Мы в Telegram
Добавить новость
< >
Январь 2010
Февраль 2010
Март 2010
Апрель 2010
Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010
Август 2010
Сентябрь 2010
Октябрь 2010 Ноябрь 2010 Декабрь 2010
Январь 2011
Февраль 2011
Март 2011
Апрель 2011
Май 2011
Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011 Сентябрь 2011
Октябрь 2011
Ноябрь 2011
Декабрь 2011
Январь 2012
Февраль 2012
Март 2012 Апрель 2012 Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015
Март 2015
Апрель 2015 Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017 Апрель 2017 Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019
Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28
29
30

Поиск города

Ничего не найдено

Надежда Дида: «Важно находить себя между строк»

0 218

Весной войдут во врата счастья: Василиса Володина назвала властителей судьбы в мае 2024

Самый волшебный май: Володина назвала один единственный знак, чья жизнь превратится в сказку

Сотрудники УФССП России по Калининградской области приняли участие в донорской акции

Пилотный проект по правам ребенка в Подмосковье отмечен на федеральном уровне

Надежда Дида родилась и выросла не в Челябинске, но именно Южный Урал стал для Надежды Артемьевны родным местом на земле. Здесь недавно она была отмечена знаком «Почетный ветеран города Челябинска».

Поговорить не по текущим делам и проектам, а о жизни и о ней самой собирался давно. Да повод все переносился – не время, потом. И вот наступил момент «сейчас» - встретились накануне юбилея Надежды Артемьевны, который будет в ноябре.

Не успел задать еще первого вопроса, как услышал: «Посмотри это видео». На нем легендарная советская гимнастка Людмила Турищева выступала в Лондоне на брусьях. Только успела закончить выступление, как видим – брусья рухнули на пол. Еще бы секунда и страшно представить, что могло бы произойти со спортсменкой. На видео – гимнастка стоит и смотрит вперед, словно ничего и не произошло.

- Я тоже в юности занималась гимнастикой, выступала и на брусьях. Но сюжет этот вспомнила, чтобы сказать: я из поколения таких людей, из поколения, про которое можно сказать – за тобой рушится, а ты идешь. Это помогло пережить тяжелые девяностые годы, когда был разрушен Советский Союз. Я из тех людей, кто читал роман Николая Островского «Как закалялась сталь» вовсе не по тому, что нужно было «проходить» его по школьной программе. И слова Островского о том, что жизнь дается человеку один раз и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы – не просто слова, скорее формула жизни.

- Надежду Диду давно и хорошо знают в среде челябинской культуры – театральные деятели, художники, писатели. Как так получилось, что такое признание получил человек, чья профессия была из серии технических?

- Шестидесятые и семидесятые годы – было время «физиков и лириков», когда из технических вузов вышло немало людей, ставших выразителями в искусстве своего времени и поколения. Другое дело, что я не была ни актрисой, ни поэтом, ни художником.

Мои таланты, если можно так сказать, проявились в организаторских способностях, в желании и умении помочь другим талантливым людям раскрыться и двигаться дальше в выбранном деле.

Хорошей школой стала комсомольская и профсоюзная работа на ЧТЗ.

Как-то, в 1973 году, когда завод готовился к своему сорокалетию, Ефим Григорьевич Ховив, руководивший литературным объединением ЧТЗ и славившийся как летописец завода, предложил мне стать ведущей этого вечера во дворе культуры. Подобного опыта у меня тогда не было, работала заместителем секретаря комитета комсомола ЧТЗ. Уговорил, согласилась. Так все начиналось.

Хочу подробней рассказать про вечер, посвященный 50-летию завода. К юбилею завода наш земляк поэт-фронтовик Михаил Львов написал песню, музыку к которой написала композитор Александра Пахмутова. Эта песня звучала в исполнении популярного в те годы певца Юрия Богатикова. Я была одной из ведущих этого вечера вместе с дикторами Центрального телевидения Игорем Кирилловым и Светланой Моргуновой и нашим заводчанином Анатолием Мишановым. Помню приезд в Челябинск Михаила Львова во время работы над песней и нашу встречу у директора завода Николая Ложченко.

Давно нет Михаила Львова, а песня осталась. Настоящие люди и настоящие песни всегда остаются. Хочется в это верить.

От встреч с Михаилом Давыдовичем у меня хранится книга-талисман. Иногда, в трудные минуты жизни, когда кажется, что все дела идут не так, как тебе хотелось бы, что близкие люди тебя разлюбили, беру в руки книжечку стихов «Дополнительное время» с дарственной надписью Львова.

Когда-то он написал: «Надежда Дида прекрасна всегда, как кинозвезда». Для меня эта книжка Михаила Львова – талисман, который возвращает мне бодрость и веру в жизнь.

- Потом будет работа директором Дворца культуры ЧТЗ, в горкоме КПСС, заведующей отделом культуры Челябинского горисполкома, в фонде культуры, в правительстве области. Одно только это перечисление предполагает, что вы были причастны и были свидетелем многих важных и интересных событий на заводе, в городе и Челябинской области.

- О причастности, действительно, можно говорить. Не всегда я попадала, как говорится, в кадр. На то были причины – забота, чтобы вовремя опустили занавес на сцене, чтобы вовремя заиграл духовой оркестр на церемонии открытия и так далее. Поэтому часто оказывалась «за кадром». Люблю повторять: «Важно научиться находить себя между строк». То есть знать, пусть не на виду, но ты был причастен ко многим важным и интересным событиям.

Сказала, что часто оказывалась «за кадром». Но была и совсем иная история.

Как-то хор нашего тракторного завода был приглашен в Москву для участия в одной из программ Центрального телевидения. В разгар репетиции мне сообщили, что кто-то «настучал», будто бы в нашем хоре много «подснежников» – так в те годы называли людей, кто числился на заводе, а сам реально занимался артистической или спортивной деятельностью, выступая за предприятие. Разгорелся скандал и тогда мне предложили в редакции телевидения: «Раз говорите, что это не так, сами вставайте в хор и пойте вместе со всеми».

Так я и сделала – надела костюм и встала «в строй». Правда, запись с нашим выступлением потом все равно вырезали в готовой программе.

- Недавно в Челябинске отметили 35-летие фонда культуры. Давайте вспомним то время.

- Фонд культуры в первые постсоветские годы стал катализатором ряда проектов, которые сегодня всем хорошо известны в нашем регионе. Более того, они стали узнаваемыми брендами Челябинской области.

Взять хотя бы Бажовский фестиваль. Его идею предложил нам Ефим Григорьевич Ховив. Он говорил: «Хватит битлов прославлять. У нас есть свой Бажов».

Инициатором проведения первого Бажовского фестиваля стал Фонд культуры. Правда, важной была в нем литературная составляющая – популяризация творчества Павла Бажова, его сказов об Урале. К сожалению, позже все это исчезло.

Фонд был тем инструментом, который помогал археологу Геннадию Здановичу и его коллегам «пробивать» дорогу к Аркаиму.

Открытие Аркаима для меня началось в начале девяностых годов. Помню одну поездку туда – в составе нашей группы был и Зданович. Пришло время возвращаться и начался сильнейший ливень. Как не пытались выбраться, машины оказывались в грязи и в «тупике». Зданович хоть и знал отлично местность, все равно не могли выбраться – Аркаим словно нас не отпускал, удерживал возле себя. Потом дождь резко прекратился, вышло солнце. В ближайшем сельском магазине мы купили какие-то продукты и на траве расстелили «стол».

- Еще ваше имя обычно вспоминается, когда речь заходит о проекте «Новые имена».

- Программа «Новые имена», действительно, важная страница моей жизни. Было много встреч с интересными людьми. Я стала тогда руководителем международной благотворительной программы «Новые имена» по Челябинской области, являвшейся частью всероссийского и международного проектов, направленных на выявление и поддержку одаренных детей в разных видах искусства. 

Была возможность на старте помочь талантливым молодым людям, которые позже стали «именами» в культуре и искусстве, некоторые не только нашей страны. Напомню – композитор и поэт Лера Авербах, в мире она сейчас известна как Лера Ауэрбах. Поэт и драматург Константин Рубинский.

К 18-летию программы «Новые имена» мы вместе с Натальей Рубинской выпустили книгу «Юное воинство культуры», где подробно рассказывается о многих воспитанниках этой программы. Вот лишь некоторые из «новых имен» - пианист Дмитрий Шишкин, скрипач Федор Кабельский, пианистка Ирина Якиревич… На самом деле «Новые имена» дали старт десяткам талантливых ребят.

- После Фонда культуры вы работали в администрации губернаторов Вадима Соловьева и Петра Сумина.

- Да. Можно сказать, что в администрацию меня «вытолкнул» Кирилл Алексеевич Шишов, сказав, что там нужен свой человек. Работа помощника первого заместителя губернатора – тема отдельная. Здесь можно говорить много, есть что вспомнить и рассказать.

Моим руководителем в администрации был сначала Борис Александрович Мизрахи. Наши дороги с ним сошлись, когда я еще работала в ДК ЧТЗ, а Борис был членом обкома комсомола и курировал развитие дискотечного движения. Его задачей было не запрещать это молодежное увлечение, а развивать и совершенствовать его.

В начале 90-х Мизрахи был заместителем главы администрации области по социальным вопросам. Я была его помощником, решающим вопросы культуры в действии. И как результат – именно в те годы отмечена стабилизация деятельности творческих союзов, театров, музыкальных коллективов.

Стоит отметить, что время моей работы под руководством Бориса Мизрахи совпало со временем всплеска интереса к истории и современной жизни края.

Позже, когда губернатором стал Петр Иванович Сумин, его первым заместителем стал Андрей Николаевич Косилов. Я работала с ним в качестве помощника с 1997 года. Это был совсем молодой человек, тридцати пяти лет.

Мне импонировало в сотрудничестве с ним то, что он не просто указывал, что и как делать. Нет, он разговаривал, выслушивал мое отношение, принимал мои предложения.

Андрей Николаевич объездил со мной все художественные мастерские, посетил все творческие союзы, присутствовал во всех театрах на открытии сезона, лично вникал во многие проблемы. Я выполняла его поручения что называется «на местах» - шла в конкретные коллективы и решала конкретные вопросы. Андрей Николаевич давал мне право общаться с руководителями, информировать его об итогах встреч «на высшем уровне», «двигать» процесс вперед, Я не писала тексты выступлений для Андрея Николаевича, я предоставляла ему сведения, но на мне была ответственность не только за правдивость этих сведений, но и за их полноту, за приоритетность тех или иных проблем.

Хочу отметить, что опыт общения с людьми, опыт понимания проблем, опыт изложения сути и путей выхода из создавшейся ситуации я, конечно, приобрела на ЧТЗ. И этот опыт очень помогал мне в эффективности дальнейшей работы.

- Надежда Артемьевна, в вашей жизни были встречи, о которых вы особенно не говорите. Но сегодняшняя встреча, думаю, дает такой повод вспомнить. Например, о знакомстве со скульптором Львом Николаевичем Головницким, чьи памятники хорошо известны всем челябинцам – «Орленок» на Алом поле, памятник Ленину на площади Революции, монумент добровольцам-танкистам на Кировке.

- Первая встреча с Головницким произошла накануне тридцатилетия Победы в Великой Отечественной войне. Мы, комсомольские активисты города пришли в мастерскую скульптора. Когда он работал над монументам «Добровольцам-танкистам». Запомнились тогда на всю жизнь его слова о том, что рабочий фартук на теле танкиста – важная деталь образа. Он еще рабочий, но чтобы стать воином, нужно только снять заводской фартук. И еще тогда Головницкий сказал нам, что «добровольцы-танкисты» – это поколение продолжателей «орлят». Так сам художник расценивал связь своих двух памятников – «Орленка» и памятника танкистам.

Когда я работала завотделом культуры города, видела по долгу службы проект набережной реки Миасс, где был установлен памятник «Первостроитель». По замыслу Головницкого на набережной, от дворца спорта до филармонии, должны были «стать» несколько скульптурных фигур, символизирующих представителей основных профессий Урала, создавших его силу и славу. Установить же «Первосторителя» спешили к юбилею города, с отливкой были проблемы и скульптора убедили установить монумент в гипсе.

Как известно, в таком виде он долго не устоял и его убрали. На этом месте сейчас «сидит» памятник композитору Сергею Прокофьеву, образ которого создал талантливый скульптор, ныне Народный художник России Вардкес Авакян.

- Вам приходилось общаться и быть знакомой со многими художниками. Не предлагали написать ваш портрет?

- Мой образ, если можно так сказать, в свое время был запечатлен и на холсте челябинскими художницами Анной Бутаковой и Валентиной Ваксман.

… Подойдя к зеркалу на стене кабинета, Надежда Артемьевна встала в профиль, немного вскинув голову вверх: «Примерно так я дважды позировала Виктору Митрошину, когда он работал над скульптурой Майи Плисецкой».

И еще вспомнила: как-то на фотовыставке знаменитый фоторепортер Сергей Васильев, увидев на стене портрет знаменитой балерины, попросил встать рядом.

Видимо, он увидел сходство, - говорит Надежда Дида.

- С Виктором Митрошиным мы были знакомы давно, когда я работала еще в горисполкоме. Помню, как ныне знаменитый скульптор резал изо льда фигуры в ледовом городке на площади Революции и это были теплые и душевные скульптуры, как говорится, несмотря на уральские зимние морозы.

- У вас есть книга «Мужчины в моей жизни». расскажите о ней, как она появилась?

- Помните сколько в начале девяностых появилось «бизнес-леди», модным стало говорить: «Я сделала себя сама».

Задумалась сама: а кто меня сделал, кому обязана по жизни? И без особого труда пришла к выводу, что на разных этапах своей жизни обязана очень многим мужчинам, особенно тем, кто в трудную минуту протягивали мне руку помощи. О них, об этом и получилась моя книга.

- Последние годы вы являетесь директором музея трудовой и боевой славы ЧТЗ. Приходится самой проводить экскурсии, что кажется важным в вашей работе?

- Тема большая и серьезная. Если коротко говорить, что к нам в музей часто приходят школьники, студенты и очень хочется, чтобы после встречи в музее, после разговора «по душам» эти ребята могли бы сказать своим друзьям и близким: «Был в музее ЧТЗ, узнал, что здесь делались лучшие в мире трактора и танки». И им уже не надо было бы говорить, почему родной Челябинск носит имя Город трудовой доблести.

Мне хочется, чтобы нынешние молодые ребята понимали величие предшествующих поколений и то, что именно они - наследники великого поколения-победителей. И теперь им нести эту непростую, но очень почетную эстафету в жизни.

… Мы не успели попить чай. Я не успел задать Надежде Артемьевне многие вопросы, которые заготовил для встречи. Ей нужно было идти проводить экскурсию – в музей пришли несколько челябинских семей, записавшихся заранее.

 

Интервью
Автор: 
Сергей Белковский
Добавлять в яндекс новости: 
1
Сюжет на главную: 
0
Изображение (upi2020): 
Тип публикации в Яндекс Дзен: 
zen_post_auto
Город: 
Отключить автопубликацию для таких социальных сетей, как Яндекс Дзен: 
Отключить автопубликацию для таких социальных сетей, как ВКонтакте, Одноклассники, Twitter, Instagram, Telegram, Facebook: 

Читайте также

В тренде на этой неделе

Сотрудники УФССП России по Калининградской области приняли участие в донорской акции

Самый волшебный май: Володина назвала один единственный знак, чья жизнь превратится в сказку

Пилотный проект по правам ребенка в Подмосковье отмечен на федеральном уровне

Лев Гороскоп на сегодня, 27 апреля 2024 г. советует быть осторожными в отношении здоровья | Астрология

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я