Мы в Telegram
Добавить новость
< >
Август 2013
Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014
Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014
Сентябрь 2014
Октябрь 2014
Ноябрь 2014
Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015
Март 2015
Апрель 2015
Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019
Февраль 2019
Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022
Май 2022
Июнь 2022
Июль 2022
Август 2022
Сентябрь 2022
Октябрь 2022
Ноябрь 2022
Декабрь 2022
Январь 2023
Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023
Август 2023
Сентябрь 2023
Октябрь 2023 Ноябрь 2023
Декабрь 2023
Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13 14 15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Поиск города

Ничего не найдено

«О войне — по-честному». Как «Живые и мертвые» трагизм Папанова открыли

0 1845
«О войне — по-честному». Как «Живые и мертвые» трагизм Папанова открыли

Развернувшееся наступление нашей армии на Часов Яр вынудило противника стягивать сюда ресурсы.

Роты не стало от одного удара: "Искандеры" поразили загадочный объект

Порт пяти морей. В Москве стартовал летней сезон речной навигации

Краевед Багдыков рассказал о легендарном ростовских хирурге Петре Коваленко

Советские кинематографисты начали снимать фильмы о Великой Отечественной, когда сама война ещё была в самом разгаре. В 1943-м была снята картина «Два бойца», рассказывающая о воинах, сражавшихся под Ленинградом, в 1944-м — «В 6 часов вечера после войны», о двух влюбленных, которые встретились в условленное время после Победы, хотя до неё оставался ещё год. А документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой» в 1943-м стал обладателем американского «Оскара». Среди этих картин военного времени есть две, в создании которых приняли участие журналист и писатель Константин Симонов и режиссер Александр Столпер — «Парень из нашего города» и «Жди меня». А спустя двадцать лет они снова объединились, чтобы снять новый фильм о войне — «Живые и мертвые».

Симонов и Столпер

В начале 1960-х Симонов, прошедший войну корреспондент «Красной звезды», вспоминал: «Впервые я увидел Столпера лет тридцать с хвостиком тому назад. Я работал тогда токарем в механической мастерской Межрабпомфильма, а Столпер вместе с кем-то еще, не то со своим художником, не то с оператором, пришел к нам в мастерскую объясняться — мы как-то не так сделали какое-то специальное приспособление для съемок, что-то куда-то не туда, куда надо, выгнули. И Столпер, очень энергично жестикулируя, долго объяснял нам, как и куда это надо выгнуть, чтобы получилось то, что ему нужно».

Над экранизацией пьесы Симонова «Парень из нашего города» Столпер работал без участия писателя, который в то время был на фронте.

«Мне осталось только посмотреть картину, когда она была готова. И она мне понравилась. Говорю об этом совершенно объективно, потому что сам я к этой картине и пальца не приложил. Столпер, впрочем, все равно потом всегда говорил, что мы совместно с ним работали над "Парнем из нашего города", но это уж просто из великодушия. Он вообще человек великодушный», — вспоминал Симонов.

А вот для фильма «Жди меня» Симонов уже написал сценарий, правда, не совсем сам. «Над сценарием работали мы вместе. Делали мы это так: Столпер говорил мне, как надо написать, чтобы это можно было снять для кино, а я писал».

После этого их сотрудничество остановилось на 15 лет. И лишь после выхода в 1959-м «Живых и мертвых» — первого тома предполагаемой дилогии (которая превратилась в трилогию) — они снова начали работать вместе. Вернее, Столпер по привычке взял текст Симонова — и написал на его основе сценарий. Впрочем, писатель не возражал.

«Что касается Столпера, то он за это время — и зимой, и летом, и в зной, и в пургу — снял так много войны, что сам стал окончательно военным человеком», — был уверен Симонов. И добавлял: «Мне, не как автору книги, а просто как бывшему фронтовику, кажется, что Столпер рассказал в своем фильме о войне по-честному, без утаек. И я благодарен ему за это».

Эти строки Симонов написал до выхода картины в прокат — но угадал.

Больше, чем у «Зорге»

Премьера фильма «Живые и мертвые» состоялась 24 февраля 1964 года, а по итогам того года картина стала лидером советского проката — две серии ленты посмотрели 41,5 млн и 40,3 млн зрителей соответственно. Результат, правда, был даже для начала 60-х не самый выдающийся — у «Человека-амфибии» в 1962-м было 65,4 млн, но в целом солидный, намного превышающий любые пороги окупаемости, которые устанавливало тогдашнее Госкино (примерно 7 млн зрителей).

«Живые и мертвые» смогли опередить и иностранные хиты — например, западную копродукцию «Кто вы, доктор Зорге?» (39,2 млн) и французскую приключенческую ленту Андре Юнебеля «Парижские тайны» с Жаном Маре в главной роли (37,4 млн). Отметим, что вошедший в золотую коллекцию советского кино фильм Георгия Данелии «Я шагаю по Москве» тогда посмотрели лишь 20 млн зрителей (24-е место по году).

В принципе, «Живые и мертвые» во многом были первыми. На экране впервые, например, показали самый тяжелый период Великой Отечественной войны — лето 1941 года с отступлениями Красной армии, котлами и погибающими защитниками СССР. Главного героя — корреспондента военной газеты Ивана Синцова — на экране воплотил Кирилл Лавров, для которого это была одна из первых главных ролей в его большой кинокарьере. В фильме также снялись Олег Ефремов, Борис Чирков, Михаил Ульянов, Михаил Глузский и Олег Табаков, а в одной из небольших ролей (и даже без указания в титрах) появился молодой актер Владимир Высоцкий.

Но одной из главных удач фильма был Анатолий Папанов, сыгравший комбрига/генерала Серпилина.

Отсеял 27 кандидатов на роль

«Константин Михайлович Симонов — я очень благодарен ему за это — среди других артистов, пробовавшихся на роль Серпилина, отдал предпочтение мне как фронтовику», — писал Папанов в своих воспоминаниях «Холодное лето».

Вообще-то «Живые и мертвые» (как и вся трилогия) — это художественное произведение, а не воспоминания Симонова. Но того же Синцова писатель писал с себя, используя свой военный опыт, да и другие персонажи книги имели реальных прототипов. Так, фотокорреспондент «Известий» Мишка Вайнштейн — это собирательный образ, в основе которого угадывается друг Симонова, фотокорреспондент «Красной звезды» Михаил Бернштейн, погибший в 1942 году в Барвенковском котле. Но, например, в самом начале войны под Могилевым Симонов был с другим фотографом — Павлом Трошкиным, и именно его фотография с 13 подбитыми немецкими танками стала иллюстрацией для опубликованного в июле 1941-го очерка «Горячий день».

Собирательным оказался и образ Серпилина — в нем узнаются полковник Семён Кутепов, с которым Симонов встретился под тем же Могилевым, воевавший под Сталинградом Александр Васильевич Горбатов, который закончил войну под Кенигсбергом командиром 3-й армии, а также Иван Тихонович Гришин — командир участвовавшей в битве за Берлин 49-й армии.

На эту роль пробовались двадцать семь актеров, но Симонов настоял на том, чтобы отдать её малоизвестному тогда Папанову. Тот воевал, был ранен и получил инвалидность, после войны окончил театральный вуз и служил в Театре сатиры, считаясь актером, скорее, комедийным, а не трагическим. К тому же и в кино Папанов на тот момент исполнял не самые большие роли, а фильм Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда» с его участием фактически попал под запрет. Сам актер считал, что Симонову он приглянулся из-за сходства с героем.

«Если бы фильм "Живые и мертвые" снимали по оригинальному сценарию, а не по роману, где дан точный словесный портрет Серпилина, то, мне кажется, его мог бы играть актер любой внешности и комплекции», — признавался Папанов.

Но любопытно — сам Симонов позже вспоминал, что писал третью книгу (она была написана уже после фильма Столпера и вышла в 1971 году) под впечатлением того, каким получился Серпилин в исполнении Папанова.

«Мою работу в фильме "Живые и мертвые" журналисты сравнили по неожиданности с выставкой акварельных работ Кукрыниксов... Ради возможности создавать такие работы стоит жить».

Папанов искренне гордился этой ролью — к тому же именно она открыла ему двери в большое кино, «сделала звездой», если говорить современными терминами.

С Серпилиным, кстати, ему пришлось «встретиться» ещё раз. Через несколько лет, в 1967-м, Столпер снял фильм «Возмездие» по второй части этой книги Симонова («Солдатами не рождаются»), где речь шла о победе Красной армии под Сталинградом. Правда, эта картина не повторила успех «Живых и мертвых»; кроме того, Симонову не понравились сокращения, которые внес в сюжет романа Столпер, поэтому в титрах было указано, что это не экранизация, а фильм «по мотивам произведения». Впрочем, на отношения режиссера и писателя эта размолвка не повлияла, в 1972-м снова обратился к творчеству Симонова — для фильма «Четвёртый», главную роль в котором сыграл Высоцкий.

Третья часть трилогии Симонова «Последнее лето» (про операцию «Багратион» летом 1944 года) так и не была перенесена на экран.


Читайте также

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я