Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019
Декабрь 2019
Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020
Июль 2020
Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021
Январь 2022
Февраль 2022
Март 2022
Апрель 2022
Май 2022
Июнь 2022
Июль 2022
Август 2022
Сентябрь 2022
Октябрь 2022
Ноябрь 2022
Декабрь 2022
Январь 2023
Февраль 2023
Март 2023
Апрель 2023
Май 2023
Июнь 2023
Июль 2023
Август 2023
Сентябрь 2023
Октябрь 2023
Ноябрь 2023
Декабрь 2023
Январь 2024
Февраль 2024
Март 2024
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено

Владимир Бирчак, Владимир Вятрович "Емельян Ковч — священик, патриот и праведник"

0 589

Лавров заявил, что сфер сотрудничества России и Запада практически не осталось

"Был сыном и священником одного народа, погиб на земле другого народа, потому что спасал сыновей и дочерей третьего народа", - в этих словах кардинала Любомира Гузара вкратце история жизни Емельяна Ковча, человека, который был горячим патриотом своего края, но вместе с тем сумел возвыситься над национальными предрассудками.

Его родина, Галичина, была краем, где на протяжении веков вместе жили украинцы, поляки и евреи. История их сосуществования имеет немало драматических страниц и конфликтов между ними. Но для представителей всех трех наций фигура Емельяна Ковча стала символом настоящего Человека.

Емельян (Эмилиан) Ковч

Когда 20 августа 1884 в семье греко-католического священника Григория Ковча родился сын Емельян, все думали, что знают его дальнейшую судьбу.

Конечно, малыш станет священником, как и его отец, дядя и дед. Как и каждый греко-католический священник Галичины на рубеже ХIХ и ХХ веков он сочетал духовную службу с активной общественной работой на селе.

Ведь такими были священники в его семье и сотни других священников Украинской греко-католической церкви, которые стали ключевыми деятелями украинского национального возрождения на территории Галичины, что в то время входила в Австро-Венгерскую империю.

Почти все в этих предположениях оказалось правильным.

Вот только кроме ожидаемой кропотливой работы на духовной и общественной ниве, на долю мальчика пришлось еще много страданий, которых тогда в конце XIX века никто не мог даже представить - две мировых войны, участие в освободительной войне украинцев, преследования польской, советской и нацистской властью, а в конце - гибель в лагере смерти Майданек.

Григорий Ковч, который, кроме Емельяна, воспитывал в семье еще трое детей, несмотря на материальные трудности в семье сделал все от него зависящее, чтобы сын получил хорошее образование. После окончания начальной школы в селе Космач (Косовского района Станиславской (сейчас Ивано-Франковской) области - прим. Роман Вольнодумов), где содержалась приход отца, Емельян продолжил обучение в гимназии главного города Галичины - Львове.

В конце концов он закончил получение образования еще дальше от дома - в Риме, где с 1905 до 1911-го года учился в коллегии св. Сергия и Вакха. Возможность жить и учиться в Вечном городе ему обеспечила помощь, полученная от тогдашнего руководителя греко-католической церкви митрополита Андрея Шептицкого.

Впоследствии, через много лет глава церкви второй раз будет пытаться помочь Емельяну Ковчу, на этот раз спасая его от смерти, а не от бедности.

Емельян Ковч во время учебы в Риме

Еще до завершения обучения и принятия духовного сана Емельян Ковч женился на Марии-Анне Добрянской, тоже дочери священника. В счастливой семье росло шестеро детей - трое сыновей и три дочери.

Один из первых приходов молодой священник получил вдали от родины в другом конце Австро-Венгерской империи, в городке Козарац (современная Босния и Герциговина). Здесь его прихожанами были бедные украинские эмигранты, да и семья священника жила в тяжелых материальных условиях.

Однако уже вскоре бурные исторические события изменили тихую жизнь Емельяна Ковча. В 1914 году началась Первая мировая война, священник вернулся в свой родной край, который стал одной из арен кровавой войны.

Галичину оккупировали российские войска, затем ее отвоёвывала армия Австро-Венгерской империи, потом сюда снова наступали русские. Едва ли не самой большой трагедией украинцев того времени было то, что в войне, которая велась на их землях, они боролись друг с другом за чужие имперские интересы.

Такова была цена, которую они платили за отсутствие собственного государства.

Украинцы усвоили этот урок. Поэтому поднялись на борьбу за независимость. На завершающем этапе Первой мировой войны империи разваливались и на их руинах стали появляться национальные государства порабощенных народов.

В ноябре 1918 во Львове провозглашено создание Западно-Украинской Народной Республики. Однако на территорию Галичины претендовали и представители другого народа, который к тому тоже входил в состав Австро-Венгрии - поляки. Поэтому между украинцами и поляками началась война.

Среди вступивших в ряды Украинской галицкой армии, которая должна была защищать новостворенную Западно-Украинскую Народную Республику, был родной брат Емельяна - Евстафий.

Сам Емельян Ковч как духовное лицо не мог брать оружия в руки, но и не мог проигнорировать патриотического порыва, поэтому пошел капелланом в украинскую армии. Среди других священников, которые выполняли свой духовный долг среди воинов УГА, был и отец Емельяна - Григорий Ковч.

В Галицкой армии капеллан Емельян Ковч имел звание поручика

Старенький священник так и умер в армии, заболев в конце 1919 года тифом. Зато его сын продолжал службу до последних дней борьбы армии, которая после поражения в противостоянии с поляками в Галичине, отступила на восток, где боролась с большевистской армией, защищая Украинскую Народную Республику.

Собственно во время войны посторонние впервые увидели чрезвычайную веру отца Ковча, которая иногда выливалась в вызывающую смелость. Его часто видели вместе с воинами на передовой линии фронта.

"Знаю, - говорил он, - что солдат на линии фронта чувствует себя лучше, когда видит там врача и духовника". И в шутку добавлял: "Вы же знаете, что я освященный, а освященного пуля так легко не берет". Эта вера и в будущем позволяла ему выходить из очень трудных ситуаций и вселять уверенность в ближних.

Вместе с другими воинами УГА он попал в плен к большевикам. Пленных погрузили в вагоны и повезли к месту расстрела. На одной из остановок поезда часовой, русский солдат, к великому чуду отпустил священника со словами "Отче, не забывайте молиться за Луку".

Однако вместо воли Емельян Ковч снова попал в лагерь для военнопленных, на этот раз польский. Самым страшным бедствием здесь был тиф, ежедневно забиравший жизни у сотен воинов.

Отец Емельян, что до последнего вздоха был с умирающими, не мог не заразиться сам. Но ему удалось побороть болезнь и после длительной войны вернуться домой.

В 1922 году он получил приход в городке Перемышляны на Львовщине. После войны эти территории принадлежали новой Польше. Перемышляны, как и другие населенные пункты такого типа в Галичине того времени были многонациональными - кроме украинцев, здесь жили поляки, евреи, цыгане и даже несколько немецких семей.

И несмотря на недавнюю войну и непростую историю отношений между этими нациями, население жило достаточно мирно, одновременно стараясь уважать традиции и обряды другого народа.

Католический костел и школа в Перемышлянах. Открытка начала ХХ века

Когда у христиан был какой-то большой религиозный праздник, то евреи закрывали свои лавки и объявляли выходной день, то же делали и христиане при определенном иудейском празднике.

В Перемышлянах Емельян Ковч работал весь недолгий мирный период между двумя мировыми войнами.

Конечно, он не ограничивался работой в церкви, а принимал активное участие в общественной жизни города - был основателем Народного дома (места проведения национальных праздников украинцев), читальни общества "Просвита", целью которого было распространение знаний среди украинцев.

Он также инициировал создание украинского банка, который должен был стать инструментом определенной финансовой независимости украинской общины города.

Активная общественная деятельность Ковча вызвала репрессии со стороны польских властей, которые пытались ограничивать развитие украинского национального движения, видя в нем угрозу целостности своего государства.

Обыски в доме отца Ковча стали недоброй местной традицией: только за 1925-1934 годы. их было почти сорок, половина из них завершалась арестом и длинным или коротким заключением священника.

В это время по показаниям сестры настоятельницы Олены Витер, а также руководителя Краевой экзекутивы ОУН Богдана Кордюка - о. Ковч был членом ОУН и возглавлял реферантуру пропаганды (в подавляющем большинстве источников - статей и заметок об отце Емельяне - данный нюанс его биографии обойден молчанием - прим. Роман Вольнодумов).

Отец Емельян держит мальчика

Несмотря на репрессии, отец Ковч всегда был открыт для всех. Он находил время для своих верных, а также и для представителей других вероисповеданий - часто за советом к нему приходили местные поляки и евреи.

В сентябре 1939 года после начала Второй мировой войны, с приходом в Галицию советской власти, ситуация в городе стала быстро меняться. Поляки, при прошлой власти пользовавшиеся привилегиями как представители государственной нации, стали первыми жертвами коммунистических репрессий.

Аресты и репрессии затронули в первую очередь всех тех, кто были государственными служащими, впоследствии перекинулись на деятелей политических партий и общественных объединений.

Отец Емельян был первым, кто бросился помогать нуждающимся. Или с продуктами, или с деньгами, или просто с добрым словом он наведывался в семьи польских офицеров, которых отправляли в Сибирь.

Их жены спрашивали священника: "Как ты можешь нам помогать, если мой муж еще недавно проводил в твоем доме обыски?" . Отец взамен лишь улыбался и говорил, что это его обязанность.

Отец Емельян - крайний справа во время богослужения

Украинцы и евреи, в первые месяцы советской власти чувствовавшие определенное улучшение (коммунистическая пропаганда говорила об их "освобождении из-под польского гнета"), вскоре тоже стали объектом репрессий НКВД.

Вслед за эшелонами, которыми на восток вывозили поляков, потянулись вагоны, набитые украинцами и евреями. Украинское национальное движение было объявлено "буржуазно-националистическим" и враждебным новой власти, его активистов арестовывали и приговаривали к тюремным заключениям или даже расстрелам.

Емельян Ковч избежал репрессий в это страшное время. Он продолжал свою духовную службу, более того не боялся даже организовывать массовые церковные мероприятия с участием верующих, несмотря на подчеркнутую антирелигиозность власти.

Темпы репрессий новой власти в 1941 году постоянно нарастали, тюрьмы присоединенной к СССР Западной Украины были переполнены заключенными, в основном политическими, теми кого власти называли "врагами народа".

Среди них больше всего было молодых хлопцев, активистов Организации украинских националистов, которые развернули подпольную антисоветскую борьбу.

Отель Емельян во втором ряду крайний слева

22 июня 1941 наступлением немецких войск на территорию СССР начался новый этап Второй мировой войны. Советская власть оказалась не готова к такому быстрому развитию событий и не способна была организовать эффективную оборону. Немцы с каждым часом продвигались дальше на восток.

Между тем советская политическая полиция - НКВД была занята последующими арестами всех "политически неблагонадежных". В этот день среди них должен был быть и отец Емельян Ковч. Местные жители (по некоторым свидетельствам это были евреи) спрятали священника, и он таким образом избежал не только ареста, но и, вероятно, расстрела.

Советская власть оставила после себя кровавый след по всей Западной Украине - после отступления в тюрьмах обнаружены тысячи убитых заключенных. Их расстреливали без суда потому, что не было времени для рассмотрения дел, не было средств для эвакуации узников. Среди убитых обнаружили немало священников.

Между тем, Емельян Ковч пережил пятую в своей жизни смену власти на родных просторах. Нацисты не собирались восстанавливать на этих землях ни польского государства, ни украинского. Они должны были быть только колонией Третьего рейха, а их население рабами пришлых хозяев.

Немецкие власти с пренебрежением относилась к украинцам и полякам, лишали их многих прав. Однако хуже всего было его отношение к еврейскому населению, убийства которого начались с первых дней становления новой власти.

Напуганные постоянными репрессиями люди часто старались не замечать бедствия, случавшиеся с другими, каждому хватало его проблем, каждый оставался наедине со своей болью и страхом.

На этот страх также накладывались различные национальные предвзятости, память о прошлых проблемах и конфликтах, которые позволяли отгородиться от чужих страданий и не замечать уничтожения представителей другой национальности.

Емельян Ковч сидит крайний слева

Но Емельян Ковч даже в такое трудное время не переступал через свои моральные ценности, чего бы это ему не стоило. И снова, как прежде, его вера, уверенность в своей правоте время делали чудеса.

В сентябре 1941 группа немецких эсэсовцев закрыла синагогу города Перемышляны, наполненную людьми, которые пришли молиться. В середину кто-то из них бросил зажигательные бомбы. Начался пожар, люди, что молились, бросились к дверям и поняли, что попали в смертельную ловушку.

"Римско-католический ксендз и группа людей с Перемышлян прибежали к о. Ковчу с просьбой, чтобы помог спасти синагогу, - рассказывает об этом случае бывший житель Перемышлян Леопольд Кляйман-Козловский. - Ковч, который в совершенстве знал немецкий язык, крикнул немецким солдатам, чтобы его допустили в синагогу. Последние онемели от удивления и пустили его, а отец бросился выносить людей из горящей синагоги. Среди других, которых спас в. Ковч был раввин Белз Аарон Роке, который в то время находился в Перемышлянах ".

Емельян Ковч был способен не только на разовый геройский поступок, но и на длительную рискованную работу. Когда в Перемышлянах образовалось гетто, то отец неоднократно на свой страх и риск пробирался туда, чтобы помочь евреям. Он приносил с собой еду, медикаменты, чистое белье и др., чтобы хоть как-то помочь людям в их беде.

Еще одним способом спасения евреев от уничтожения, к которому прибег священник, было изготовление так называемых "арийских документов" (метрические выписки из церковных книг о крещении), которые могли спасти от смерти (по данным украинской Википедии всего отец Емельян спас таким образом более 600 евреев - прим. Роман Вольнодумов).

Так произошло, в частности с Рубином и Иткою Пизем, которым благодаря документам от о. Ковча удалось выжить во время Холокоста.

Рубин Пизем, который спасся от преследований нацистов благодаря Емельяну Ковчу

За такую ​​деятельность отца Ковча в начале января 1943-го арестовало СД и посадило в львовскую тюрьму на улице Лонцкого. Семья, знакомые и сам митрополит греко-католической церкви Андрей Шептицкий делали все возможное для его освобождения из-за решетки.

Нацисты поставили единственное условие: Украинский священник должен письменно обязаться ничем не помогать евреям. Отец Емельян ответил отказом.

"Послушайте меня, господин Ставицкий, - сказал он тогда офицеру СД. - Вы офицер полиции. Ваша обязанность разыскивать преступников. Пожалуйста, отдайте Божьи дела в Божьи руки".

Офицер, возмущенный дерзким ответом священника, приказал вернуть его в тюрьму.

Здесь его еще долго пытали, а затем отправили в концлагерь Майданек. Но даже пребывание в страшной фабрике смерти не сломало священника.

"Я понимаю, что Вы стараетесь освободить меня, - писал он своим родным из лагеря. - Но я вас прошу этого не делать. Вчера они убили 50 человек. Если меня здесь не будет, то кто поможет им перейти через эти страдания.Они пойдут по пути в Вечность со всеми их грехами и неверием, которая приведет их в ад. А сейчас они идут на смерть с высоко поднятыми головами, оставив позади все грехи. И таким образом они попадут в вечный город с радостью в сердцах, и я вижу, как мир и покой утверждаются в них, когда я последний раз имею с ними разговор ".

Емельян Ковч считал, что именно здесь, среди обреченных на смерть, лучше выполнит свою миссию. И это было для него важным.

"Я благодарен Господу за его доброту ко мне, - читаем в другом его письме. - За исключением рая, это единственное место, где я хочу быть. Здесь мы все равны: поляки, евреи, украинцы, русские, латыши и эстонцы. Я единственный священник между ними. Даже не могу себе представить, как здесь будет без меня. Здесь я вижу Бога, который является один для всех нас, невзирая на наши религиозные различия. Возможно наши церкви разные, но тот же Великий и Всемогущий Бог правит всеми нами. Когда я отправляю святую литургию, они все молятся. Они умирают по-разному, и я помогаю им пройти этот маленький мостик к вечности. Разве это не благословение? Разве это не величайшая корона, которую Бог мог положить на мою голову? Это действительно так. Я благодарю Бога тысячу раз в день, за то, что послал меня сюда. Я больше Его ни о чем не прошу. Не переживайте и не утратьте веры в то, что я делаю. Вместо того, радуйтесь мной.Молитесь за тех, кто создал этот концентрационный лагерь и эту систему. Они единственные, кто нуждается в наших молитвах. Пусть Бог смилуется над ними".

Забор из колючей проволоки, по которой виднеются бараки бывшего концлагеря Майданек

Всемогущий Господь. Когда я отправляю Литургию, все они молятся. Они молятся на разных языках, но разве Господь не понимает всех языков? Они умирают по-разному, и я помогаю им перейти мост.

Или это не благословение? Или это не лучшая корона, которую Господь мог положить мне на голову? Это так. Я благодарю Господа тысячи раз в день за то, что он послал меня сюда. Я не мог бы просить у Него большего. Не впадайте в отчаяние из-за меня.

Радуйтесь вместе со мной. Молитесь за тех, кто создал этот лагерь и эту систему. Они больше всего нуждаются в вашей молитве ... Пусть Господь смилуется над ними ... "

Портрет Емельяна Ковча среди других заключенных Майданека, погибших в лагере, современная инсталляция

Емельян Ковч, заключенный номер 2399 Майданека, работал вместе со всеми другими в лагере, но после тяжелого физического труда он еще выполнял функции священника страшной фабрики смерти. Духовное утешение он давал всем, независимо от их национальности или вероисповедания.

Страшные лагерю условия окончательно сломали здоровье уже немолодого священника. Он умер за колючей проволокой 25 марта 1944 года, не дожив несколько месяцев до освобождения Майданека.

Официальной причиной смерти названа сердечная недостаточность. Тело священника, как и тысяч других, сожжено в одном из страшных крематориев лагеря.

Но память о праведнике не удалось уничтожить так легко, как его тело. Спасенные им люди напоминали другим о жизненном подвиге священника.

В 2001 году во время визита в Украину Папа Иоанн Павел II провозгласил отца Емельяна Ковча блаженным священномученика.

http://www.istpravda.com.ua/articles/2019/03/26/153881/

===============================================

PS.
9 сентября 1999 года Еврейский совет Украины присвоил Емельяну Ковчу звание «Праведник Украины».

В 2002 году отцу Емельяну была открыта мемориальная доска в Перемышлянах.




Осенью 2008 года Синод епископов УГКЦ провозгласил блаженного священномученика Емельяна покровителем священников УГКЦ.
24 апреля 2009 года блаженный Емельян Ковч был провозглашен покровителем пастырей Украинской грекокатолической церкви.

27 апреля 2009 года из Майданека в Одессу был доставлен прах, оставшийся от множества сожжённых нацистами людей. Из-за того, что невозможно было обрести подлинные мощи блаженного Емельяна Ковча, руководство УКГЦ приняло решение считать этот прах мощами блаженного мученика.

Комитет по чествованию памяти Блаженного Священномученика Емельяна Ковча было основано в 2010 году. Его Почетным председателем является Кардинал Любомир Гузар. Деятельность Комитета осуществляется под патронатом Главы Украинской Греко-Католической Церкви. Усилия Комитета имеют целью способствовать воплощению идей Блаженного Священномученика Емельяна Ковча для межнационального, межконфессионального и межрелигиозного диалога, сохранения толерантности и взаимопонимания в обществе, популяризации социально-полезной и благотворительной деятельности. Комитет заботится о восстановлении памяти об отце Емельяне Ковче и распространение знаний и сведений о его выдающейся жизни, мученической смерти и великом подвиге жертвенности и любви к людям. В 2010 году Комитет утвердил награду Блаженного Священномученика Емельяна Ковча, которая вручается ежегодно за значительный вклад в дело экуменического и культурного диалога, межрелигиозного и межнационального согласия и за личный жизненный пример жертвенности и человеколюбия.

В марте 2009 года паломническим центром «Истоки духовности» (теперь - «Патриарший паломнический центр») Львовской архиепархии УГКЦ было организовано паломничество духовенства и мирян к мемориальному комплексу-музею «Майданек» (бывший концентрационный лагерь «Майданек»), что находится на территории Польши по случаю открытия памятной доски (в камне и бронзе), посвященной украинскому греко-католическому священнику, блаженному священномученику Емельяну Ковчу и принятию праха и передачи его в соборы каждой епархии. Инициатором увековечения памяти о. Емельяна выступил о. Стефан Батрух. Советник-посланник Посольства Украины в Республике Польша Мирон Янкив и отец Стефан согласовали и «утрясли» все организационные моменты с польской стороной, в частности воеводой Люблинским, а также с советом мемориального музея «Концлагерь Майданек». Было принято во внимание устав «Майданека», который запрещает «индивидуальное» увековечения памяти того или иного заключенного концлагеря. Памятная таблица - это чествование завещания отца Емельяна Ковча, в котором он призвал не делать различия между людьми разных национальностей - между украинцами, евреями, поляками. На таблице выбиты слова: «Здесь я вижу Бога - Бога, который есть одинаковый для всех нас, независимо от наших религиозных различий». Воплотил в бронзу и камень идею памятной доски в. Емельян Ковч народный художник Украины Иван Самотос


11 мая 2012 года отцу Емельяну был открыт памятник в Перемышлянах, а 24 мая этого же года в его честь была названа одна из улиц Львова.

Именем отца Емельяна названо автомобильное кольцо на перекрестке улиц Ивана Павла II и Армии Краевой в Люблине.

Емельяну Ковчу посвящен документальный фильм «Священник Майданека». Режиисером и автором сценария фильма «Священник Майданека» стал известный польский документалист Гжегож Линковский. Замысел авторов фильма заключался в том, чтобы показать квинтэссенцию, идею деятельности отца Ковча, ведь это не исторический, а документальный фильм. Автор пытался сосредоточить внимание зрителей на том, как отец Емельян Ковч, несмотря на свою национальность и религиозную принадлежность, помогал русским, евреям и полякам.

Икона «Блаженного священномученика Емельяна Ковча с житием» была освящена патриархом кир Любомиром 24 апреля 2009 года, в Киеве, на территории строительства Патриаршего центра УГКЦ во время торжественного провозглашения отца Емельяна покровителем священников УГКЦ.


==========================================================

Память об этом человеке и уважение к нему способны обьединить украинцев, русских, евреев и поляков. Этот человек - настоящий святой, образцовый пример истинного христианина и один из самых выдающихся героев в украинской истории. Такими людьми вправе гордиться любая нация.


Читайте также

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я