Дурдом размером в СССР. Кто пустил к народу Чумака и Кашпировского?
Анатолий Кашпировский, которому уже исполнилось 85 лет, снова в деле. Его сеансы громко обсуждаются в прессе, вызывают скандалы между адептами и противниками, что само по себе служит дополнительной рекламой.
И снова седая ночь...
Все происходящее очень напоминает возвращение на сцену некогда гремевшей поп-звезды, решившей подзаработать на волне ностальгии. С той лишь разницей, что звезда в стиле ретро не предлагает излечения от всех болезней.
К Кашпировскому действительно тянутся в основном «ветераны движения», те, кто поверил в его способности на излете 1980-х. Молодежь на подобные шоу заглядывает или из любопытства, или из-за полного отчаяния.
Но как вообще позднее советское общество «заболело» Кашпировским?
Как ни странно, но его успех был подготовлен пропагандой научных знаний в СССР.
«Про бессилие науки перед тайною Бермуд»
В 1976 году в сентябрьском номере журнала «Наука и жизнь» вышла статья Владимира Ажажи, посвященная «тайне Бермудского треугольника». В ноябре того же года вышел выпуск программы «Очевидное — невероятное», в котором ведущий Сергей Капица вместе с тем же Ажажей пытался разобрать «загадку» с точки зрения научного знания.
Все это наложилось на слухи о катастрофе, которую якобы потерпело в «треугольнике» советское научное судно.
Эффект от передачи был довольно специфическим — в то, что никакой загадки нет, мало кто поверил. А вот обсуждение темы в главной научной телепередаче страны как бы выводило ее из области слухов в область серьезных научных изысканий.
В 1977 году Владимир Высоцкий зафиксировал настроения в советском обществе песней «Письмо в редакцию телевизионной передачи "Очевидное — невероятное" из сумасшедшего дома — с Канатчиковой дачи»:
«Говорил, ломая руки, краснобай и баламут // Про бессилие науки перед тайною Бермуд. // Все мозги разбил на части, все извилины заплел, // И канатчиковы власти колят нам второй укол».
«Мне этот климат посоветовала моя экстрасенс»
Страницы серьезных советских изданий все чаще наполнялись статьями об НЛО, «снежных людях» и экстрасенсорике.
В снятой в 1984 году комедии «Любовь и голуби» Раиса Захаровна гордо заявляла Василию Кузякину: «Мне этот климат посоветовала моя экстрасенс». И далее «продвинутая» дама просвещала наивного Васю — в «верхах», мол, это все уже давно признали и тайно лечатся у различных целителей, скрывая это от народа.
Увлечение так называемой экстрасенсорикой действительно было модным у поздней советской элиты. А вот обвинения в шарлатанстве к середине 1980-х стали рассматриваться как нечто «старорежимное» и мешающее прогрессу.
Из психбольницы — в концертную студию Останкино
Врач Винницкой психбольницы Анатолий Кашпировский довольно чутко уловил ветры новой эпохи, заговорив о возможности полезного воздействия сначала на спортсменов, а затем и на более широкие массы.
Всесоюзной сенсацией стала новость о том, что врач Кашпировский сумел «обезболить» пациентку во время операции по телемосту Киев — Тбилиси.
27 июля 1989 года по ЦТ вышла передача «Встреча в концертной студии Останкино с врачом-психотерапевтом Анатолием Кашпировским».
Подобный формат советским телезрителям был привычен с 1970-х годов. В таких встречах участвовали ведущие режиссеры, артисты, ученые, учителя-новаторы, спортсмены и т. д. Так что Кашпировский возник на месте, где до него были Андрей Миронов, Эльдар Рязанов, Анатолий Карпов, академик Дмитрий Лихачев. Вообразить, что Центральное телевидение СССР выпустит в эфир шарлатана или какую-то сомнительную личность, было совершенно невозможно.
«Это вы можете»: как передача о техническом творчестве помогла Аллану Чумаку
Но дело в том, что Кашпировский ворвался в эфир по проторенной дороге. С 1970-х годов на советском ТВ существовала передача «Это вы можете», посвященная научно-техническому творчеству. Ее ведущий Владимир Соловьев с экспертами разбирал различные ноу-хау конструкторов-самоучек. Но 24 мая 1989 года в выпуске «Это вы можете» представили журналиста Аллана Чумака, который рассказал, что открыл в себе экстрасенсорные способности, позволяющие ему «заряжать воду».
«Вода становится мной», — пояснял Чумак, а ведущий в это время отчаянно пытался сохранить самообладание. В том же эфире состоялся первый сеанс «заряжания» банок с водой и кремов для исцеления болезней.
Итак, и Кашпировский, и Чумак зашли на массового зрителя благодаря популярным передачам телевидения СССР.
Во всем виноват товарищ Ненашев
«Джинна из бутылки» выпустил Михаил Федорович Ненашев, весной 1989 года занявший пост главы Гостелерадио СССР. Сам он так объяснял свое решение: «В мое время, в период величайшей политизации и раздражения, мы пустили целый ряд программ, направленных на утешение, — Анатолия Кашпировского, Аллана Чумака. Но очень скоро от того же Кашпировского пришлось отказаться, поскольку стало ясно, что это прохиндейство чистейшей воды».
После первого эфира Кашпировского с маханием руками и кручением головами зрителей, «попавших под воздействие», был запущен цикл программ «Сеансы здоровья врача-психотерапевта Анатолия Кашпировского».
Кашпировский появлялся в эфире по вечерам, а по утрам в утренней программе Аллан Чумак молчал водил руками, «заряжая» все, что лежало перед экранами.
На фоне политических потрясений общество поразил самый настоящий психоз. Признаться, что на тебя не действуют ни Чумак, ни Кашпировский, в приличном обществе стало просто стыдно. Да и как признаешься, когда в эфире зачитывают бесконечный поток писем и телеграмм счастливцев, излеченных от рака и энуреза и успешно забеременевших.
Впрочем, бесконечно продолжаться это не могло. Количество тех, кто понял, что все это не работает, росло. К тому же политики не были заинтересованы в том, чтобы кто-то еще воздействовал на миллионы людей при помощи инструментов медиа.
А дальше было не лучше...
Чумака с Кашпировским сначала оттеснили на второстепенные телевизионные кнопки, а спустя несколько лет и вовсе попросили «на выход». Впрочем, преданные поклонники ходили на встречи с ними в различные аудитории, испытывая нескрываемое счастье.
Эти двое с еще небольшой группой «целителей», вроде Джуны, остались уникальным явлением, чья слава была порождена теми советскими инструментами, которые, казалось бы, и должны были не пропускать к народу псевдонауку. Но, как видим, это сработало наоборот.
Неограниченный поток ведьм, колдунов, потомственных леших и прочей публики, обрушившийся на людей в постсоветский период, прямого отношения к Чумаку с Кашпировским не имеет. Просто плотина рухнула, затопив все вокруг предприимчивыми «нечистотами», известными с древности.
Чумак умер в 2017 году, поэтому сегодня Кашпировский действует в одиночестве, без «главного конкурента».
Но молодежи, которая потешается над адептами психотерапевта, не нужно считать себя мудрее дедов и отцов — истории «марафонов желаний» показывают, что новое поколение от предков ушло недалеко, если и вовсе не стало значительно глупее.