Хоронили раввина, порвали два баяна
Когда третий локдаун был продлен еще на несколько дней, никто даже не удивился. Только наивные в двадцатых числах января считали дни до конца локдауна и строили какие-то планы на «сразу после» — поехать погулять на природу или купить новые штаны в магазине. Трезво оценивающее ситуацию большинство уже не мечтает ни о природе, ни о новых штанах: понятно было, что страна продолжит сидеть взаперти. Зато кто не сидит взаперти — так это те тысячи представителей ультраортодоксального общества, которые явились проводить в последний путь раввина Мешулама Давида Соловейчика, главы иерусалимской ешивы Бриск. Причем тем, кто решил нарушить карантинные правила и в жуткой толпе прошествовал по улицам столицы, выдали две похоронные процессии «по цене одной» — вечером того же дня умер еще один раввин, на этот раз глава ешивы «Камениц» рав Ицхак Шайнер. За его гробом тоже шла многотысячная толпа. Смешно писать, что народ идет без масок или с масками на подбородках — есть ли вообще смысл в масках в такой толпе, напоминающей станцию «Комсомольская» московского метрополитена в час пик?
На самом деле смысла нет не только в масках в этой толпе. А какой смысл в продлении локдауна в том виде, в каком он имеет место? Из признаков карантина я могу перечислить только детей, учащихся по зуму из дома, да пробки на дорогах. Моя племянница-первоклассница в глаза не видела парту и школьную доску, а удовольствие стоять в пробках на дорогах я имею регулярно — хоть на шоссе № 2, хоть на платной трассе № 6, хоть на выездах из городов и на въездах.
А главное, при столь массовых нарушениях карантина, сейчас уже никак не предотвращаемых никем — ни властями, ни полицией, ни руководителями этого самого ультраортодоксального общества — нет никаких прогнозов по выходу из этой карантинной бесконечной спирали. Представляете, каков будет коэффициент заражения после этих двух похорон?
Надо сказать, простому светскому обывателю непонятно, что происходит. Что такого важного, судьбоносного и срочного есть в участии в похоронной процессии двух людей, которых подавляющее большинство народу не знало лично? Ради чего подвергать опасности себя и окружающих, ради чего рисковать своим здоровьем? И ладно бы своим, так ведь всякому известно, как легко заразить окружающих, среди которых есть еще не успевшие подхватить вирус или сделать прививку пожилые (есть еще и такие, и их немало). Человека ушедшего уже не вернуть, и от того, пойдет ли за его гробом абстрактный Хаим Рабинович, ему ни жарко ни холодно. А вот Хаиму Рабиновичу вполне может стать жарковато — опасность абсолютно реальная в такой-то толпе. Так ради чего все это?
Безусловно, ради выполнения мицвы, заповеди «проводов в последний путь». Люди верят, что за эту заповедь они получат награду в будущем мире. Ради этой награды они машут рукой на свое здоровье и здоровье окружающих и стройными рядами с благословения своих духовных руководителей выходят на улицы. А может, поостеречься? Но голос разума тут не звучал даже шепотом, когда надо успеть сбегать за плюшкой. Главное выполнить мицву — а там авось пронесет как-нибудь.
В общем, с нашими ультраортодоксами, коллективно игнорирующими меры предосторожности, никаких новых штаммов не надо, они и старые с удовольствием поддерживают на хорошем уровне. То отшумела свадьба внучки Белзского ребе в жаркий августовский день, тысячи хасидов пришли повеселиться — и прокатилась волна заболевших. Не свадьба, так похороны: теперь умерли два раввина, тысячи людей пришли погоревать — ждем очередную волну заболевших.
А пока одна волна заболевших догоняет другую, сотни тысяч законопослушных граждан из последних сил удерживают в каких-то рамках рассудка детей, сидящих в четырех стенах, оплакивают разоренный мелкий бизнес и задаются вопросом, почему одним можно, а другим нельзя, почему все равны, а кто-то равнее, и сколько нужно терпения, чтобы наблюдать весь этот беспредел?
Главное, думаю, это не строить планы на выход из локдауна. Третьего или там четвертого. Когда в стране то женятся, то умирают, и толпа народу отмечает эти события «всем миром», считать локдауны нет смысла. Все равно собьетесь со счету.
Запись Хоронили раввина, порвали два баяна впервые появилась relevant.