Март 2016
Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019
Февраль 2019
Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024 Июнь 2024 Июль 2024 Август 2024 Сентябрь 2024
1 2 3 4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Поиск города

Ничего не найдено

Художник сказочных миров, шагнувший за пределы этого мира

0 77

В Курске 12 сентября отключат воду

Орловчанка пожаловалась на закрытый ФАП

Художник сказочных миров, шагнувший за пределы этого мира

Игуменья Ахтырского монастыря сделала подарок «Ахмату» — Алаудинов

Еще при жизни художника Виктора Васнецова называли богатырем русской живописи, хотя в его внешности не было ничего богатырского. Его облик больше напоминал святого, который светом своей души и силой творчества раздвигал рамки этого мира и приоткрывал порталы в сказочную сакральную Русь. Чтобы прикоснуться к его творчеству и попытаться прочесть текст его полотен, я отправилась в Дом-музей Виктора Васнецова и на выставку «Братья Васнецовы» в Государственную Третьяковскую галерею

Войти в полотно

В огромных залах Третьяковской галереи полотна-сказы нависают над маленьким миром современного человека и кажутся недосягаемыми, запредельными. Я как завороженная смотрела на них снизу вверх и не могла оторваться. Но в то же время не могла постичь глубокий замысел творца — почему он писал сюжеты из русских сказок на таких огромных полотнах.

«Богатыри». Виктор Васнецов. 1881—1898.  Размер полотна 295,3 × 446 см.

И только, когда я оказалась в мастерской художника и села перед картиной «Спящая царевна», практически стоящей на полу и написанной Васнецовым в масштабах реального мира и реального человека (размер полотна 214 × 452 см), произошло невероятное. В какой-то момент я начала «терять себя» в пространстве зала мастерской. Картина тотально, полностью захватила меня, исчезла граница между нашим миром и сказочным. В некотором смысле создалось общее пространство.

В мастерской Виктора Васнецова. Фото: Алиса Алейникова

Я оказалась внутри васнецовского полотна и начала гулять по нему и рассматривать всех спящих персонажей картины. Заглянула в расписные интерьеры дворца, на страницу открытой «Голубиной книги» и даже оказалась за пределами сказочного сюжета — в таинственном темном лесу. Со мной произошло что-то из ряда вон выходящее — я исчезла и снова родилась, включив в себя смыслы, которые заложил мастер в сюжет картины. И это настолько грандиозно, что трудно описать простыми словами.

«Спящая царевна» Виктор Васнецов. 1926 г.

Михаил Васильевич Нестеров писал об этой картине: «Так она неожиданна, поэтична, так в ней умен художник».

Былины, проросшие в художнике еще в детстве

Удивительно, каких талантливых людей рождают Еловые леса Вятки.

Из писем Виктора Михайловича я узнала, что рисовать он начал в раннем детстве: «рисовал большие корабли и морские сражения — это за тридевять-то земель от всякого моря. Потом пейзажи и людей (крестьян и прочее) по впечатлению». Самые яркие воспоминания детства были связаны у Васнецова с глухим северным селом Рябово, затерявшимся среди вяткинского лесного ландшафта. Аполлинарий Михайлович, брат Виктора Михайловича, писал: «Из окон нашего дома был виден большой лес, залегавший в верховьях Рябовки. Лес находился всего в версте, даже меньше, и мы часто ходили сюда за грибами». Уже позже этот лес из детства как кромка-граница между нашими миром и непознанным, непостижимым, сказочным будет присутствовать на многих былинных полотнах художника.

«Царевна-лягушка». Виктор Васнецов. 1918 г.

Виктор Михайлович писал, что песни и сказки ему рассказывали дед по линии матери Иван Тимофеевич Кибардин и бабушка, а он слушал, сидя на печи при свете и треске лучины, облекая их своей фантазией в яркие образы, которые становились живыми, когда тух свет и все погружалось в кромешную тьму.

«Сирин и Алконост. Песнь радости и печали». Виктор Васнецов. 1896 г.

«Душу изливал» на полотне

В 1880 году Васнецов закончил работу над своим первым полотном на мотивы русского эпоса «После побоища Игоря Святославича с половцами», в основу которого положена поэтическая образность и напевность «Слова о полку Игореве»: «...Тут пир закончили храбрые русичи: сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую». Художник не стремился к передаче документальности эпоса, он хотел передать чувства, которые вызывал в нем этот великий памятник народного творчества. Он не писал, а «душу изливал» на полотне.

«После побоища Игоря Святославича с половцами». Виктор Васнецов. 1880 г. 

«Хотя бы малую искорку духа божия отразить в картине — и то великое счастье»,— писал он П. П. Чистякову. В каждом своем творении роль эмоционального аккомпанемента он отдавал пейзажу. Наполненная северными сказами фантазия Васнецова безошибочно рисовала на холсте поэзию былинного слова: «Никнет трава от жалости, и древо с тоской к земле приклонилось». Его понимание природы поражает и обескураживает: он наделял пейзаж силой сильнейшего эмоционального воздействия.

 «Баба Яга». Виктор Васнецов. 1917 г.

Вот, например, поэтические образы, родившиеся в воображении художника во время путешествия по Кавказу, заставляют его вспомнить русских поэтов, писавших о Кавказе: «...Лермонтов во всем прав; он лучший путеводитель. И Пушкин тоже, страстно им увлекся». Васнецов видит в природе особую сказочность и таинственность. Природа и природные стихии у него живые и персонифицированные. В письме Вере Саввишне Мамонтовой: «...не загрустил ли старый Мороз по Весне красной. Затих совсем старый. Не тешат его вьюги с перевеями, не стучит он по углам в ночи ясные; не разливается сполохами по небу полуночному».

«Снегурочка». Виктор Васнецов. 1899 г.

Он считал, что только природа может наполнить человека силой жизни и творчества: «Истомился, хочется среди природы отдохнуть». Видимо поэтому он так любил Абрамцево. Живописные окрестности Ахтырки и реки Вори наполняли его силой творчества и как в детстве давали пищу для его воображения. В Абрамцеве Васнецов написал «вылитую из чистого чувства» «Аленушку» в сказочном лесу его фантазии.

«Аленушка». Виктор Васнецов. 1881 г.

Москва — место силы и творчества

Москва была для Васнецова исконным центром русской культуры. После Европы он чувствовал, «что приехал домой, и больше ехать уже некуда — Кремль, Василий Блаженный заставляли чуть не плакать, до такой степени все это веяло на душу родным, незабвенным». В 1878 году в Москву почти одновременно с В. М. Васнецовым приехали И. Е. Репин, В. Д. Поленов, В. И. Суриков. Их объединило внутреннее понимание сути искусства и творчества. Центром этого творческого союза был московский дом Саввы Ивановича Мамонтова и его подмосковное имение «Абрамцево».

Мастерская мечты — творческая лаборатория Васнецова

Дорогой и многоуважаемый Павел Михайлович! Душевно Вас благодарю за радость, доставленную мне приобретением моей картины «Иван-царевич на Сером Волке», 1889 г. в Вашу галерею. Нечего Вам говорить, как мы ценим помещение своих картин к Вам… У меня есть давнишняя мечта: устроить себе мастерскую в Москве, и когда она исполнится, Бог знает. А Вы сами знаете, как художнику необходима мастерская. Так пусть вот «Серый волк» меня приблизит сколько-нибудь к осуществлению этой мечты…
«Иван-царевич на Сером волке». Виктор Васнецов. 1889 г. 

Тридцать два года своей жизни Васнецов творил в мастерской своего дома в Москве, построенного по его проекту. В этой мастерской он написал произведения на богатырскую тему, создал цикл полотен на мотивы русских сказок.

Дом-музей Виктора Васнецова в Москве

В письме сыну Михаилу он сообщал: «А я по мере сил и понемногу двигаю свои сказки — вернее: варианты на русские сказки. В зимнее время приходится работать не более двух—трех часов в день. Хоть на воробьиный шаг, а работа двигается...». Мастерская художника была той творческой лабораторией, где шел неустанный поиск.

Мастерская Виктора Васнецова. Дом-музей Виктора Васнецова

В мастерскую Виктор Михайлович поднимался как на святое «горнее» место, где его дух творил идеальный мир, в котором жили добро и красота. Для того, чтобы посетить мастерскую, требовалось специальное приглашение хозяина. Дом и сама мастерская были воплощением давней мечты художника — идеальным пространством для жизни в любви и творчестве.

При входе в мастерскую углем на стене Васнецов изобразил скорбящего ангела с приложенным к губам пальцем. Ангел Васнецова олицетворял таинственный скорбящий дух, жаждущий очищения через искусство.

Ангел из мастерской Виктора Васнецова. Фото; Алиса Алейникова

Искусство — духовное творчество, которое роднит человека с Богом

Искусство Васнецов понимал как духовное творчество, которое роднит человека с Богом. «Когда я по вдохновению творю картину, — писал Васнецов.— Во мне совершается процесс, отражающий в себе — как луч солнца в капле воды — искру Божественной творящей силы Творца в подобии». Васнецов считал, что через него Бог проявляет свою божественную созидательную силу и всего себя отдавал служению искусству: «Какое мне дело, велик мой талант или мал — отдавай все!».

«Портрет Виктора Михайловича Васнецова». Татьяна Викторовна Васнецова. 1913 г.
И как бы человек не маскировался, а суть его видна насквозь, и видишь, по каким шаблонам скроен человек… А в свою душу поглубже заглянешь, так и того меньше утешения. А любить людей все-таки нужно и непременно нужно. Слава Богу, нам дано для любви и утешения Искусство. Только тогда и живешь во всю полноту…

Выставка «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век» в Государственной Третьяковской галерее до 4 ноября.

Дом-музей Виктора Васнецова.

Фото предоставлено пресс-службой Государственной Третьяковской галереи.

Источник: книга «Виктор Михайлович Васнецов. Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников». Издатель: Искусство. Книга из серии: Мир художника. Год издания: 1987

На обложке материала: Портрет Виктора Михайловича Васнецова. Екатерина Попова-Гамаюн.


Читайте также

В тренде на этой неделе

Орловские муниципалитеты распределят по долгам

Орловчанка пожаловалась на закрытый ФАП

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я