Мы в Telegram
Добавить новость
< >
Январь 2010
Февраль 2010
Март 2010
Апрель 2010
Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010
Август 2010
Сентябрь 2010
Октябрь 2010 Ноябрь 2010 Декабрь 2010
Январь 2011
Февраль 2011
Март 2011
Апрель 2011
Май 2011
Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011 Сентябрь 2011
Октябрь 2011
Ноябрь 2011
Декабрь 2011
Январь 2012
Февраль 2012
Март 2012 Апрель 2012 Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015
Март 2015
Апрель 2015 Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017 Апрель 2017 Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019
Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28
29
30

Поиск города

Ничего не найдено

Роман Виктюк — повелитель пространства

0 102
Роман Виктюк — повелитель пространства

Сотрудники УФССП России по Калининградской области приняли участие в донорской акции

Ангел возьмет за руку и приведет к успеху: одному знаку зодиака Глоба пообещала удачу с 29 апреля

Весной войдут во врата счастья: Василиса Володина назвала властителей судьбы в мае 2024

Самый волшебный май: Володина назвала один единственный знак, чья жизнь превратится в сказку

Лишний билет на спектакль спрашивали за километр до театра. И, в принципе, заранее знали ответ. Ходить на Виктюка в Москве было не просто модно, это было для одних фетишем, для других — синонимом стиля и продвинутости. Третьи шли за философией. Необычный — от манеры говорить до манеры одеваться — Виктюк учил, что мир интересен в его разных прочтениях, рассмотренный под разными ракурсами. Все ли понимали его спектакли? Нет. Конечно, нет — они были слишком далеки от академически строгих постановок, к которым давно привык массовый зритель. Но они завораживали. В них все было удивительным.

Довоенный Львов — тихие улицы со статными домами, замирающий по вечерам, с глубоко скрытыми внутренними противоречиями в семьях, живущих по соседству. Родители — учителя: дома горы тетрадей на столе, запах борща течет из кухни. Позже картина почти не изменится, только все будет пронизано мыслями о войне. А затем — воспоминаниями о ней. Тоже разными. И мама снова будет сидеть над тетрадями. Но разрешит быть дома — им, десятку сорванцов, одетых на грани нищеты.

Они ставят спектакль... Ругаются. Налетают друг на друга петухами — всех побеждает Ромка. Он будто впадает в транс: ходит между спорщиками, и они медленно успокаиваются под волнами его магнетического голоса. Теперь спектакль ставит он. «Ты — сюда. Ты — туда. Вы видите друг друга, как впервые… Ну, пошли!» Ромка странный, в глазах — отсветы грозового неба. Но ему почему-то веришь… Ценят Ромку-режиссера и во Львовском дворце пионеров. Дельный пацан. Что-то такое знает.

...В 1956 году Роман Виктюк получил на руки диплом об окончании актерского факультета Государственного института театрального искусства им. А. В. Луначарского (ныне — ГИТИС). Курс разлетался по столичным театрам, а он упаковал вещи в чемодан и уехал к себе во Львов. Скучал по нему, с наслаждением ходил по знакомым улочкам, впитывал воздух. Да, в Москве было хорошо. Но дома у него было ощущение абсолютной свободы.

В труппу Театра юного зрителя им. М. Горького (ныне — Первого украинского театра для детей и юношества) его записали без проблем. Поначалу Рома Виктюк был просто в великой радости: работа не очень напряженная, никто не «гнет», в свободное время можно еще и в молодежной студии при театре попробовать кое-какие ходы, которые придумывались как будто сами по себе… А там и армия: мотострелковые войска. Потом — ансамбль песни и пляски Прикарпатского военного округа… Все как у всех. Только удивительным образом Виктюк накапливал где-то внутри некую никому не видимую энергию, которая однажды взорвет его и окружающее пространство.

…Роли. Шура Тычинкин из спектакля «Сомбреро». Что-то еще, по мелочи. Играет складно, без фальши, но… Виктюк видел сцену как бы со стороны. Ему нравилось корректировать и подчинять себе пространство, менять его форму, смысл, цвет, качество подручных материалов. Режиссируя, он ощущал себя не Богом, но явно творцом, под пальцами которого расцветают от прикосновения цветы, выше становится небо, слаще — вкус радости, горше — послевкусие беды. За два года во Львовском ТЮЗе он поставил несколько пьес, каждая из которых имела «фишку» — будь то проработка отдельного образа, находка в трактовке взаимоотношений, детали, иначе расставленные акценты. Когда его позвали работать в Тверь, в такой же, по сути, Театр юного зрителя (сколько внимания уделялось им в советскую пору!), он переехал спокойно, не ощущая ничего, кроме смены декораций и важности своей миссии: Виктюк, предельно объективный к себе, понимал, что его спектакли зрители смотрят не как остальные. Только почему? Он еще не был готов ответить на этот вопрос…

Тверь — полтора года жизни, хорошие люди вокруг, симпатичная труппа. Но потом навалились усталость и апатия. Когда его выпивало пространство, он нуждался в его смене, возможно, даже для того, чтобы снова стать донором, отдать энергию, поделиться ею. Четыре года в Государственном русском драмтеатре в Вильнюсе на позиции ведущего режиссера пролетели как один день. Это был колоссальный опыт постановки совершенно разных пьес: от классики до современности, от Шеффера до Толстого, Рощина и Володина. Круг был завершен: он облетел несколько городов, вобрал в себя опыт и должен был вернуться в Москву. Он так это понимал. Теперь ему было что ей предъявить.

В 1970-е в Театре имени Моссовета и МХАТе он поставил несколько пьес. О них заговорили, но сенсации не случилось. Скорее она начала появляться на репетициях Студенческого театра МГУ. О новом главном режиссере зашептались: «Видали «Утиную охоту»? Вот это высота! А «Уроки музыки»? Он поставил Петрушевскую…» 

Его начали приглашать в разные театры: от Вахтанговского и «Современника» до Таллинского русского драмтеатра и Киевского академического русского драмтеатра имени Леси Украинки. Роман Виктюк того времени — когда улыбчивый, а когда предельно нахохленный ворон-одиночка, творящий чудеса и из любой труппы выжимающий максимум возможностей.

А в 1988 году случились «Служанки» на сцене столичного «Сатирикона». Пощечина вкусу, дразнилка, провокация, философия, скандал! Мужчины играют женщин! Вызов морали. Виктюк бьет наотмашь! Но ценители — ладно, хулители Виктюка — искали билеты за любые деньги! Все понимали: это нужно было видеть. А на дворе била крыльями перестройка. Все ломалось вокруг. И Виктюк ломал наши представления не только о культурном устройстве, но и о мироустройстве в целом.

...Сцена. Для него она была панацеей в прямом смысле этого слова, панацеей от всего. Она понимала, успокаивала, дарила силы, даже когда отнимала энергию полностью, выпивала до дна. Для чего люди шли на спектакль, идут и будут идти? Он знал: чтобы получить ответы. На вопросы, которых, возможно, не задавали вслух. Чтобы поразиться тому, как человек может и без слов рассказать о личном. Но главное — зрители идут, чтобы увидеть свою историю в другом человеке. Или историю этого другого человека — в себе. «Искусство — это радость, жизнь — кошмар. Когда выходишь на подмостки, ничего другого для тебя уже не существует. В этом наше единственное спасение». Собственно, это был его девиз, основной закон, по которому строилась его жизнь.

...Рецензии на его спектакли были разными: от восторженных до возмутительно чванливых. Сначала он переживал, потом перестал. В конце концов, было почти все равно: он так видел. Перестройка захлебнулась собственным сбивчивым дыханием. Шел 1991 год. Весь мир летел в тартарары с гигантской горки, разрушение вошло в моду и стало устойчивым трендом. Виктюк пошел против течения: когда все разрушали, он создавал. Именно в том страшном, путчевом году он и открыл в Москве антрепризный Театр Романа Виктюка, став в нем худруком. Премьера громыхнула вскоре: ею стала «М. Баттерфляй» по пьесе Дэвида Генри Хвана.

В 1996 году театр получил статус государственного. Вскоре к нему «пробили тропу» театралы: сюда бежали смотреть «Двоих на качелях» и «Рогатку», «Полонез Огинского» и скандальную «Философию в будуаре» маркиза де Сада, «Саломею» и «Заводной апельсин», «Мастера и Маргариту» и постановки «Коза, или Кто такая Сильвия?», «Запах легкого загара» и «Несравненная!». Начались гастроли от Европы до США. Театр встречали овациями: режиссерский язык Виктюка не нуждался в переводчиках.

Постепенно Роман Григорьевич Виктюк стал символом другого театра и просто другого взгляда. К его необычной манере изложения постепенно привыкли. Все, кто работал с ним, понимали главное: он из другого теста и из другого мира. Верующий, с придыханием говорящий о Боге, он действительно будто бы имел некий канал, по которому напитывался энергией и где ловил свое вдохновение. Двести поставленных им спектаклей — это абсолютно филигранно выполненные ювелирные изделия высшей пробы, которые могут, конечно, понравиться не всем, но носятся вне сезона и моды. Звания, казалось, его не слишком волнуют, награды он принимал с благодарностью и достоинством, не особо ими кичился. На самом деле Роман Григорьевич так давно вступил с окружающим его пространством в особые отношения, что земная суета осталась где-то далеко-далеко.

...Узнав о смерти своего худрука, актеры Театра Романа Виктюка не стали отменять спектакль «Танго». Как говорят, это было «второе обращение к зрителю в стиле парадокса». Показ совпал с днем смерти одного из самых именитых отечественных режиссеров. Может быть, это символичное и правильное решение. Нет сомнений, что Виктюк бы его понял. Будем помнить...

Коллектив редакции газеты «Вечерняя Москва» выражает соболезнования близким, коллегам и поклонникам Романа Виктюка.


Читайте также

В тренде на этой неделе

Сотрудники УФССП России по Калининградской области приняли участие в донорской акции

Пилотный проект по правам ребенка в Подмосковье отмечен на федеральном уровне

Самый волшебный май: Володина назвала один единственный знак, чья жизнь превратится в сказку

Отключение электричества в Сочи 24 апреля 2024: кто и почему останется без света

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я