Мы в Telegram
Добавить новость
< >
Апрель 2014
Май 2014
Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015 Март 2015
Апрель 2015
Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016 Март 2016
Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019
Февраль 2019
Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024
Март 2024
Апрель 2024
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Поиск города

Ничего не найдено

Краткая история сарматов. Окончание

0 12

В Ульяновске офицер Росгвардии принял участие в открытии месячника героико-патриотической работы с молодёжью «Отчизны верные сыны»

Новый Haval H9-дешевое за дорого.

Церковнослужитель Дудко: в Вербное воскресенье принято освящать вербы в храмах

На Уссурийском ЛРЗ стартовала «Неделя без турникетов»

Полностью на моём авторском сайте

Сарматы в эпоху Великого переселения народов

После  завоевания Европейской Скифии сарматы приобрели славу одного из  наиболее могущественных народов древнего мира. Вся Восточная Европа  вместе с Кавказом получила название Сарматии. Плиний, описывая народы  Северного Причерноморья, отмечает, что «имя скифов повсюду переходит в  имя сарматов».

В политическом отношении сарматская орда была  конфедерацией нескольких родственных племен. В первые десятилетия после  Р.Х. наиболее глубоко на запад – в Паннонские степи – вклинились языги;  между Доном и Днепром кочевали роксаланы («светлые аланы»), ещё дальше  на восток – аланы (или асы, «ясы» нашей летописи, предки осетин). При  первых римских императорах языги и роксаланы перешли Дунай и вторглись в  Мезию. Император Адриан (117–138 гг.) должен был выплачивать им  ежегодную дань.

По условиям мирного договора, который языги в 179  году заключили с императором Марком Аврелием, восьмитысячный отряд  языгской конницы был принят в римскую армию, при этом часть всадников  отправлялась служить в Британию. По версии некоторых учёных, например,  Жоржа Дюмезиля, именно эти сарматы явились источником кельтских мифов о  короле Артуре и рыцарях круглого стола.

В дальнейшем борьба велась  с переменным успехом. Сцены военного торжества римлян над сарматами  изображены на барельефах триумфальной колонны императора Марка Аврелия  (161–180 гг.). Наиболее ожесточённые войны на сарматском фронте империи  пришлось вести в последние десятилетия III века, при императорах  Аврелиане и Пробе, которые за свои победы над степняками получили один и  тот же титул – «Сарматский». Готы и гунны положили конец владычеству  сарматов в Северном Причерноморье, но их последняя волна – аланская орда  – докатилась до Балтики, Испании и Северной Африки, правда, уже в союзе  с другими варварами, вандалами и свевами.

Рис.28.2.Нашествия

Сарматы и славяне

О  непосредственных славяно-сарматских контактах источники умалчивают. Это  даёт основания считать, что в судьбах славян античные сарматы сыграли  незначительную роль, хотя, быть может, и несколько большую, нежели  скифы. В сарматскую эпоху иранский и славянский миры двинулись навстречу  друг другу, но подлинной взаимооплодотворяющей культурной встречи тогда  не произошло.

Рис.29.Северные границы сарматского расселения

Сарматские  кочевья располагались гораздо выше по Днепру, чем скифские, и,  возможно, соседствовали с восточной группировкой славянских племен,  продвинувшихся к тому времени к верховьям Днестра. Высказывались  предположения, что главный сарматский город, или скорее лагерь,  известный грекам под именем Метрополиса, мог стоять на месте нынешнего  Киева – эта догадка, впрочем, не подтверждается археологически.  Сарматское давление, а значит, и влияние испытывала только окраина  славянского мира. Поэтому в культурно-историческом смысле сарматское  владычество в причерноморских степях было столь же бесплодным, как и  скифское. Память о нем сохранилась только в имени «Сарматия»,  используемом античными и средневековыми писателями для обозначения  Восточной Европы наряду со «Скифией», и в некотором количестве иранизмов  в славянском языке. Заимствовать у сарматов славянам было, собственно,  нечего. Показательно, например, что металлурги среднего Поднепровья,  несмотря на географическую близость к сарматским кочевьям,  ориентировались исключительно на кельтское железоделательное  производство.

Этнокультурное слияние некоторых восточнославянских  племен с потомками сарматов (ираноязычным населением южнорусских степей)  произошло значительно позже, в VII–VIII столетиях, во время активной  славянской колонизации Поднепровья и Подонья.

Рис.30.Салтовская культура

Местом  их встречи стало Среднее Поднепровье. Асы – одни из осколков сарматской  орды – осели в Подонье и, возможно в Поросье (Салтовская культура). В  конце VII в. на северной границе асских поселений появились славяне.  Неизбежный процесс метисации соседей был ускорен нашествием хазар,  преследовавших разбитую булгарскую орду. Короткая схватка со степняками  закончилась сокрушительным поражением асов. Их поселения подверглись  полному разгрому, и в начале VIII в. созданное ими межплеменное  объединение прекратило своё существование. Тогда же, вероятно, данниками  кагана сделались и славяне, заселившие лесостепную полосу, – вятичи,  радимичи, северяне.

Спасаясь от истребления, асы устремились на  север, в полянскую землю (район Поросья). По-видимому, их расселение  среди днепровских славян происходило мирно; во всяком случае,  археологических следов военных столкновений в этом районе нет. Зато  имеются многочисленные подтверждения быстрой ассимиляции пришельцев  славянами. Поселения днепровских славян даже в Х в. не покрывали область  Поросья, а между тем многие элементы поросской культуры ясно  прослеживаются в славянских древностях этого времени. Естественно  предположить, что это обстоятельство является результатом массового  проникновения носителей культуры Поросья в славянскую среду.  Антропологические же исследования говорят, что «скифо-сарматские» (то  есть алано-асские) черты, в физическом облике киевского населения  древней Руси, как городского, так и сельского, выражены настолько ярко,  что «это сходство может быть истолковано в плане неславянской  принадлежности полян».

Рис.31.Поляне

Для  скифо-сарматского населения Северного Причерноморья характерны средний  размер черепа, довольно узкое лицо, низкий лоб и прямой, неширокий нос.

О  присутствии в «русских» дружинах киевских князей многочисленного  ираноязычного контингента достаточно ясно свидетельствуют иранские  божества Хорс (солнечное божество) и Симаргл (собака с крыльями) в  языческом Пантеоне князя Владимира.

32.Семаргл. Капитель XII века с изображением Симаргла из Борисоглебского собора (Чернигов)

33.Ближневосточный барельеф

Образование  Днепровской Руси стало той подлинной встречей славянского и иранского  миров, прелюдией к которой был тысячелетний период скифо-сарматского  владычества в Северном Причерноморье. С этого времени древнерусская  культура испытывает сильное иранское влияние.

Древнерусский словарь изобилует словами иранского происхождения – «топор», «хата», «шаровары» и др.

Через  посредство асов древняя Русь ознакомилась с вавилонскими и пергамскими  мерами длины и веса, общепринятыми в сарматский период на всем Переднем  Востоке, на Кавказе и в Северном Причерноморье. Так, древнерусская  «большая гривенка» или «русский фунт» соответствует вавилонской мине, а  «пуд» — вавилонскому таланту; пергамский «палец» равен русскому  «вершку», а «шаг» — «аршину».

Днепр, Дон, Днестр — скифо-сарматские названия.

Русское  народное искусство восприняло многие иранские мотивы. Наиболее яркий из  них – излюбленный сюжет древнерусской вышивки: женщина на коне или  между двумя конями, под копытами которых, а также наверху изображены по  два знака свастики, — вероятно, солнце в «верхней» и «нижней» полусфере  небес. Почитание скифами Великой Матери отмечено ещё Геродотом; этот  культ был характерен и для алан.

34.Древнерусский орнамент с различными вариантами этого сюжета

Древнерусские  былины знают немало случаев женитьбы киевских витязей на  богатыршах-«поляницах», которые выезжают «в чисто поле поляковать, а  искать же себе-ка супротивничка».

Рис.35.Богатырша-поляница

Причём,  как правило, они превосходят мужчин-богатырей силой, удалью и боевым  искусством. Вот Добрыня трижды наезжает на случайно встреченную в степи  поляницу Настасью, пытаясь сбить её с коня ударами палицы по голове. На  третий раз Настасья, наконец, обращает на него внимание:

Думала же, русские комарики покусывають,

Ажно русские богатыри пощелкивають!

А своё предложение жениться на ней она облекает в следующую форму:

Сделай со мной заповедь великую,

А не сделаешь ты заповеди да великия –

На долонь кладу, другой сверху прижму,

Сделаю тебя я да с овсяный блин.

Богатырю  Дунаю хоть и удаётся победить в поединке Настасью-королевичну, но  затем, на свадебном пиру, она одерживает верх в соревновании на  меткость: пущенная ею «стрелочка калёная» попадает в лезвие ножа,  которое «рассекает стрелочку на две половиночки»; Дунай между тем трижды  промахивается и в сердцах направляет четвертую стрелу «во Настасьины  белы груди».

В этих сюжетах нашёл отражение факт многочисленных  браков русских дружинников с представительницами знатных родов алан.  Девушка-воительница — обычная фигура в фольклоре ираноязычных народов  Великой степи, причем в наиболее древних преданиях их героини, для того  чтобы выйти замуж, должны непременно убить врага. В Дмитриевском  могильнике на территории салтовской культуры (в верховьях Северского  Донца) около 30 % женских захоронений, относящихся в подавляющем  большинстве к IX в., содержат предметы вооружения: топорики, луки со  стрелами, кинжалы, сабли. Вместе с оружием в погребениях в большом  количестве находятся амулеты. Обращает на себя внимание то  обстоятельство, что ноги этих женщин связаны, а у некоторых покойниц  кости конечностей даже вынуты из могилы. Археологи полагают, что этот  погребальный обычай отражал «желание живых максимально обезвредить  мертвеца, лишить его возможности выхода из могилы. Очевидно, самыми  опасными признавались женщины с амулетами, т. е. женщины, наделённые  какими-то сверхъестественными возможностями, которые после их смерти  желательно было бы предельно ослабить» [Плетнева С. А. «Амазонки» как  социально-политическое явление].

В сарматских погребениях, и что  важно, не только в них, археологи иногда находят черепа с удлинённой  задней частью. Некоторые специалисты предполагают, что речь может идти  об обычае искусственной деформации черепа, когда новорождённому ребёнку  перетягивают голову повязкой. На территориях северного Причерноморья,  Кубани и Северного Кавказа такой обычай наблюдался с XXII по VII—VI века  до нашей эры. «Сарматский ритуал» постепенно исчез с территории России  вместе с самими сарматами, но, возможно, остался запечатлённым в  народном костюме, в частности, в кокошнике.

Рис.36.Кокошники

Сарматизм в Польше

В  XV–XVII веках, в эпоху, когда складывались современные нации, интерес к  сочинениям древнегреческих и древнеримских писателей сильно вырос. В их  произведениях политологи раннего Нового времени стали искать истоки  своих государств и наций. И если для большинства западноевропейских  стран общим государством-предком была Римская империя, а для немцев –  победоносные древнегерманские племена, то в сарматах стали искать своих  предков поляки. В Польше это привело к созданию целой идеологии  сарматизма — своего рода генетического мифа. Шляхтичи считали себя  потомками сарматов, грозы западного мира и культурных соседей дикого  востока, а также были уверены, что гербы польской знати были скопированы  с сарматских тамг (родовых знаков).

Рис.37.Родовые тамги и польские гербы

Это  породило шляхетские вольности, республиканизм, восточная любовь к  роскоши, заимствование культуры барокко и господство католицизма,  переросшее в идею о мессианстве Речи Посполитой.

Сарматы — предки славян, осетин и других народов Кавказа?

В  средневековых польских хрониках и русских летописях XVI – XVII вв.  бытовала версия происхождения русов от сармат. Дело тут в очевидной  близости названий «рокс» и «рус». Сохранилась она и в фольклорных  сказаниях, и в трудах первых русских историков – В. Н. Татищева и М. В.  Ломоносова. Так она выглядит в «Синопсисе» – своеобразном учебнике по  истории второй половины XVII в.:

«…Под тем Сарматским именем все  прародители наши Славенороссийские, Москва, Россы, Поляки, Литва,  Поморяне, Волынцы и прочая заключаются… От тех же Сарматских и  Славянороссийских осад той же народ Росский изыде, от него же неции  нарицахуся Россы, а иныи Аланы, а потом прозвашася Роксоланы, аки бы  Росси и Аланы…»

Аланы — ираноязычный народ, живший на территории  Северного Кавказа, приняли христианство раньше Руси (916 год), воевали  во Франции и Испании, дружили с Византией. После алан на Кавказе  остались полуразрушенные города и уцелевшие храмы (в Нижнем Архызе).

На  аланское наследие претендуют представители нескольких народов Северного  Кавказа. При этом основания у всех разные. Для осетин главным  аргументом служит их язык, который, как и аланский, относится к группе  восточно-иранских языков.

В течение XIX века было высказано  несколько гипотез относительно происхождения и языковой принадлежности  алан. Но только в 1880-х годах российскому историку, фольклористу и  филологу Всеволоду Миллеру удалось привести убедительные аргументы в  пользу их ираноязычия и доказать связь осетинского языка с аланским. В  начале ХХ века эта гипотеза была подхвачена осетинскими интеллектуалами.

Но  популярность она получила только в 1920—1940 годы. Этому способствовал  политический фактор — формирование СССР, в состав которого входила и  Северо-Осетинская автономная республика. Тогда каждой республике нужно  было иметь свою писаную историю. И государство буквально требовало от  местных учёных такие истории создавать, а затем пропагандировать их  через школы и СМИ. В этом процессе активно участвовали учёные Северной  Осетии, доказывавшие прямую связь между осетинами и скифо-сарматским  миром, к которому принадлежали и аланы.

Русский этноним «осетины» происходит от грузинского названия алан — «овсы» и Алании — «Овсети».

Ингуши, а также карачаевцы и балкарцы обратились к аланскому вопросу уже позже.

У  балкарцев и карачаевцев сохранилось немало культурных особенностей,  позволяющих видеть в них потомков алан, сменивших свой язык. Это  башенная архитектура, склепы, некоторые излюбленные виды пищи, обычаи,  связанные со стрельбой из лука, и прочее. К тому же на территории  Карачаево-Черкесии сохранились уникальные аланские христианские храмы.

Что  касается ингушей и чеченцев — их далёкие предки тоже жили на территории  аланского государства. Существует гипотеза, что столица Алании, город  Магас, находился на территории современной Чечни (Алхан-Калинское  городище). Все это тоже даёт им основание претендовать на аланское  наследие.

До войны историей ингушей вообще почти никто не  занимался, и она была плохо известна. Что касается карачаевцев и  балкарцев, то до войны акцент делался на их тюркский язык, что  заставляло причислять их к тюркам. И тогда их прошлое рассматривалось в  рамках тюркской истории. Так что интерес к аланам у них появился только  после депортации.

В.П. Алексеев в работах «Происхождение Народов  Кавказа» (1974) и «Историческая антропология и этногенез» (1989) пытался  обосновать автохтонность осетин на Кавказе и отрицал их этническую связь  с аланами.

-------------------------------------------------------

Я зарабатываю на жизнь литературным трудом.

Буду благодарен, если вы звякните пиастрами в знак одобрения и поддержки 

Сбербанк 4274 3200 2087 4403

У этой книги нет недовольных читателей. С удовольствием подпишу Вам экземпляр! 

Последняя война Российской империи (описание и заказ)


Читайте также

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я