К. Трохименко, Л. Чернов. Выдающийся мастер батальной исторической живописи оставил обширное творческое наследие, которое ещё предстоит разыскивать, изучать и восхищаться им снова и снова. Сам мастер насчитывал у себя около 10 тысяч работ, сейчас искусствоведы говорят об 11 тысяч его картин и рисунков, находящихся во многих музеях мира и частных собраниях.

http://www.krimoved.crimea.ua/samokish.htm

https://www.liveinternet.ru/community/2281209/post369711698/

https://www.liveinternet.ru/community/2281209/post369711698/

https://www.liveinternet.ru/users/andre_art/post233317746/

https://www.ritmeurasia.org/news--2014-04-20--nikolaj-samokish-risujte-pravdoj-12364

https://eaculture.ru/picture/4206

https://www.timacad.ru/news/k-160-letiiu-khudozhnika-n-s-samokisha-muzei-konevodstva-predstavit-batalnuiu-zhivopis

https://www.maslovka.org/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=2402

http://foto-history.livejournal.com/5837090.html


Читайте также

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я