Виктор и Аполлинарий Васнецовы — братья по крови и творчеству
В многодетной семье сельского батюшки, отца Михаила, служившего в Вятской губернии, было шестеро сыновей. Одного из них назвали Виктором, а другого Аполлинарием в честь матери. Виктор и Аполлинарий Михайловичи выросли, стали знаменитыми художниками и прославили род Васнецовых на всю Россию.
Сегодня русскую культуру невозможно представить без наследия братьев-художников, жизнь и творчество которых связали кровные узы, чувство семьи и малой родины.
Род Васнецовых — старинный и уважаемый. С XVII века род этот известен как священнический. В течение столетий в Вятском крае Васнецовы были священниками и диаконами, просвещали местный люд, строили храмы. Отец Михаил Васнецов окормлял приход в селе Рябово.
«Происхождение моей фамилии совершенно русское, как и я сам, от имени живущего в нашей стороне Василия… Васи — Васины дети, Васинцы, Васнецовы …», — так описывал древнейшие истоки своего рода художник Виктор Михайлович Васнецов.
Он и его старший брат Николай родились в селе Лопьяле Вятской губернии, где у отца Михаила была съёмная квартира. На новом месте в селе Рябово, куда он переехал «согласно прошению», поближе к родовым гнёздам, он построил деревянный дом «по городскому образцу с мезонином в пять окон на загляденье всем, кто проходил и проезжал мимо». Вернее всего, столь большой дом он проектировал и планировал сам. К тому же семейство его постоянно росло. В течение десяти лет родились ещё четверо сыновей: Пётр, Аполлинарий, Аркадий, Александр. В доме жили двоюродные сёстры Михаила Васильевича. В нём же, за неимением в селе школы, отец Михаил обучал грамоте и Закону Божиему приходских детей, за что от Вятской епархии получил благодарность.
Вечное спасибо отцу
Судя по тому, с какой любовью и благодарностью знаменитые художники на склоне лет вспоминали родителей, а особенно отца, именно в детстве этих замечательных людей были заложены основы их жизненного успеха. Виктор Михайлович Васнецов вспоминал:
«…когда мы приезжали домой на летние каникулы, то конечно, была радостная встреча. Мать спешила нас хорошенько накормить, а отец после этого начинал проверять, как и чему мы учились, какие получили отметки. Потом требовал показать все наши рисунки, очень серьёзно их рассматривал и строго критиковал, указывая на все подмеченные им ошибки. Кончив это дело, как-то немножко конфузясь и стесняясь перед нами, детьми, показывал свои работы — рисунки и этюды, выполненные масляными красками, всё виды окружающих село красивых мест».
Отец Михаил сам умел и любил рисовать. Заметив у двух своих сыновей творческие способности, поощрял и развивал их.
«Однажды, — вспоминал Виктор Васнецов, — мы все писали этюды, и единодушно рисунок отца был признан лучшим».
В 1929 году Аполлинарий Васнецов писал об отце:
«Любовь к природе, влюблённость в неё, наблюдательность была воспитана во мне отцом с глубокого детства. Когда наступала весна, он звал меня в лес слушать зябликов; перед окнами мы ставили скворечники, вечерами всей семьёй гуляли по полям. Ночью обращал моё внимание на небо, я с детства знал главные созвездия и звёзды; вращение небесного свода и его причины… Любовь к природе и пейзажу воспитали во мне художника, и этим я обязан отцу… Вечное, сердечное спасибо отцу».
Всех шестерых сыновей Михаил Васильевич сам учил дома и готовил их традиционно к поступлению в Вятское духовное училище. И Виктор, и Аполлинарий учились там, а Виктор затем и в Духовной семинарии. Но сыновья отказались продолжить священническое служение рода Васнецовых. Характерно, что сам отец-священник благословил недоучившегося в семинарии сына Виктора на поступление в Императорскую Академию художеств в Петербурге.
Судя по тому, как быстро и успешно складывалась светская карьера художника Виктора Васнецова (1848-1926), он был целеустремлённым и активным человеком. И когда в 1870 году отец умер в возрасте 47 лет, Виктор Михайлович уже отучился у Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художников, стал студентом Академии художеств и даже успел получить три серебряные медали — две малые и одну большую. Словом, стал вполне самостоятельным и, больше того, преуспевающим молодым человеком.
Под крылом старшего брата
У Аполлинария (1856-1933) всё сложилось иначе. Когда умер отец, ему исполнилось всего тринадцать. Мать, Аполлинария Ивановна, в честь которой его назвали, умерла ещё раньше. Виктор был старше брата на 8 лет, и он стал младшему главной опорой в жизни.
Аполлинарий учился всё в том же Вятском духовном училище. Пример старшего брата оказался заразительным — мальчик увлёкся живописью. Впоследствии Аполлинарий писал:
«Я и художником-то стал потому, что с детства видел его рисунки и работы. Виктор зорко следил за правильной передачей натуры, следил за формой, техникой и выбором натуры, и все альбомы того (вятского) времени рисованы при его руководстве».
Мальчик брал уроки у художника Михала Эльвиро Андриолли, сосланного в Вятку за участие в Польском восстании 1863–1864 гг. Тот тяготел к романтизму, а вообще брался за всё, что подвернётся. Создавал портреты вятичей, расписывал церкви, занимался гравировкой и даже выстроил — собственноручно — парусную лодку. Уроки у художника оплачивал старший брат.
В 1872 году Аполлинарий окончил духовное училище и, по предложению Виктора, приехал к нему в Петербург. Несмотря на настоятельные советы старшего брата всерьёз заняться живописью и стать профессиональным художником, Аполлинарий, увлёкшись модной идеей народничества, захотел стать сельским учителем. В 1875 году он возвращается в Вятку и держит экзамен на звание народного учителя. Впрочем, разочарование в педагогической деятельности наступило довольно скоро, и через три года младший брат опять оказался под крылом старшего.
Теперь Васнецовы живут в Москве
Виктор Михайлович, невзирая на молодость, человек уважаемый, даже влиятельный. Он с лёгкостью сводит знакомства с полезными людьми в самых разнообразных областях человеческой деятельности. И охотно делится связями с братом, делится с ним секретами своего мастерства: даёт настоящие уроки живописи и рисунка. Приобщает к обучению брата своих знаменитых друзей-художников. Виктор Михайлович убеждён, что в семье Васнецовых растёт ещё один художник.
У Аполлинария душа лежит к пейзажам. Он талантлив, у него вырабатывается свой почерк. Брат помогает с организацией первых выставок. Работы Аполлинария Михайловича имеют успех, их охотно покупают любители живописи. У братьев-художников Васнецовых общие друзья. Это меценаты, творческая элита России: Савва Мамонтов, Илья Репин. Василий Поленов, Фёдор Шаляпин, Павел Третьяков.
Всегда рядом
Многие современники воспринимали братьев Васнецовых как некое целое. Оба брата участвовали в знаменитых «профессорских обедах», которые давал юрист и публицист В. И. Танеев в московском ресторане «Эрмитаж». Оба рисовали декорации для частной оперы Саввы Мамонтова. Оба были активными участниками знаменитого Абрамцевского кружка. Оба любили гостить у Шаляпина.
Шаляпин писал:
«Поразительно, каких людей рождают на сухом песке еловые леса Вятки! Выходят из вятских лесов и появляются на удивление изнеженных столиц люди, как бы из самой этой древней скифской почвы выделанные. Массивные духом, крепкие телом богатыри. Именно такими были братья Васнецовы».
С годами Аполлинарий Михайлович заинтересовался историей Москвы, и его пейзажи-реконструкции Кремля, улиц и площадей Москвы XVII-XVIII веков прославили его как замечательного историка-краеведа. Он писал научные труды по истории и археологии, часто выступал с докладами перед учёной аудиторией.
Виктор Михайлович, ещё будучи семинаристом, увлёкся иконописью. Он в числе других знаменитых художников расписывал храмы в Киеве, Москве, Петербурге, православные храмы в Польше и Германии.
После революции
После революции братья не уехали из новой страны. Понятно, что их жизнь после катастрофы кардинально изменилась. Они стали свидетелями ужасов Гражданской войны, разрушения и разграбления того, что они любили и создавали. Чтобы остаться в живых, не погубить своих родных и в то же время не предать свои принципы и продолжать творить, нужно было прилагать большие усилия. То, что предлагала новая власть, было невозможно осуществить таким людям, как братья Васнецовы. Темами своего творчества художники выбрали краеведение и русскую сказку.
Виктор Михайлович скончался в июле 1926 года. Слава Богу, он не дожил до 1931 года, когда правительство решило взорвать храм Христа Спасителя в Москве. Аполлинарий Михайлович дожил до этого позора. Он единственный художник, из всех живущих тогда в советской стране, обратился с открытым письмом в газету «Известия» с призывом к правительству не допустить этого варварства. Храм был взорван.
Аполлинарий Михайлович умер в 1933 году. Похоронены художники-братья Васнецовы на Введенском кладбище в Москве.