Бусинка от Цветаевой и парадные мантии Бродского: что хранят фонды Фонтанного дома
Коронавирус внес свои коррективы в работу одного из самых известных музеев Петербурга – музея Анны Ахматовой на Литейном проспекте. В доме, в котором поэт написала «Реквием» и «Поэму без героя», нет толпы туристов. По первому этажу лениво и неторопливо бродят кошки – любимые животные ученика Ахматовой Бродского. «ПД» побывал на четвертом этаже здания, где расположены запасники. СКРЫТЫЙ ТАЛАНТ ХУДОЖНИКА? Основное собрание фонда состоит из 23,5 тысяч предметов. Они разделены и группируются для хранения по типу и персоналиям. Есть, например, фонд автографов и документов – в нем собраны письма, открытки и дневники. В собрании Лесмана хранятся в основном книги. В изофонде представлена живопись, графика, нумизматика и декоративно-прикладное искусство. Небольшая комната, наполненная портретами и личными вещами Анны Ахматовой и ее близких, встречает нас первой. Основное правило – экспонаты нужно оберегать от перепада температур. Поэтому температуру и влажность в помещении замеряют каждый день. Среди необычных экспонатов, которые почти никогда не видели гости музея, есть пластилиновый автопортрет, который поэт сама слепила в 1927 году. Если тот же Бродский известен тем, что часто оставлял рисунки на салфетках и записках, то, например, Ахматова художественным талантом не отличалась. Рисовала лишь когда сидела с соседскими детьми, здесь, в Фонтанном доме. «Ахматова вылепила свою голову и позже подарила эту скульптуру Павлу Николаевичу Лукницкому, своему близкому другу и доверенному лицу, который многие годы занимался изучением и хранением творчества Анны Ахматовой и Николая Гумилева. Работа интересна нам тем, как художник, в широком смысле этого слова, занимается самоисследованием. Она слепила ее прямо во время встречи с Лукницким: в его дневниковых записях есть об этом сведения. Эту вещь мы получили в подарок от его жены, она хранилась в семейном собрании семьи», - рассказывает «ПД» хранитель изофонда Влада Львова. Второй экспонат – один из выпусков японского журнала Asahi Graph. В нем сохранились публикации о выставке русского искусства, которую в страну Восходящего солнца привез муж Ахматовой – Николай Пунин. «Здесь мы видим портрет Ахматовой работы Петрова-Водкина. Этот журнал Николай Николаевич подарил Анне Андреевне. Рядом с ее портретом мы видим работу Николая Тырса, которому впоследствии Анна Ахматова подарила этот журнал. На обложке есть дарственная надпись, поскольку Ахматова считала серию своих работа Тырсы одними из самых лучших своих портретов. И это важно, поскольку иконография Ахматовой – очень большое и действительное заметное явление в русском искусстве. Ахматова сама следила за тем, кто ее пишет. У нее был список таких работ», - говорит хранитель. Так, одним из самых любимых изображений ее самой для Ахматовой стала работа ученицы Малевича Нины Коган. Портрет, написанный в Фонтанном доме, хранился в собрании семьи Пуниных и попал в музей от внучки Николая Пунина – Анны Каминской. «Гости музея редко видят эти портреты. Эти работы не найти в Сети», - замечает хранитель. ЧЕТКИ ЦВЕТАЕВОЙ Следующий экспонат –подарок одного знакового поэта эпохи другому. Это бусинка из четок, которые Анне Ахматовой подарила Марина Цветаева во время встречи в Москве в июне 1941 года, за два месяца до самоубийства Цветаевой. Женщины немного переписывались, но лично встречались только два раза – 7 и 8 июня. Встреча обеих немного разочаровала, поскольку творческие пути поэтов и их позиции расходились. «По воспоминаниям современников, Анна Ахматова любила носить эти четки и берегла. Потом бусинку с этих четок Анна Андреевна в 1943 году подарила Асе Петровне Сухомлиновой, с которой познакомилась в Ташкенте, в эвакуации. Сухомлинова часто бывала у Ахматовой и перед ее отъездом протянула ей руку, в которой держала эту бусинку. Музей получил бусинку в дар уже от нее. Сухомлинова берегла вещь всю жизнь». Последний предмет – иконка, принадлежавшая Иосифу Бродскому. По легенде ее подарила своему любимому ученику Анна Андреевна. По воспоминаниям современников, когда Бродский навсегда покидал Советский Союз, с него чуть не сорвали подарок со словами – «Нечего жидам русские иконы носить». ОТ ИГРУШЕК ДО МАНИИ БРОДСКОГО Кстати Фонтанный Дом – одно из знаковых мест Бродского в Петербурге, который хранит вещи знаменитого поэта. Среди них – детские игрушки, кипрегель и университетские мантии Бродского, головные уборы. Хранятся здесь даже, на первый взгляд мелочи – этикетка от шампанского, на обороте которой Бродский зафиксировал дату рождения своей дочери Анны-Марии. «По нашим наблюдениям, Иосифу Александровичу было не все равно на то, как он выглядит. При этом ему не чужды и эксперименты. Его классический наряд – это вельветовые брюки, рубашка, галстук и пиджак. Классический наряд университетского профессора. У каждого предмета есть своя история. Так, игрушечные самолетики – это его несбывшаяся мечта об авиации. Он уже поступил, но учиться его не взяли из-за национальности», - рассказывает хранитель Степан Качалин. Фонд фотодокументов Фонтанного дома хранит оригинальные фотографии поэта. Среди них – портрет, сделанный отцом Бродского в Ленинграде. «На ней Иосифу Бродскому 5 лет. Фотография сделана в феврале 1945 года, отцом поэта – Александром Ивановичем, который во время войны служил фотокорреспондентом. С одной стороны, перед нами «официальный» детский портрет – на мальчике бант – один из элементов детской моды того времени. Если мы обратимся к фотографиям тех лет, можно заметить, что дети на них редко улыбаются. А здесь абсолютно фотогеничная улыбка. Эта фотография интересна тем, что на ней есть посвящение и рисунок самого Иосифа Бродского. «На добрую память, дорогой тете от любящего ее племянника – Оськи Бродского, 12 февраля 1945 года…» И рисунок Бродского – танк», - продолжает сотрудник музея. Второе фото – венецианский портрет поэта. Этот итальянский город стал одним из самых любимых мест на земле для Бродского, не считая Петербурга. Он возвращался туда почти на каждое Рождество, начиная с 1973 года. Поэт стоит на площади Сан-Марко. Рядом – Дворец дожей, библиотека Марчиана. Венеция стала для Иосифа Бродского синонимом слова «красота» и местом упокоения. Могила Бродского находится на венецианском острове Сан-Микеле.