Роль старчества в укреплении духовно-нравственных основ российского государства
Восточно-христианское монашество с самых ранних этапов своей истории включало в себя институт старчества. В последние десятилетия феномен русской святоотеческой традиции подробно изучается как отечественными (С.И. Смирнова, В.А. Экземплярский), так и западными исследователями (Ф. Шпидлик, Г. Бунге). За это время ученые наполнили содержанием понятие старчества и выявили его характерные черты. Старчество преимущественно относят к деятельности, связанной с духовным руководительством.
Духовное наставничество над послушниками осуществляет старец – многоопытный монах, который мог и не быть столь старым по возрасту. Ученик и его руководитель жили, как правило, вместе, в монастыре, где и происходил духовный процесс становления послушника и возрастания его в подвижника. Старцу надлежит через опыт аскезы показать, что жизнь в подвиге развивает у человека духовные способности. Георгий Флоровский отмечает, что духовная практика открывает человеку природу его души, «…это самопознание дает прозорливость… В прозорливости обосновывается право на духовное руководство». Основой служения послушника является его послушание старцу.
Внешняя сторона этого обета заключается в беспрекословном исполнении любых заданий и повелений старца, внутренне же его содержание состоит в отсечении своей воли и самопознание. За свою многолетнюю историю старчество переживало и развитие, и спад, зарождалось в разных странах, с одной стороны продолжая опыт исихазма, с другой – приобретая новые черты и переходя в иные формы древнего института. В России основателем русского старчества считается святой преподобный Паисий Величковский (1722-1794), служивший на Афоне и Молдовлахии. Однако будет справедливо указать на то, что к этому времени на Руси духовное движение уже имело место в деятельности соловецких старцев, сподвижников Саровской, Санаксарской пустыни, Смоленщины. В конце XVIII века вопреки петровским притеснением монашества, начинается настоящий подъем так называемого "монашеского строительства", у истоков которого стоял преподобный Сергий Радонежский.
В годы царствования Александра I исконно русское старчество и течение, основанное Величковским и продолжаемое его учениками слились в единое целое. К этому времени более 200 монастырей и обителей (согласно данным С.И. Четверикова) уже были пропитаны влиянием и духовными установками преподобного Паисия, который распространял идеи через своих последователей. Одним из крупнейших центров духовного значения считалась Оптина пустынь, основанная в XVI веке. Именно в этом месте берет свое начало знаменитое русское старчество [1]. Данное направление духовной службы в кратчайшие сроки обретает большое влияние на нравственную составляющую жизни российского общества. Это обусловлено некоторыми социокультурными аспектами старческого служения. Основная идея состоит в том, что старцы находились вне сословий, а для России того времени это было очень нетрадиционно. Монахи помогали всем людям, обратившимся к ним с просьбой. Вследствие чего, вне зависимости от социального положения у людей образовывались некие общие ценности, построенные не на иерархии законов и чинов, а на вере и благодати.
Преподобные Каллист и Игнатий определи список некоторых добродетелей, которые всякий послушник обязан соблюдать: 1. чистую и нелестную веру старцу своему в такой мере отдавать, чтобы смотреть на него, как на самого Христа, и, как Христу, повиноваться ему; 2. чтобы истинствовать в деле, и в слове, и в точном исповедании помыслов; 3. не творить воли своей, но всегда отсекать волю свою; 4. не прекословить и не спорить; 5. точно и искренне все исповедовать старцу своему. Исходя из этих принципов, всякий приходящий к старцу с просьбой о помощи невольно принимал в свою жизнь его идеологию и манеру поведения в той или иной ситуации. В русском старчестве особое место занимают наставники, монашеские подвиги которых вошли в историю православия. Рассмотрим краткие биографии наиболее известных из них. На монашеский подвиг преподобного Варнаву Гефсиманского (1831-1906) благословил старец Геронrий, подвизавшийся в Зосимовской пустыни близ Нарофоминска. «Проста, убога была келийка старца, - пишет профессор Московской духовной академии Д.И. Введенский, но думается, что ни одно благотворительное учреждение за все время своего существования не собирало столько обездоленных несчастных, больных духовно и телесно, сколько их перебывало в этой убогой обстановке у неутомимого старца. С раннего утра и до позднего вечера, и особенно в Великопостные и летние дни, идут и идут бывало к старцу в эту скоромную келию люди всех званий, сословий и состояний - и сановники и ученые, и духовные, и простецы-паломники.
Всех-то с улыбкой и любовью принимал прозорливый благообразный, несколько согбенный старец с умными проницательными глазами, в поношенной ряске, в простой иноческой одежде. Недолюбливал только, бывало, старец тех, кто заходил прямо к нему, не приложившись к чудотворной Черниговской иконе Богоматери. Все приходящие назывались старцем «сынками» и «дочками», и никогда никого не называл «Вы» всегда на «Ты». Среди «сынков» был, например, оберпрокурор Святейшего Синода В. Саблер и Государь император Николай II, пришедший с покаянием к старцу в начале 1905 года. Среди множества трудов и подвигов преподобного Варнавы особое место, бесспорно, занимает достославное дело создания Иверской обители [2]. Первые годы подвижничества старца Феофана, архимандрида Феофанского (1752-1832), проходили в Cаровской пустыни и Санаксарском монастыре. Здесь изучил он монашескую азбуку: терпение, строгость к себе, безусловное послушание. Вместе с другими он исполнял после долгой церковной службы разные послушания, в которых настоятель принимал участие: рубил дрова, топил печи, готовил на кухне, пек хлеб, мёл полы. Во время жизни в Санаксаре Феофан познакомился со святителем Тихоном Задонским, который приглашал его даже остаться в Задонске. К нему обращалось много мирских лиц. Он принимал всех. В обитель приходило много писем, на которые старец заботливо отвечал.
Слух о трудах Старца Феофана дошел и до Петербурга. Государь Александр I пожаловал ему митру и наперстный крест и, по его ходатайству увеличил штат Новозерского монастыря [3]. Преподобный Нил Сорский (1433-1508) происходит из дворянского города Майковых. Родился в 1433 году и положил начало иноческой жизни в Белозерской Кирилловой обители, где пользовался советами мудрого старца Паиссия Ярославова. Вместе с учеником своим и сотрудником монахом Иннокентием, из рода бояр Омeбининых, несколько лет преподобный провел на Афонской горе в константинопольских монастырях. Тут он изучил все виды монашеского подвижничества и в особенности - скитское жилье. Преподобный Нил главным образом везде старался вникнуть в смысл и дух так называемого умного иноческого делания, внутреннего испытания, все применяя к себе, к собственной духовной жизни. Он внимательно изучал и проходил наставления богомудрых древних отцов.
Слава блаженного Нила воссияла гораздо дальше стен русских обителей. Когда в Новгороде открылась ересь, всюду распространены были идеи ожидания кончины мира в 1492 году, архиепископ Новгородский Геннадий просил Иоасафа, архиепископа Ростовского, посоветоваться с преподобным Нилом, что он думает об этих ожиданиях. Царь Иоанн Грозный в 1590 году хотел построить каменный храм над гробницею преподобного Нила, но богоносный ревнитель скитской простоты в сонном видении запретил царю эту постройку [1]. Рассмотренные фигуры старцев воплощают в себе основные черты русского духовного наставничества: сочетание строгого подвижничества с активным выходом в мир, простым общением с мирянами.
Очевидно, что старец, добротно исполнявший свои задачи, непременно становился весьма уважаемым человеком во всех социальных слоях общества того времени, духовным помощником, советником и наставником. Русское старчество как явление, отличное от древнего института и характеризующееся самоотдачей окружающему христианскому обществу, несомненно оказывало влияние на нравственные основы российского государства. Люди всех сословий придерживались советам своих духовных наставников, что не могло не отразиться на моральном состоянии страны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1 Фирсов С. Военное духовенство России (К вопросу о материальном положении священно- и церковнослужителей русской армии и флота в последней четверти ХIХ – начала ХХ столетий) // Новый часоёвой. 1994. № 2. С.19. 2 URL: http://www.alleluia.ru/library/reklama2.html 3 URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik/starchestvo-na-rusi/
С.И. ЛИХОЛАТ, А.В. ПАНОВА