Мы в Telegram
Добавить новость
< >
Апрель 2010
Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010
Август 2010
Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010
Декабрь 2010
Январь 2011
Февраль 2011
Март 2011
Апрель 2011
Май 2011
Июнь 2011
Июль 2011
Август 2011
Сентябрь 2011
Октябрь 2011
Ноябрь 2011
Декабрь 2011
Январь 2012
Февраль 2012
Март 2012
Апрель 2012
Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017 Май 2017 Июнь 2017 Июль 2017 Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018
Апрель 2018
Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1 2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено

Люди-кошки, зомби и похитители тел: как продюсер Вэл Льютон совершил революцию в американском хорроре

0 109

Русский посол назвал новый пакет санкций США "винегретом"

Как будет работать общественный транспорт на Пасху в ночь на 5 мая в Москве и Подмосковье

Ясиноватский машзавод в ДНР поставляет продукцию в Кузбасс, Якутию и Санкт-Петербург

Панихида по погибшим в теракте в подмосковном «Крокусе» прошла в Екатеринбурге

Вэл Льютон (1904–1951) — человек, во многом определивший развитие голливудского кино. Еврейский эмигрант из Российской империи, на протяжении 1940-х он терроризировал американскую публику малобюджетными фильмами ужасов, которые не укладывались в привычную картину мира. Если Витторио Стораро, гениального итальянского оператора, остроумно окрестили «богом светотени», то Вэл Льютон сам был тенью, скрывающейся за псевдонимами и надежной командой профессионалов. Тот хоррор, который мы знаем сегодня, со всеми скримерами, двусмысленностью и психологическим нагнетанием — его заслуга.

Приключения Владимира Левентона в стране капиталистов

Всё началось, когда Анна Левентон, одна из самых красивых и модных женщин Ялты, развелась с заядлым игроком Максом Хофшнайдером, забрала детей и отчалила в США. Судьба уже тогда связала маленького Володю Левентона с вселенной кинематографа — семья поселилась в Нью-Йорке у младшей сестры Анны, в ту пору начинающей актрисы на Бродвее. Позже она построит фантастическую карьеру в театре и в кино, и мир запомнит ее как Аллу Назимову.

Она же сначала устроит Анну Левентон редактором сценариев на студию Metro (впоследствии переименована в Metro-Goldwin-Mayer), а затем порекомендует в отдел рекламы и ее сына, Владимира Левентона, который тогда (на дворе 1928 год) уже слыл успешным писателем бульварных романов. Прежде чем устроиться на работу, Левентон сменил имя на более звучное и понятное для американцев — Вэл Льютон.

Несмотря на колоссальный коммерческий успех его романов, Льютон тяготился низким жанром, но чувствовал, что это довольно действенный инструмент для реализации сложных идей. Именно этот опыт Льютон и применит позднее к кино. В массовой форме, доступной любому, схватить миф, выразить нечто глубинное и общее для всех, оказалось проще, чем в многоуровневом авторском высказывании.

Впрочем, на студии Metro Льютон не задержался.

Вэл Льютон. Источник

Знакомство с титаном

Страстью Вэла Льютона была литература, но когда он уволился с киностудии, чтобы отдаться любимому делу, писательская карьера пошла на спад. Новые романы плохо продавались, статьи в журналах не позволяли развернуться на полную катушку, и нужда заставила его вернуться на «фабрику грез». Грезы в это напряженное время требовались всем: пролетели ревущие 20-е, настали депрессивные 30-е. Вот-вот установят продавленный католическим лобби кодекс Хейса (свод цензурных правил для кино), в Детройте расстреляют голодных забастовщиков, по всей стране со зловещим смешком прокатятся катастрофические пыльные бури. Может, не просто так Вэл Льютон обратится именно к жанру ужасов — на его долю выпадет и Вторая мировая.

Но об этом чуть позже.

Алла Назимова, первая русская, покорившая Голливуд. По совместительству тетя Вэла Льютона. Источник

В поисках работы в Голливуде Льютон знакомится с могущественным Дэвидом О. Селзником — абсолютным архетипом продюсера. Властный, авторитарный, до жути гениальный и мыслящий исключительно глобальными масштабами, Селзник тоже имел российские корни — его отец эмигрировал в США из Киева еще в конце XIX века. Тем удивительнее почва их знакомства: Селзник искал сценариста для экранизации гоголевского «Тараса Бульбы». Как-то удачно подвернулась мать Льютона, которая посоветовала сына в качестве подходящего кандидата.

Фильм так и не был поставлен. Но знаковая встреча состоялась.

Льютон стал правой рукой Селзника — он замещал и маркетолога, и сценариста, и редактора, и главного советника. Ему посчастливилось приложить руку к ленте «Унесенные ветром» (1939) Виктора Флеминга, грандиозной и самой кассовой в истории кинематографа, поработать над сценарием к «Анне Карениной» (1932) Кларенса Брауна (и здесь Россия), быть причастным к культовой «Ребекке» (1940) Альфреда Хичкока и классической мелодраме «Звезда родилась» (1937) Уильяма Уэлмана. Селзник был неукротим, и Льютон всюду следовал за ним, перенимая мастерство управленца и умение чувствовать материал, из которого сотканы сны.

В какой-то момент Льютон понял, что он способен на большее. Обязанности у всеобъемлющего Селзника начинают его теснить — в 1942 году он покидает своего мастера и устраивается на RKO Pictures независимым продюсером, отвечающим за все этапы кинопроизводства. Похоже на долгожданный успех.

Но всё не так просто, как кажется.

Знаменитый эпизод из «Унесенных ветром», которым руководил непосредственно Вэл Льютон

Последняя надежда загибающейся студии

На RKO Pictures Льютон попал в самый кризисный момент. Совсем недавно дерзкий выскочка Орсон Уэллс снял на этой студии «Гражданина Кейна» (1941) и «Великолепных Амберсонов» (1942), в результате чего RKO Pictures оказалась на грани исчезновения. Это сейчас мы знаем, что Уэллс опередил эпоху и по-новому организовал кинопространство. А тогда на молодого режиссера ополчился газетный магнат Херст, который увидел в «Гражданине Кейне» карикатуру на самого себя. Продюсеры настолько испугались его антирекламной кампании, что искалечили и «Великолепных Амберсонов», не позволив Уэллсу завершить фильм. Обе дорогущие картины провалились в прокате.

Перед Вэлом Льютоном поставили невыполнимую задачу — за мизерный бюджет и кратчайшие сроки создать фильмы ужасов, которые должны конкурировать с продукцией студии Universal. У соперников по голливудскому рынку дела тоже шли из рук вон плохо, но Universal могла похвастаться серией невероятно успешных хорроров, в одночасье ставших классикой. На любой вкус: «Франкенштейн», «Мумия» «Дракула» (все фильмы 1931 года), «Человек-невидимка» (1934) и «Человек-волк» (1944). У студии даже имелось лицо — им стал грозный актер Борис Карлофф, исполнивший роли Франкенштейна и Мумии.

А что было у RKO Pictures?

Кроме сенсационного «Кинг-Конга» (1933) и некоторых фильмов Хичкока, в сущности, ничего. Страшные убытки, пугающие не хуже любого ужастика. Упадническое настроение. И никому не известный Вэл Льютон.

Борис Карлофф в роли Франкенштейна. Источник

На новом месте Льютон быстро сколотил себе банду из старых знакомых. Режиссеры Жак Турнёр, Марк Робсон и Роберт Уайз успели поработать с Льютоном еще под руководством Дэвида Селзника, а оператор Николас Мусурака и композитор Рой Вебб уже были штатными сотрудниками RKO Pictures. Впоследствии из «великолепной шестерки» имя себе сделает лишь Роберт Уайз, страстный универсал, проживший до 1991 года. Остальные, включая Льютона, так и останутся легендами RKO Pictures, снимавшими фильмы категории В.

В любом случае новая команда спасла студию от банкротства. В период с 1942 по 1949 годы под продюсерством Льютона вышло девять фильмов, собравших приличную кассу и изменивших американский хоррор.

Причем изменивших революционно.

Сцена из дебютного фильма Вэла Льютона «Люди-кошки» (1942), демонстрирующая новый подход к жанру. Ужас не в инфернальных чудовищах, а в обыденных вещах: в плохо освещенной улице, таинственном шелесте деревьев, эхе от торопливых шагов. В темноте и визг шин может показаться рычанием хищника

Поцелуешь меня — и я загрызу тебя до смерти!

В чем радикальность картин Вэла Льютона? В отсутствии главной фигуры жанра — монстра. На смену стереотипным тварям из загробного мира пришли обычные люди. Теперь смерть скрывается прямо за углом, на заднем дворе собственного дома или даже в облике жены. Хорошо написал киновед Дмитрий Комм:

«Дьявол не прятался больше в разрушенной церкви и не появлялся в облике прекрасной сильфи­ды, он просто был вашим соседом и любезно здоровался при каж­дой встрече».

Интеллигентный хирург оборачивается убийцей, который экспериментирует над трупами своих жертв («Похитители тел», 1945, реж. Роберт Уайз), мудрый капитан корабля — сумасшедшим с манией величия («Корабль-призрак», 1943, реж. Марк Робсон), ученый-зоолог — маньяком, охотящимся за молодыми девушками («Человек-леопард», 1943, реж. Жак Турнёр). Повседневность перестала быть укромным местом, где можно спастись от запредельного кошмара.

Маленький бюджет не позволял тратиться Льютону на грим и спецэффекты, поэтому в визуальном плане продюсер избрал путь аскетизма. Зритель мог видеть лишь тень монстра, слышать чьи-то шаги или вовсе догадываться о происходящем только по выражению лица героя. Потустороннее в большинстве фильмов Льютона просвечивает всего-то через замочную скважину. Но увиденного достаточно, чтобы застыть от нечеловеческого страха.

В этом киноведческая заслуга Вэла Льютона, его место в истории. Уже после первого фильма на RKO Pictures «Люди-кошки» (1942), где молодая девушка в минуты ревности превращалась в черного ягуара, Льютон спровоцировал безумный рост интереса к хоррору, и к тому же не только у массового зрителя. Его истории, богатые психосексуальными конфликтами, тут же начали препарировать интеллектуалы, вооружившись модным тогда фрейдизмом (к слову, о Льютоне вспоминают до сих пор, взять того же Славоя Жижека и его статьи в сборнике Contingency, Hegemony, Universality: Contemporary Dialogues On The Left 2000 года). Одновременно с этим Льютон оказал влияние на жанр готической мелодрамы, которая заполнила американские экраны в 1940-х. Чаще всего главные герои фильмов Льютона — хрупкие женщины, сталкивающиеся с некоторой тайной, после чего они начинают подозревать своих возлюбленных во всех смертных грехах. Иногда эта тайна заключается в них самих, как, например, в фильме «Люди-кошки». Его слоган — «Поцелуешь меня — и я загрызу тебя до смерти!» — вполне ложится на модель роковой женщины (femme fatale), правда, из семейства кошачьих.

Эпизод из фильма «Я гуляла с зомби» (1943), сюжет которого строится вокруг культа вуду. Местное население «зазомбировало» жену богатого плантатора, и главная героиня пытается выяснить, с какой целью это сделано. В эпизоде хорошо видно, как женщины, приближаясь к месту проведения вудуистского обряда, как будто переходят в иной мир

Фильмы категории В: критика справа

Помимо того, что работы Льютона привлекли к себе внимание неофрейдистских критиков, его картины можно рассмотреть и с точки зрения традиционализма. Самые известные фильмы Льютона так или иначе касаются религии.

В дебютной работе «Люди-кошки» главная героиня происходит из древнего рода, который под угрозой исчезновения воззвал к дьяволу. В результате каждый, принадлежащий к роду, получил способность превращаться в черных ягуаров. В фильме «Я гуляла с зомби» (1943) женщина сталкивается с культом вуду, а в «Седьмой жертве» (1943) сестра главной героини попадает в секту палладистов. Даже в «Острове мертвых» (1945), где речь идет о классическом вампире, ключевым символом служит одноименная картина Арнольда Бёклина, навеянная древнегреческими мифами.

Не стоит забывать, что творчество Вэла Льютона пришлось на самую страшную и глобальную войну в истории человечества. Мир к этому времени бесповоротно разорвал все связи с Традицией, с религиозным восприятием бытия. Вторая мировая стала завершающим этапом этого разрыва, в результате которого действительность являлась человеку как сухой набор эмпирических данных.

В таких условиях находятся и герои фильмов Вэла Льютона, хотя о войне у него ни слова. Им повезло столкнуться с Традицией, которая, конечно же, никуда не исчезала. Она вытеснена из повседневности, спрятана за закрытой дверью подальше от посторонних глаз. Встреча с дремлющей силой вызывает у героев Льютона такой стресс, от которого всё вокруг теряет свое привычное значение. Мир словно оживает, и любой предмет, любой феномен, мираж, случайность указуют на новую систему связей.

Интересно, что в трех фильмах («Люди-кошки», «Я гуляла с зомби» и «Седьмая жертва») присутствует одна и та же фигура психиатра — его играет Том Конуэй. Выведен он совершенно беспомощным человеком, упорно верящим в незыблемость научных аксиом. Даже когда на его глазах происходят необъяснимые вещи, он с невозмутимым лицом твердит о психологии. С одной стороны, это удачный маркер, свидетельствующий о глубоком проникновении фрейдизма в Голливуд. С другой — насмешка над убогостью психологии перед лицом метафизических состояний.

Кадр из фильма «Остров мертвых» (1945) и одноименная картина Арнольда Бёклина

Финал без хеппи-энда

Отгремела Вторая мировая, и мода на фильмы ужасов утихла вместе с войной. Жанровое кино в Голливуде резко устарело, на смену ему пришли более серьезные, социальные картины. Коллапсировала вертикальная студийная система, что привело к «разделению труда» — теперь у голливудских компаний отобрали эксклюзивное право на дистрибуцию и прокат своей продукции.

Последний фильм, спродюсированный Льютоном на RKO Pictures — «Бедлам» (1946), рассказывает о психиатрической лечебнице и ее директоре Мастере Симзе (Борис Карлофф), который держит всех пациентов в клетках и устраивает с их участием театральные представления. Фильм снова вдохновлен живописью — на этот раз картиной Уильяма Хогарта «Бедлам», последней из цикла «История распутника» (1732–1735). Художника записали в качестве автора первоисточника сценария — кажется, это первый и единственный случай за всю историю кинематографа. Но ход более чем оправданный: Льютон позаимствовал у живописца и стиль, и настроение, и отдельных персонажей.

Затем Льютону удалось поработать с великим Жаном Ренуаром над картиной «Женщина на пляже» (1947), правда, недолго — почти сразу продюсер сляжет с инфарктом и потеряет свою должность.

Рекламный клип фильма «Женщина на пляже» (1947). Сам Ренуар отзывался о Льютоне как о «чрезвычайно интересном человеке»

Унизительные метания от студии к студии не дали положительного результата — за «Бедламом» последовала череда провалов («Моя настоящая любовь» (1948), «Пожалуйста, верь мне» (1950), «Барабаны апачей» (1951)). Неожиданно работу Льютону предлагает влиятельный продюсер и режиссер Стэнли Крамер, который в то время возглавлял отдельную ячейку на Columbia Pictures. Льютона устраивало всё: и новый коллектив, и фильмы категории А, за которые он жаждал взяться, и комфортные условия контракта. Получив три больших проекта, Льютон ни один из них не закончил — сердечный приступ внес свои коррективы в напряженный график. Вэл Льютон умер в 1951 году в возрасте 46 лет.

Кто знает, может быть, проживи он чуть дольше, Льютон основал бы собственную студию и продолжил заниматься любимым делом. «Всё в мире следует понимать как загадку», — писал итальянский художник Джорджо де Кирико. Цитата вполне могла стать девизом Вэла Льютона, который, снимая малобюджетные хорроры, пытался вернуть романтику и глубинную тайну расколдованному миру.


Читайте также

В тренде на этой неделе

Институт СТЭИ при поддержке Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы реализует проект "Вода Москвы"

Панихида по погибшим в теракте в подмосковном «Крокусе» прошла в Екатеринбурге

Русский посол назвал новый пакет санкций США "винегретом"

Ясиноватский машзавод в ДНР поставляет продукцию в Кузбасс, Якутию и Санкт-Петербург

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я