Мы в Telegram
Добавить новость
< >
Январь 2010
Февраль 2010
Март 2010
Апрель 2010
Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010
Август 2010
Сентябрь 2010
Октябрь 2010 Ноябрь 2010 Декабрь 2010
Январь 2011
Февраль 2011
Март 2011
Апрель 2011
Май 2011
Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011 Сентябрь 2011
Октябрь 2011
Ноябрь 2011
Декабрь 2011
Январь 2012
Февраль 2012
Март 2012 Апрель 2012 Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015
Март 2015
Апрель 2015 Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017 Апрель 2017 Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019
Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28
29
30

Поиск города

Ничего не найдено

Новая Третьяковка показывает работы светоча академизма Генриха Семирадского

Пилотный проект по правам ребенка в Подмосковье отмечен на федеральном уровне

Гороскоп на неделю с 29 апреля по 5 мая 2024 года: Нужны особая осторожность и осмотрительность

Самый волшебный май: Володина назвала один единственный знак, чья жизнь превратится в сказку

Сортавалец завоевал золотую медаль на чемпионате мира по кемпо

Его картина "Фрина на празднике Посейдона в Элевзине", купленная Александром III для своей коллекции, становится одним из стимулов создания Русского музея. Он был одним из авторов росписей храма Христа Спасителя. Его равноудаленность от социально ангажированных работ передвижников, так и от поисков модернизма, привела к тому, что уже во времена "мирискусников", не говоря уж о "бубновых валетах" и футуристах, Генрих Ипполитович Семирадский выглядел героем далекого арьергарда.

Но не прошло и века, и интерес к его "Светочам Нерона", сексапильной "Фрине на празднике Посейдона в Элевзисе", "Дирцее на римском цирке" вновь оживился. Академическое салонное искусство стало выглядеть респектабельным предшественником китча, и Семирадский оказался вновь на коне. На выставке "Пленники красоты" 2004 года, которая обратила внимание на жизнь античной идиллии в академическом и салонном искусстве, он стал едва ли не главным героем.

Нынешняя выставка в Новой Третьяковке ставит его в контекст академической традиции XIX века и петербургской "Новой Академии Изящных Искусств" Тимура Новикова. О том, с чем связан интерес к академической традиции сегодня, рассказывает куратор выставки "Генрих Семирадский. По примеру богов" Татьяна Карпова.

Нынешний проект можно считать оправданием академизма?

Татьяна Карпова: Не знаю, нужно ли его оправдывать. Мы эту стадию уже прошли. В Европе еще с 1970-х годов делали выставки Жан-Леона Жерома, Лоуренса Альма-Тадема и других мастеров европейского академизма. В 1986-м французы создали Музей д"Орсе, где импрессионисты соседствуют со своими оппонентами-художниками, которые выставлялись в Салоне. Да и Третьяковская галерея в 2004 году делала выставку "Пленники красоты". Выставка Генриха Семирадского - продолжение того давнего проекта.

Поздний академизм был частью художественного процесса. Аскетизм передвижников трудно понять, не зная, что их окружало разливанное море академического и салонного искусства.

Но между ними не было непроходимой стены. Мы показываем картину "Трудный выбор (Женщину или вазу?)", где патриций решает, что же купить: редкую вазу или невольницу. Для Семирадского приход христианства в языческий мир определяет рождение новой этики. В ее рамках приравнивание человека к вещи немыслимо. И это полотно, отсылающее к рабству античной эпохи, перекликается, как можно заметить, с картиной "Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого", написанной в 1866 году Невревым.

Лучшие из академистов не были абсолютно беспечальными художниками, которые создавали "ковры, ласкающие глаз". Тот же Семирадский обращает зрителя к вопросу о цене человеческой жизни, свободы, достоинства.

Тем не менее Павел Михайлович Третьяков его работ не покупал.

Татьяна Карпова: Решение о покупке зависит не только от качества произведения. А Александр III ценил его талант. Более того, именно после приобретения для своей личной коллекции полотна "Фрина на празднике Посейдона в Элевзине" на выставке Семирадского в Академии художеств император впервые публично сказал о желании создать музей русского искусства.

Можно предположить, что царя привлекали не столько аллюзии на современную жизнь, сколько живописная идиллия античной жизни…

Татьяна Карпова: Конечно, Семирадский дарит возможность вновь прикоснуться к эпохе античности. Мастер живописных эффектов, он приближал ее к зрителю, беллетризировал. Но делал это не только ради развлечений. Та же Фрина на празднике Посейдона обращает нас к образу богини Венеры, многократно отображенной лучшими скульпторами Греции и Рима. Помните очерк Глеба Успенского "Выпрямила"? Там сельского учителя Тяпушкина, у которого душа была как сморщенная перчатка, выпрямила луврская Венера Милосская. Это старый вопрос о красоте, вокруг которого всю вторую половину XIX века шли баталии, от Фета и Тургенева до Репина и Толстого… Да, искусство не может быть слепо к язвам общества, но художник, как и зритель, имеет право любоваться красотой природы, человека, архитектуры…

Семирадский на выставке показан в диалоге с "Новой Академией Изящных Искусств" Тимура Новикова, с циклом Ольги Тобрелутс, с фотографиями живых картин Олега Маслова и Виктора Кузнецова, посвященным Альма-Тадеме. Эти фото проявляют театральную природу работ Генриха Семирадского. 

Татьяна Карпова: Современники сравнивали его работы с живыми картинами. Некоторые сцены, жесты на полотнах Семирадского словно пришли из оперных мизансцен. Он был поклонником музыкального театра на Императорской сцене.

В свою очередь фильмы по роману Генрика Сенкевича "Камо грядеши" опираются и на живопись Семирадского. Вообще во многих фильмах, от "Нетерпимости" Гриффита до "Гладиатора" Ридли Скотта, чувствуются влияние художников-академистов. На давней монографической выставке Альма-Тадемы в Лондоне можно было сравнить картины Альма-Тадемы и художников, работавших в стиле неогрек, и фильмы, где оживают мизансцены этих полотен.

Привлекает зрелищность этих работ?

Татьяна Карпова: И прекрасная реконструкция сцен античных времен.

Получается, Серебряный век и академизм, с которым он полемизировал, два этапа на пути к синтезу искусств?

Татьяна Карпова: Безусловно. Кстати, будущие мирискусники читали в своем "обществе пиквикианцев" друг другу доклады, в том числе о Генрихе Семирадском и Константине Маковском.

В чем-то Семирадский, конечно, остается архаичным. Его упрекали за его занавесы - так называемые "куртины" - для Львовского и Краковского театра. Эти огромные красочные композиции представляют своего рода парад аллегорий. На языке аллегорий в 1900 году уже мало кто изъяснялся. Но прошло время, и "куртины" Семирадского прижились в пространстве театров, для которых были созданы. Сколько умения, мастерства вложено в эти куртины!

Но это означает, что он работал для очень узкого круга "архивных юношей"…

Татьяна Карпова: Или то, что он закладывал несколько уровней понимания работ. В конце концов мы можем насладиться его мастерством живописца. И Поленов, и Бенуа очень ценили его "чудные неаполитанские пейзажи".

…которых Семирадский практически не писал.

Татьяна Карпова: … Они есть в его полотнах на античные темы. Архитекторы Сергей Чобан и Александра Шейнер смогли на экспозиции создать аналог дышащему пространству полотен Семирадского. Оно открыто для движения, сопоставления, размышления об этих волнах античности, которые очень важны для русской культуры.

Вместо видеофрески "Пира Тримальхиона" группы АЕS+F на выставке появились образы руин в монументальных работах Валерия Кошлякова. Но Семирадский ближе к реконструкциям прошлого, чем к руинам Пиранези…

Татьяна Карпова: Это меланхолическая нота истаивающей красоты начинается у нас с цикла Ольги Тобрелутс, где на фотографиях скульптуры Михаила Козловского "Бдение Александра Македонского" постепенно исчезает... главный герой. Продолжается в монументальных росписях на гофрокартоне Кошлякова. Когда мы не смогли показать "Пир Трималхиона", то обратились к римской серии Валерия Кошлякова из нашей коллекции.

Некоторые сцены, жесты на полотнах Семирадского словно пришли из оперных мизансцен 

И этот же мотив в другом регистре - в замечательном цикле Times New Roman Тима Парщикова. Здесь современные копии античных скульптур с ценниками в магазинах садовых украшений под открытым небом вдоль дорог элитных дачных поселков оказываются заготовками для декорума дворцов, домов "новых русских римлян". Парщиков зафиксировал, как античная и академическая традиция переосмысляются в очередной раз как знак имперской власти, как минимум, признак роскоши.

Это как раз повторяющийся в разных эпохах сюжет…

Татьяна Карпова: Разумеется. Художники, писатели Серебряного века повально были увлечены темой Древнего Рима. Мережковский писал, что наше время, как гладиатор на арене, застыло в ожидании смерти. Собственно, эта дихотомия прекрасного и ужасного присутствует и у Семирадского, например, в "Светочах христианства". Императив христианской любви для художника столь же важен, как и увлечение сценическими эффектами зрелища заката античности.

Ключевой вопрос

Вам не кажется, что для современного зрителя даже сюжеты картин Семирадского, не говоря уж об аллегориях, "темны и унылы"?

Татьяна Карпова | Ну, уж точно не темны и не унылы. Обнаженная Фрина на празднике Посейдона залита солнцем, пленительна… Другое дело, что сюжет, очевидный для любого гимназиста XIX века, сегодняшнему студенту может быть непонятен.

Но между прочим, Семирадский "ребусную" подкладку мог закладывать в свои работы. Если вы посмотрите картину "Отдых патриция", где захмелевшему римлянину наливают вино в чашу, то не сразу обратите внимание на его собеседника. Тем более - на свиток с красным ярлычком в руке. Оказалось, на этом ярлычке - текст шуточного стихотворения греческого поэта, подражавшего Анакреонту.

Стих как раз о возлияниях: "Как пьет земля сырая, // Так из земли - деревья, // А море пьет из речек, // А солнце пьет из моря, // А месяц пьет из солнца. // Друзья мои, за что же // Вы пить мне не даете?". Мы знаем этот стих в переводе Михаила Гаспарова.

Ну, никакого представления о ЗОЖ…

Татьяна Карпова | Бог с ним, с ЗОЖ. Но кто мог прочесть это стихотворение? Мы-то с лупой читали увеличенную фотографию фрагмента свитка. Но для Семирадского и это стихотворение, и вязь аллегорий, и вся эта усложненная система отсылок к памятникам античной римской культуры очень дорога. Его картины - это такой вызов знатокам античности - через века и страны.


Читайте также

В тренде на этой неделе

Сотрудники УФССП России по Калининградской области приняли участие в донорской акции

Самый волшебный май: Володина назвала один единственный знак, чья жизнь превратится в сказку

Пилотный проект по правам ребенка в Подмосковье отмечен на федеральном уровне

Лев Гороскоп на сегодня, 27 апреля 2024 г. советует быть осторожными в отношении здоровья | Астрология

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я