Запретное искусство: почему фреску "Страшный суд" хотели стереть
В Испании открылся первый в мире Музей запрещенного искусства. В его коллекции – около 200 картин, скульптур и фотографий, которые в разных странах подверглись цензуре за неполиткорректность, богохульство и аморальность. Среди экспонатов музея есть и работы всемирно известных мастеров.
Какие из шедевров этого музея публика и критики сочли самыми непристойными и оскорбительными? И почему некоторые кардиналы хотели стереть с алтарной стены Сикстинской капеллы фреску Микеланджело "Страшный суд"? Об этом рассказывает программа "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.
Единственный в мире музей запрещенного искусства
Иисус, прикованный к истребителю, боксерская груша в виде женского торса, обнаженный Дональд Трамп с микроскопическим мужским естеством – это еще не самые шокирующие экспонаты Музея запрещенного искусства. Скандальную коллекцию собрал испанский предприниматель Тачо Бенет.
"Это единственный в мире музей, посвященный искусству, подвергнутому цензуре. Здесь есть работы всемирно известных мастеров – Пикассо, Уорхола, Бэнкси. Но есть и произведения, которые, возможно, не имеют большой художественной ценности", – говорит создатель коллекции.
Секретный кабинет Франческо
Впрочем, Тачо Бенет – далеко не первый коллекционер произведений на скользкие темы. Искусство, полное насилия и грубых эротических подтекстов, восхваляли еще древнеримские патриции. При раскопках Помпей и Геркуланума, погибших при извержении Везувия, археологи обнаружили несколько скульптурных композиций и фресок на тему сексуальных извращений.
"Огромное количество статуй и фресок открылось изумленному зрителю. На стенах были изображены обнаженные тела и очень много фаллической символики. Сицилийский король Франческо I, прибывший на раскопки в Помпеях, был изумлен, возмущен обилием обнаженных скульптур и телесных образов", – рассказала культуролог, искусствовед, старший преподаватель РГУ им. Косыгина Елена Конькова.
Спрятать "крамолу" от чужих глаз король решил в самом надежном месте – в секретном кабинете собственного дворца. Смотреть античную порнографию разрешали только узкому кругу доверенных слуг и местных аристократов, причем за плату. Окончательно кабинет Франческо открыли для публики лишь в 2000 году и только для совершеннолетних зрителей.
За что хотели уничтожить фреску Микеланджело "Страшный суд"
Цензура искусства началась в Средние века, инициатором выступила католическая церковь. Папская булла 1557 года предписывала закрывать излишне обнаженную плоть драпировками и фиговыми листками, а пару лет спустя художникам и вовсе запретили даже намекать на обнаженку в своих работах. Одной из первых под топор цензуры попала фреска Микеланджело "Страшный суд".
"Микеланджело работал над фреской четыре года. Масштабное произведение занимает всю стену алтаря Сикстинской капеллы. И все четыре года этот шедевр вызывал яростные споры: одни восхищались работой, другие обвиняли мастера в непристойности", – поделился подробностями куратор коллекции искусства эпохи Возрождения Музеев Ватикана Фабрицио Биферали.
Обнаженные тела в стенах христианской святыни шокировали заказчика – папу Павла III. Вслед за ним высшее духовенство начало травлю Микеланджело. Кардиналы запустили против Микеланджело целую кампанию, позже ее прозовут "Кампанией Фигового листка".
Главным ревнителем морали оказался папский церемонимейстер, кардинал Бьяджо да Чезена. Он заявил, что грязному искусству место в бане или таверне, а не в папской капелле. Возразить сановнику открыто художник не мог и отомстил весьма изысканно: изобразил в правом нижнем углу фрески, в аду уродливую фигуру с ослиными ушами, которая точь-в-точь походила на его высокопреосвященство.
"Кардинал был разгневан. Он обратился к Папе с требованием убрать это изображение. Но понтифик ему ответил, что у него нет власти в аду", – отметила историк искусств Федерика Даль Палу.
Ярым противником шедевра Микеланджело был и великий инквизитор Священной канцелярии Джанпьетро Карафа – будущий папа Павел IV. За жестокость и нетерпимость его прозвали "кардиналом смерти".
"Кардинал смерти предлагал вообще вырезать фрески Микеланджело, но Даниэле, ученик Микеланджело, нарисовал поверх мест, которые смущали церковников, легкие ткани, прикрыв срам и эротические начала. Таким образом фрески сохранились", – поведала искусствовед.
В XVIII и XIX веках произведение Микеланджело вновь подвергалось цензуре. Фреску даже предлагали уничтожить, поскольку оригинальные авторские рисунки вновь проявлялись из-под слоя цензурных правок. Шедевр Сикстинской капеллы оставили в покое лишь 30 лет назад, сохранив следы вмешательств как исторические свидетельства времен Контрреформации.
Критика образа Матфея в исполнении Караваджо
Пострадал от поборников морали и основатель живописного реализма Караваджо. Ему пришлось дважды переписывать церковный заказ на изображение Святого Матфея.
"Это второй вариант картины. Здесь довольно ярко показаны подробности фигуры, тела, следы крови. Все очень натуралистично. Но уже не так, как было в первом варианте", – подчеркнул настоятель церкви Святого Людовика Французского в Италии Франсуа Буске.
Церковные сановники раскритиковали работу Караваждо за излишний реализм. Образ Матфея вызвал у цензоров ассоциацию с крестьянином, а не со святым.
"Караваджо любил писать гротескные образы, выражаясь сегодняшним языком, вызывающие. Он мог написать с какого-то нищего оборванного старика с грязными ногтями образ святого Матфея", – пояснила Конькова.
Пикантные открытки Макгилла
Под каток католической цензуры попал и испанский художник Франсиско Гойя. На рубеже XVIII и XIX столетий он написал две картины – "Маха обнаженная" и "Маха одетая". Эти полотна заказал министр Мануэль Годой для своей коллекции эротической натуры. Причем в экспозиции Годоя "Маха обнаженная" была спрятана за "Махой одетой", и продемонстрировать пикантное полотно зрителю можно было с помощью специального механизма. В 1808 году информация о коллекции Годоя дошла до Испанской инквизиции. "Маху обнаженную" и другие подобные картины конфисковали как образцы "сомнительного искусства".
После упразднения Святой инквизиции цензурой искусства в западной Европе занялись светские власти. Доходило до крайностей: под запрет попали даже почтовые открытки с изображением влюбленных пар. Во Франции за изготовление и распространение таких карточек грозил срок. Из-за риска попасть за решетку и модели, и фотографы тщательно скрывали свои имена.
"Официально это было под запретом, а на самом деле активно распространялось", – отметила искусствовед.
Королем жанра пикантных открыток был английский художник-графист Дональд Макгилл. Причем он рисовал не только привлекательных девушек, но и работал над сатирическими сюжетами, которые высмеивали духовенство и высший свет Британии.
"Вся карнавальная свобода этих открыток позволяла разрядиться, расслабиться рядовому англичанину. Он послал своему тяжело больному племяннику смешную открытку, где он изобразил его скованным по горло во льду реки и написал: "Надеюсь, ты выберешься", – рассказала старший преподаватель РГУ.
Чувство юмора Макгилла оценили не все. В середине 50-х его работы запретили в рамках кампании нравственности. Фривольные карточки сжигали, но уничтожить все экземпляры не успели. К тому моменту в Великобритании продали уже сотни тысяч открыток Макгилла.
"Секрет популярности этого жанра был очень прост. Маленький ситуативный британский юмор о супругах, детях, изменах, быте. Это было очень жизненно", – объяснил актер Билл Пертви.
Запрет на распространение открыток Макгилла сняли лишь в 1970 году. Сегодня за ними охотятся коллекционеры. Цена одной, некогда грошовой работы Макгилла на аукционах – около двух с половиной тысяч фунтов стерлингов.
Разные версии исторических событий, поразительные эпизоды истории, малоизвестные факты и интересные теории – все это и многое другое изучайте в программе "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.