Мы в Telegram
Добавить новость
< >
Апрель 2010
Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010
Август 2010
Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010
Декабрь 2010
Январь 2011
Февраль 2011
Март 2011
Апрель 2011
Май 2011
Июнь 2011
Июль 2011
Август 2011
Сентябрь 2011
Октябрь 2011
Ноябрь 2011
Декабрь 2011
Январь 2012
Февраль 2012
Март 2012
Апрель 2012
Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017 Май 2017 Июнь 2017 Июль 2017 Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018
Апрель 2018
Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024 Июнь 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Поиск города

Ничего не найдено

У трех богатырей: Третьяковка показала работы династии Васнецовых

Противник помощи Киеву Пеллегрини вступил в должность президента Словакии

Уникальные советские корабли-гиганты, чью дальнейшую судьбу перечеркнул распад страны

Смелый шаг: почему Россия поддержит вступление Турции в БРИКС

В Киеве протестуют против марша ЛГБТ

«Иван Царевич на сером волке», «Ковер-самолет», «Витязь на распутье» и, конечно, «Богатыри». Именно эти картины всплывают в памяти любого человека, как только речь заходит о Викторе Васнецове. С ними же в первую очередь встречается посетитель крупной ретроспективы, открывшейся в Новой Третьяковке. Но не менее важную часть экспозиции составляют работы брата Виктора — пейзажиста Аполлинария — и внука Андрея, представителя советского «сурового стиля». В итоге получилась не просто панорама творчества классика, но путешествие по эпохам и зримая связь поколений. «Известия» в числе первых приобщились к прекрасному.

В сказку попали

Начиная с 2015 года, когда Третьяковка открыла в самом большом зале на Крымском валу выставку Серова, массовый зритель ждет от музея прежде всего аналогичных монографических блокбастеров. И галерея раз за разом удовлетворяет запрос. С тех пор мы увидели в том же самом пространстве ретроспективы Айвазовского, Верещагина, Поленова, Репина, Врубеля, наконец, Рериха. Все они были по-своему разными, но в какой-то момент стало понятно, что ГТГ выработала уже определенную формулу подобных проектов.

Во-первых, юбилейный повод (175 лет со дня рождения Виктора Васнецова). Во-вторых, это всегда попытка по-новому, свежим взглядом окинуть хрестоматийное национальное наследие. Во-третьих, количество работ и концентрация среди них ключевых, известных всем чуть ли не со школьной скамьи — максимально возможные. И в-четвертых, обязательно должно быть какое-то полотно, особенно впечатляющее размерами: оно размещается на дальней стене, вид на которую открывается не только снизу, но и с балкона.

Формально выставка Васнецовых всем этим требованиям соответствует. Действительно, едва войдя в зал, мы видим «Богатырей» (хотя размещены они вдали — эффектный драматургический ход, подчеркивающий пространство, ведь Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович осматривают бескрайние русские просторы). По соседству — другие сказочные и былинные сюжеты Виктора Михайловича, один другого роднее. Зрителям, захотевшим посмотреть на миллион раз виденное в школьных учебниках, на коробках конфет, в интернет-мемах, не придется ничего искать. Всё как на ладони.

Свет и восхождение

Но стоит немного пройти вперед — и начинаются сюрпризы. Виктор Васнецов представлен не только как сказочник (кстати, отдельный зал посвящен эскизам к опере «Снегурочка» Римского-Корсакова, и это вдвойне ценно, потому что графику в постоянной экспозиции не увидишь), но и как мастер религиозной живописи. Много лет он расписывал Владимирский собор в Киеве, соединяя черты византийской традиции и современные художественные приемы. И в процессе работы создал сотни эскизов — полотен, картонов, рисунков на бумаге. Их-то мы сегодня и можем увидеть в Третьяковке, оценив своеобразие и глубину интерпретации религиозных сюжетов, от райской жизни Адама и Евы до Апокалипсиса.

Центральный экспонат здесь — триптих «Радость праведных о Господе. Преддверие Рая». Три горизонтальных картона, размещенных как раз на той дальней стене, вид на которую открывается с балкона, современному человеку могут напомнить широкоэкранное кино, и не только из-за формата, но и из-за динамики и насыщенности изображенных событий. Здесь множество персонажей, эмоций, а еще — удивительный цветовой эффект. На центральной части позади трех архангелов изображен райский город, и золотые его купола как будто светятся.

Если это результат правильно подобного освещения — честь и хвала кураторам. Но стоит оценить также экспозиционное решение. Ведь чтобы увидеть триптих во всем великолепии, надо сделать над собой усилие: подняться наверх. И такое восхождение приобретает несомненный символизм.

Религиозная живопись Васнецова вообще примечательна. В ней как будто спрессовались эпохи. Иконописные традиции у него удивительно сочетаются с реализмом конца XIX века, хотя и иного свойства, чем, скажем, у Ивана Крамского или Николая Ге. Библейских персонажей Васнецов не переносит в реальный мир, оставляет в пространстве символическом. Однако их лица, глаза — живые, настоящие, а не условно-обобщенные. Поражает рисунок углем Богоматери с младенцем. Невольно вспоминается «Сикстинская Мадонна», но вместо безупречной рафаэлевской гармонии и красоты у Васнецова — трогательный, почти детский лик Марии и бездонный, полный мудрого трагизма взгляд младенца.

Ну а ряд других религиозных образов Васнецова сегодня воспринимаются чуть ли не как иллюстрации фэнтези: драконы, молнии, всадники-скелеты. Кстати, для школьников-подростков, которых притащат на выставку родители или учителя, это может оказаться даже интереснее, созвучнее, чем «Богатыри» да «Аленушка».

Москва не сразу строилась

А может, новое поколение и вовсе больше привлечет не Виктор, а Аполлинарий Васнецов. Если старший брат был погружен в былины, сказки и религию, то младший увлекся историей Москвы. Со скрупулезностью археолога он воссоздавал на своих полотнах и рисунках виды Кремля — от деревянных строений княжеского периода до величественных панорам белокаменных палат и башен. Но это, конечно, не просто архитектурные наброски или иллюстрации к учебнику, а полные обаяния и правдивости картины жизни русского народа.

Само творчество и Виктора, и Аполлинария можно назвать машиной времени, прокладыванием мостиков между Древней Русью и современностью. Но о том же — выставка в целом. Поэтому столь уместным (хотя и неожиданным) оказалось решение представить здесь произведения Андрея Васнецова, дожившего до XXI века (живописца не стало в 2009 году) и пока еще не закрепившегося в статусе классика. О нем вспоминают куда реже, чем о великих предках. Но так получилось, что и на фоне своих ровесников, представителей «сурового стиля» и нонконформистов, его искусство как-то затерялось.

Он не был подпольщиком и диссидентом, активно работал над монументальным и декоративным искусством. В частности, ему принадлежат мозаики на фасаде кинотеатра «Октябрь» и в здании «Известий» на Пушкинской площади. Однако живопись Андрея Васнецова оказалась мало востребована. Возможно, дело в политике.

Одним из поворотных моментов в его карьере стало участие в скандальной манежной выставке 1962 года, которую разгромил Никита Хрущева (досталось тогда и Васнецову). Картина, вызвавшая гнев генсека — «Завтрак» — есть в экспозиции Третьяковки, и сегодня мы в ней не видим ничего крамольного. За столом сидит молодой человек, о чем-то задумавшись, но образ его обобщенный, лишенный конкретики, а геометрия искажена, пространство будто двухмерное. Важна еще и цветовая гамма: сдержанная, приглушенная, будто выцветшая.

Вероятно, этот отход от привычных представлений о живописной красоте и отнюдь не ликующее настроение руководство страны считало как проявления чуждых веяний. Васнецов, однако, не стал угождать чужим вкусам, но и не погрузился в абстракцию или какие-то совсем экспериментальные вещи, как некоторые его коллеги. Напротив, продолжил двигаться по найденному пути: фигуры людей уступили место силуэтам, палитра стала практически монохромной.

Другие миры

Глядя на эти странные, будто находящиеся по другую сторону реальности образы, невольно задумываешься, что при всей стилевой, эстетической дистанции между творчеством Андрея, Виктора и Аполлинария Васнецовых кое-что объединяет искусство всей династии: стремление показать другой, нездешний мир, будь то мифологизированная Русь из сказок и былин, княжеская Москва, небесное царство или — метафизическое пространство, практически оторванное от быта и советской повседневности.

На входе в экспозицию зритель оказывается в окружении портретов детей Виктора Михайловича — сугубо реалистических, нежных, светлых. А в самом конце пути нас провожает автопортрет Андрея Васнецова: из темного марева проступает силуэт седого старика, будто выглядывающего из небытия. Между ними — целая жизнь, но не одного человека, а целой династии. Да и, пожалуй, всей страны, которая за эти полтора века не раз оказывалась на распутье, как тот самый витязь.

 


Читайте также

В тренде на этой неделе

Смелый шаг: почему Россия поддержит вступление Турции в БРИКС

Фотопрогулка по советским городам. Классная подборка!

Минтранс Подмосковья: дорожная обстановка в Московской области вечером 14 июня

Уникальные советские корабли-гиганты, чью дальнейшую судьбу перечеркнул распад страны

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я