Мы в Telegram
Добавить новость
< >
Апрель 2010
Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010
Август 2010
Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010
Декабрь 2010
Январь 2011
Февраль 2011
Март 2011
Апрель 2011
Май 2011
Июнь 2011
Июль 2011
Август 2011
Сентябрь 2011
Октябрь 2011
Ноябрь 2011
Декабрь 2011
Январь 2012
Февраль 2012
Март 2012
Апрель 2012
Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017 Май 2017 Июнь 2017 Июль 2017 Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018
Апрель 2018
Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено

Я спросил у Сталина… 120 лет назад родился автор известной лирической песни, человек с роковой судьбой

В память о подвиге земляка. Почему улица в Новом Осколе носит имя Михаила Аноприенко

Массированная атака Белгородской области: Сбиты снаряды "Града", но при ударе квадрокоптера есть жертва

В мэрии Москвы рассказали о новых маршрутах круизных теплоходов

МИД России: русофобская политика Финляндии привела страну к кризису

Время идет, люди забываются – даже талантливые, которые были на виду, и судьба к ним благоволила. Может, и о Владимире Киршоне (6 (19) августа 1902–28 июля 1938) сегодня бы никто не вспомнил, если бы не его стихотворение «Я спросил у ясеня, где моя любимая?». Слова, положенные на музыку, прозвучали в фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы или С легким паром». Кто бы мог подумать, что название картины отчасти относится и к поэту. Только ирония судьбы для Владимира Михайловича оказалась трагической…

В Гражданскую войну юный Киршон служил на бронепоезде, образование получил в Коммунистическом институте имени Якова Свердлова. Перо у парня было задорным, комсомольским. Он писал стихи, песни, одна из них имела характерное название «Посмотрите, как нелепо расплылася рожа НЭПа!».

Киршон – автор множества пьес, которые ставились во многих театрах страны. Их названия «Мы – фабричные ребята», «Чудесный сплав», «Рельсы гудят», «Хлеб», «Город ветров» уже говорят о том, что они были на злобу дня, отражали свет большевистской романтики.

Киршон написал еще одну  пьесу, о которой тоже мало кто помнит – «Большой день», Она была поставлена в 1937 году на сцене Театра Вахтангова. Это спектакль о том, как началась война, в которой славная Красная армия вступает в сражение с сильным и коварным врагом. В нем нетрудно угадать гитлеровскую Германию.

Тогда у многих жива была вера в скорый приход коммунизма на всей земле и освобождение рабочих и крестьян от буржуазного гнета. Эта мысль проходит через всю пьесу, заражает оптимизмом и верой в идеалы коммунизма.

В одном из спектаклей Киршона прозвучала песня «Я спросил у ясеня». Музыку к ней написал молодой Тихон Хренников. Потом он говорил, что его композиция была веселее, чем у Таривердиева, которая звучит задумчиво, с грустинкой.

То, что написал Хренников, мы не знаем, а мелодию Таривердиева слышали много раз. Чудесная, неповторимая…

Сейчас в стопе пожелтевших листов, оставленных Киршоном, конечно, никто не станет разбираться, они потеряли актуальность, да и, пожалуй, смысл. А тогда, в 30-е годы, вокруг них вскипали споры, разгорались дискуссии. Это, между прочим, касалось любых мало-мальских заметных произведений. Авторы, прежде чем пускать свои творения по начальственным кабинетам, отправляли их коммунистическим идеологам, чтобы те пробежались по строкам, определили, нет ли в них крамолы. В этом случае литератору грозили немалые неприятности.

Редактором Киршона стал сам Сталин. Вождю многие присылали свои вещи, и он читал гору рукописей. Но далеко не на все отвечал «рецензиями». Однако Киршона удостаивал ответами. Тот был человеком известным в литературном мире – и не только из-за своих произведений.

Киршон был одним из секретарей РАППа – Российской ассоциации пролетарских писателей, состоял в редколлегии нескольких журналов. Позже вступил в Союз писателей СССР, был там важной фигурой.

Время было боевое, кипучее, и Киршону часто приходилось выступать – и устно, и письменно, кого-то обличать и разоблачать. Громко, на всю страну. Поэтому Киршона побаивались.

Разумеется, он пел осанну коммунистической партии, преклонялся перед Сталиным. И докладывал ему о «настроениях в среде коллег»: «Я считаю себя обязанным сообщить Вам о новых попытках разжигания групповой борьбы между литераторами-коммунистами…».

Сейчас о таких говорят – доносил. А тогда считалось «просигнализировал» – сообщал, о чем люди говорят, что думают, как высказываются. Шла бесконечная, кровопролитная классовая борьба, часто встречались товарищи подозрительные, с которыми не грех разобраться. Кто они – «заблудившиеся», которым нужна «перековка», или враги? Пусть партия ими займется. И чекисты, разумеется…

Кстати, Киршон был вхож в кабинет шефа наркомата госбезопасности Генриха Ягоды, имел с ним приватные разговоры, получал указания. При таком протеже жизнь драматурга была безоблачной. Но когда Ягоду сместили, обвинили во всех смертных грехах и поставили к стенке, судьба Киршона повисла на волоске. И он стал каяться. Торопливо, отчаянно, как человек, повисший над бездной и, изнывая от страха, ждущий спасителей.

Выручить Киршона мог только Сталин…

В 1932 году он посылает Сталину свое пьесу «Суд» – «о борьбе немецких коммунистов против социал-демократических предателей».

Хозяин Кремля отвечает: «Пьеса вышла у Вас неплохая. Хорошо бы пустить в дело немедля». Так и происходит – «Суд» ставят в трех театрах – «МХАТе-2, Ленинградском драматическом и Киевском имени Ивана Франко.

В декабре 1933 года в Кремль приходит рукопись пьесы «Чудесный сплав» – о молодых ученых. Сталин, прочитав текст, отвечает: «Хорошая вещица. Пустите ее в ход». Разумеется, тут же пустили – во МХАТе.

Сталин хвалил Киршона еще не раз. Но когда тот пытался искать защиту, пожаловавшись на критику, которую сопровождают его произведения, его не поддержал. Возможно, тогда над драматургом уже сгущались тучи. А вскоре грянул гром.

Киршон был в смятении, не знал, к кому обратиться за помощью и вопросительно смотрел на портрет Сталина. Но драматургу казалось, что взгляд вождя, прежде доброжелательный, стал жестким, хмурым…

Но все же Киршон придвинул к себе бумагу, обмакнул перо в чернильницу. Он писал вождю, возможно, дрожащей рукой, то и дело, утирая лившийся со лба пот: «Связь с преступником Ягодой поставила меня в привилегированное положение, и я, закрывая глаза на то, что не имею на то никаких прав, пользовался этими привилегиями, вращался в среде разложенных, не признающих никаких советских законов, наглых людей. Я стал портиться как коммунист и как человек».

Вот фрагмент другого отчаянного письма: «Родной товарищ Сталин, сейчас все опасаются не разоблачить врага, и поэтому меня изображают врагом. Ведь Вы же знаете, что это неправда. Не верьте этому, товарищ Сталин! Помогите мне вырваться из этого страшного круга, дайте мне любое наказание. Полученный мной урок никогда не пройдет даром… Товарищ Сталин, родной, помогите мне…».

Но все было напрасно. Сталин уже потерял к нему интерес. Он молчал, и над Киршоном повисла эта зловещая тишина. Кстати, многие из приговоренных к смерти писали Сталину, каялись, просили пощады. Но он никому не отвечал. Он вычеркивал этих людей из жизни задолго до того, как в их тело впивались пули из солдатских винтовок расстрельных команд…

Киршону, возможно, припомнили грехи молодости, – политические метания, троцкизм. Или его пьесу «Константин Терехин», которая под названием «Ржавчина» была поставлена на Бродвее. Ее ставили не только в США, но и в Японии, Норвегии, Германии, Франции, Чехословакии. Хотя, наверное, были и другие причины, которые свели его в могилу в 35 лет.

Киршон досаждал другим, многих ругал и обличал, в том числе Михаила Булгакова. Но – был романтиком большевизма, верил в идеи партии и то, что им не соответствовало, гневно отвергал. И Сталина, быть может, любил искренне. Киршон боготворил его, как и миллионы людей. Такое было время…

Кто знает, может, Киршон хотел бы писать стихи о любви, вроде «Я спросил…». И вообще творить по-настоящему, а не писать фальшивые пьесы, не заискивать, не льстить, а говорить, что думает. Но это было невозможно – Киршон давно расстался с мыслью о свободе, он жил в запертой клетке воззрений и намерений. Ему обеспечили, как и многим литературным коллегам, благостную, безбедную жизнь, Но его все чаще одолевал страх – навязчивый, липкий. Вроде ничего не предвещало беды, но все равно было не по себе…

Кстати, у Киршона есть пьеса под названием «Страх». Странно, но цензура пропустила ее. Она о состоянии людей, живших в сталинское время: «Мы живем в эпоху великого страха... Страх ходит за человеком. Человек становится недоверчивым, замкнутым, недобросовестным, неряшливым и беспринципным... Страх порождает прогулы, опоздание поездов, прорывы производства. Никто ничего не делает без окрика, без нанесения на черную доску, без угрозы посадить или выслать. Кролик, который увидел удава, не в состоянии двинуться с места, – его мускулы оцепенели, он покорно ждет, пока удавные кольца сожмут и раздавят его. Мы все кролики. Можно ли после этого работать творчески? Разумеется, нет».

Когда умирал день, и сгущалась тьма, Киршон, уже опальный, потерявший высокое положение, исключенный из правления Союза писателей, отвергнутый партией, начинал прислушиваться к шагам на лестнице. Он то и дело замирал, боясь, что ночные гости нагрянут к нему. В конце концов, так и произошло – однажды густой, августовской ночью 1937 года в его квартире раздался требовательный звонок…

Неведомо, хранится ли где-то все, написанное Киршоном. Может быть, бумаги истлели или исчезли в пламени. Да это и не важно. Главное, остались прекрасные, душевные стихи, положенные на музыку – самое важное, что оставил этот человек.

Друг ты мой единственный, где моя любимая?
Ты скажи, где скрылась, знаешь, где она?
Друг ответил преданный, друг ответил искренний:
«Была тебе любимая, была тебе любимая,
Была тебе любимая, а стала мне жена!».

Валерий Бурт.


Читайте также

В тренде на этой неделе

Встанем! Давайте поговорим о роли русских в той великой победе

В мэрии Москвы рассказали о новых маршрутах круизных теплоходов

В память о подвиге земляка. Почему улица в Новом Осколе носит имя Михаила Аноприенко

"Спасибо за Победу!": ветеранов поздравляют по всей Нижегородской области

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я