Мы в Telegram
Добавить новость
< >
Январь 2010
Февраль 2010
Март 2010
Апрель 2010
Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010
Август 2010
Сентябрь 2010
Октябрь 2010 Ноябрь 2010 Декабрь 2010
Январь 2011
Февраль 2011
Март 2011
Апрель 2011
Май 2011
Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011 Сентябрь 2011
Октябрь 2011
Ноябрь 2011
Декабрь 2011
Январь 2012
Февраль 2012
Март 2012 Апрель 2012 Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015
Март 2015
Апрель 2015 Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017 Апрель 2017 Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019
Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1 2 3 4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено

Ольга Ханай. Путь в музыку

0 90

Литературный салют «В сердце ты у каждого, Победа!»

Путин наградил подростков, спасавших посетителей «Крокуса» во время теракта

Самый волшебный май: Володина назвала один единственный знак зодиака, чья жизнь превратится в сказку

ЗНАКИ ЗОДИАКА: ИХ СМЫСЛ ЖИЗНИ И ПРИОРИТЕТЫ

В творческом лагере при художественном музее мы с ребятами исследовали, каким непростым и полным сомнений иногда бывает путь молодых музыкантов к своей профессии. О годах учебы мы расспросили самых разных людей — профессионалов и любителей, педагогов и студентов. Среди респондентов оказалась и Ольга Ханай — первая скрипка камерного оркестра и всеми любимая ведущая его концертов.

— Расскажите, пожалуйста, о своем пути в музыку — как он начинался? Ходят легенды по поводу скрипок, что с трех лет маленьких детей начинают мучить, заставляют играть…

— Никто меня в детстве не мучил. И вообще я сама выбрала себе инструмент, мои мама с папой даже не мечтали об этом. В 9 лет — для скрипки это совсем поздно — прочитала в газете: «Объявляется набор…», я говорю: «Мам, почему бы и нет?» Мама так осторожно, только бы ребенка не спугнуть, он же сам захотел, привела меня в школу, и была потрясена тем, что у меня есть слух. Школа была хорошая, при музыкальном училище в Йошкар-Оле, ну, собственно, и сейчас есть — вроде десятилетки при консерватории. У меня был замечательный педагог Надежда Николаевна Ачкасова, и слава богу, она все еще преподает.

— У вас какая-то музыкальная семья?

— Не сказать, чтобы особенно музыкальная… Мой папа из украинского села подо Львовом, так вот его мама, Мария Григорьевна, была регентом приходского храма. Простая крестьянка, музыкального образования не имела. Но у нее был абсолютный слух, она руководила хором, занималась с певчими… Я помню, к ней приходили кандидаты на роль певчих, и она их прослушивала. А папа унаследовал вот эту музыкальность, и когда я в детстве играла на скрипке (представляю, с каким отвратительным звуком!) какие-нибудь гаммы, он всегда читал газету и подпевал мне в терцию.

А родная сестра маминой мамы, тетя Надя (Надежда Григорьевна Бахметьева) — певица. У нее в юности обнаружился очень хороший голос, и проучившись три года в Рязанском музтехникуме, она уехала в Ленинград. Сначала пела в хоре Мариинского театра (тогда еще Кировского), а когда Свешников стал набирать свой хор (академический русский хор Свешникова), он специально приезжал в Ленинград и нескольких человек привез с собой — основу этого хора. В нашей семье хранится фотография — 6 февраля 1947 года в Большом зале Московской консерватории бабушка солирует с И.С. Козловским и М.Д. Михайловым.

И что самое интересное, в этом же хоре два послевоенных года вместе с моей бабушкой пел папа моего будущего мужа, Жоры Степанова. Зенон Алексеевич Степанов, легендарный солист Чувашского театра, и на концертных фотографиях хора конца 40-х годов мы с Жорой обнаружили, что моя бабушка и его отец вместе.

«Убеждена, что ребенка все-таки надо заставлять заниматься музыкой, если только он не гений. Ну как вот машину заглохшую — ее же надо подтолкнуть, а потом поедет сама. До тех пор, пока человек не научится, не встанет на крыло и не сможет издавать звуки, которые ему самому будут интересны».

К приходу в музыкальную школу я музыку знала довольно хорошо. До сих пор помню: я болею, мама ставит пластинку «Пер Гюнт» Грига, сюиту, а сама читает мне Ибсена. По радио тоже, когда передавали оперу, весь город сидел и слушал. И дети в Рязани могли сидеть на лавочке и играть между собой в «угадайку»: а вот это из какой оперы, а это из какой. Помню, мы в детстве с братом, сидя в ванне, пели «Хор русалок» из оперы Даргомыжского.

— А в школе было легко? Никогда не хотелось бросить?

— Я твердо убеждена, что ребенка все-таки надо заставлять, если только он не гений. Есть люди, которых господь Бог целует в макушечку, берет за руку, и им вообще не надо никак помогать. А каких-то детей принуждать (конечно, не линейкой, не ремнем, ничем подобным) не жестко, не жестоко, надо обязательно. Ну как вот машину заглохшую — ее же надо подтолкнуть, а потом поедет сама. До тех пор, пока человек не научится, не встанет на крыло и не сможет издавать звуки, которые ему самому будут интересны.

Моя мама поступила очень мудро. Я периодически рыдала, когда что-то не получалось, а педагог мой — очень эмоциональная, она однажды стул на уроке сломала. Не об меня, слава богу… что-то там у меня было не так, я, видимо, иногда тупила, как все дети, а ей надо было все сразу, она тоже была еще очень молода, 22 года — я ее первая ученица. Она взяла стул… просто приподняла и со всей силы уронила (а тогда они клееные такие были). И вот когда я рыдала, мама всегда подходила ко мне и говорила: «Ну что ты мучаешься, ну бросай». Тут включалось мое чувство противоречия, и я не бросала. А мама тихо радовалась…

— Одно дело — просто ходить в музыкальную школу, играть… А как вы решили, что музыка станет вашей профессией?

— Я школу окончила с двумя четверками, по физкультуре и НВП, и меня все отправляли учиться куда-нибудь «в серьезное место». А для меня в какой-то момент уже не было вопроса, я понимала, что хочу этим заниматься, хочу поиграть что-то, что мне пока еще рано. Я поступила в Саратовскую консерваторию. Поступила легко и к совершенно гениальному педагогу — был такой Наум Абрамович Гольденберг, ученик Давида Ойстраха. Перед каждым экзаменом он брал мой смычок и натирал крошечным, уже замусоленным кусочком канифоли, и говорил: «Деточка, мне ее подарил сам Давид Федорович!» Я должна была в этом месте восторгаться, но канифоль эта вообще ничего не давала — у нее максимальный срок годности два года. Но все равно — это было священнодействие.

Но в конце второго курса нам сказали, что Наум Абрамович больше работать не будет, уходит на пенсию. И подружка мне говорит: «Поехали в Нижний, там есть совершенно замечательный профессор, Ярошевич, давай попробуем». Мы с ней поехали. До сих пор испытываю некий комплекс вины, потому что он меня взял, а ее нет… Смена хорошего педагога на другого, тоже хорошего, дает качественный скачок. Другой взгляд на вещи. Каждый новый человек в нас что-то другое раскрывает, мы же к нему тоже поворачиваемся своей новой стороной.

— Что для вас работа? Некоторые артисты относятся к ней как к священнодействию, служению, некоторые, наоборот, говорят: «Я этим деньги зарабатываю — умею и занимаюсь».

— Я считаю, точную формулу вывел мой гениальный муж, Жора… Однажды он так сидит и говорит: «Слушай, Ханаёныш (у меня фамилия Ханай, он по имени никогда меня не называл), представляешь, мы с тобой делаем то, что любим больше всего на свете и нам еще за это деньги платят. Мы с тобой счастливые люди!»

Ну, он-то в большей степени был счастливый и чрезвычайно талантливый человек, потому что то, что он делал, ему давалось легко. Левон Ашотович Амбарцумян, его друг, который давно уже живет и работает в Джорджии — профессор, человек в музыкальном мире очень авторитетный, однажды мне сказал: «Я много что видел. Я могу насчитать по пальцам одной руки человека четыре музыкантов, которые умеют играть на скрипке, которые точно знают как, и делают это. Вот Жора один из них, и для меня это самое непостижимое, потому что все остальные — люди с мировыми именами».

Он вообще был совершенно необыкновенный человек. И очень свободный. Он никогда никому не завидовал, и совершенно невозможно представить его в роли человека, спрашивающего: «Ну как, ну что, старик, как я сегодня играл?» А ведь этим грешит громадное количество музыкантов — нормальная человеческая слабость. Вот у него этого вообще не было, он сам про себя все знал.

— А для вас это как? У вас есть какой-то внутренний критерий или какой-то авторитет, или внутреннее понимание, как это должно быть? Бывают такие моменты, когда вы можете себе сказать: «Да, я молодец сегодня!»?

— Бывают, но очень нечасто. Критерии, несомненно, есть, но мне важна оценка со стороны. Вот промажешь иногда и думаешь: а вдруг не заметили? И спрашиваешь: «Что, не слишком позорно?» Вот позорно такое спрашивать, но у меня бывает.

Справка «СЧ»
СТЕПАНОВ Георгий Зенонович (31.12.1959 — 03.06.1998) — скрипач, дирижер, заслуженный деятель искусств Чувашской ССР ( именно так с мая 1991 г. по февраль 1992 года официально называлась Чувашская Республика. — Прим. ред.). Родился в Чебоксарах. Окончил Казанскую консерваторию (1984). Артист оркестра в Татарском академическом театре (1978–1984), солист Чувашской государственной филармонии (1984–1988), главный дирижер Камерного оркестра Чувашии (1990–1998). Первым среди чувашских музыкантов-скрипачей стал лауреатом Всероссийского конкурса музыкантов-исполнителей (1981) и дипломант Всесоюзного конкурса скрипачей, 1981). Его творческая деятельность сыграла заметную роль в развитии струнного исполнительского искусства Чувашии. Начиная с 2004 в Чебоксарах ежегодно проводится Весенняя ассамблея искусств «Творчество юных» имени Георгия Степанова.

По данным Чувашской энциклопедии.


Читайте также

В тренде на этой неделе

Литературный салют «В сердце ты у каждого, Победа!»

Путин наградил подростков, спасавших посетителей «Крокуса» во время теракта

Предприниматели Тверской области приняли участие в ремесленной выставке-ярмарке

Самый волшебный май: Володина назвала один единственный знак зодиака, чья жизнь превратится в сказку

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я