Мы в Telegram
Добавить новость
< >
Апрель 2010
Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010
Август 2010
Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010
Декабрь 2010
Январь 2011
Февраль 2011
Март 2011
Апрель 2011
Май 2011
Июнь 2011
Июль 2011
Август 2011
Сентябрь 2011
Октябрь 2011
Ноябрь 2011
Декабрь 2011
Январь 2012
Февраль 2012
Март 2012
Апрель 2012
Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017 Май 2017 Июнь 2017 Июль 2017 Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018
Апрель 2018
Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024

Поиск города

Ничего не найдено

Организатор философского сообщества Якутии: к 80-летию профессора А.Г. Новикова

0 227

В Ульяновске под окнами ветерана ВОВ прошёл персональный парад

Мэр Киева Кличко рассказал о попытках встретиться с Зеленским лично

Рогов заявил о поытке атаковать Крым ракетами ATACMS

Ясиноватский машзавод в ДНР поставляет продукцию в Кузбасс, Якутию и Санкт-Петербург

В августе 2022 года профессор, доктор философских наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации, действительный член Международной академии информатизации в генеральном консультативном статусе советника 1 класса по экономическим и социальным наукам при Организации Объединенных Наций, член-корреспондент Сибирского отделения Академии наук Высшей школы, академик Российской Академии Политической науки Анатолий Георгиевич НОВИКОВ отмечает свое 80-летие.

Он родился в Октемском наслеге Орджоникидзевского района Якутской АССР. Окончил механико-математический факультет Томского государственного университета (1969), аспирантуру кафедры философии этого же университета (1976). Защитил кандидатскую диссертацию на тему «Категории прерывного и непрерывного и их методологическая роль в научном познании» (1982), докторскую на тему «Возникновение теоретического знания в математике (философско-гносеологический анализ)» (1992).

С 1969 по 2015 гг. прошел по всем ступеням роста в вузовской системе от ассистента и старшего преподавателя, до доцента и профессора Якутского госуниверситета (СВФУ) им. М.К. Аммосова. Являлся директором Аналитического центра при Президенте РС (Я), проректором по научной работе Арктического государственного института культуры и искусств.

В работах Анатолия Новикова по философским вопросам математики исследуются проблемы предмета и специфики математического знания, критерии его теоретичности, вопросы социокультурной обусловленности, предлагается концепция генезиса математики, показывается многовариантность перехода математики от эмпирической стадии к теоретической, что, по сути, обусловило последующее появление и развитие науки и техногенной цивилизации.

Профессор Новиков является крупным специалистом в области онтологии и теории познания, а также философских вопросов естествознания и политологии. Преобладающее большинство трудов профессора Новикова посвящены мировоззренческим и общеметодологическим проблемам, в своем единстве раскрывая объективный образ современной науки, техники и социальной реальности. Так Анатолий Георгиевич начал исследование по ранее нетронутой теме — менталитету народа саха, до сих пор остающемуся вне пристального поля зрения. Он является одним из зачинателей изучения основ традиционного мировоззрения народа саха с научной точки зрения. Разрабатывая проблему мифологического сознания, феномен шаманизма, Новиков утверждает, что последний не может быть полностью отождествлен с религией, считая шаманизм не столько культурологическим, сколько природным явлением. Профессор выявил общие черты мировоззрения народа саха с философской и естественнонаучной картины мира, имеющейся у других народов, и в то же время обнаружил много специфических черт этого мировоззрения.

Будучи директором Аналитического центра при президенте Республики Саха (Якутия), он активно участвовал в разработке концептуальных основ экономического, политического и социального развития республики. Разнообразие исследуемой философской проблематики, глубокий анализ мировоззренческих основ народа своей республики, творческая интенсивность в сочетании с продуктивной организаторской научной и социально-политологической деятельностью в период активной фазы духовного возрождения культуры северных народов конца XX, начала XXI столетий, еще вызовет отдельный пристальный интерес к его творческому поиску.

Интенсивная редакторско-издательская деятельность в этот период способствовала созданию интеллектуального сообщества Республики, широкому диалогу мыслителей, формированию профессионального философского сообщества, истоки которого восходят к известному якутскому философу Авксентию Егоровичу Мординову.

Его научные труды широко известны философской общественности, как в России, так и за рубежом. Он является автором более 300 научных публикаций, в том числе таких монографий как: «Прерывное и непрерывное (материалистическая диалектика)», Киев, 1983; «Философские проблемы возникновения и начального этапа развития математики», Красноярск, 1992; «Н.А.Бердяев – самобытный представитель русской философии», Якутск, 1994; «О менталитете саха», Якутск, 1996 и других.

Преобладающее большинство трудов профессора А.Г.Новикова в своем единстве раскрывают объективный образ, своего рода квинтэссенцию современной эпохи. Работы эти являются оригинальным авторским изложением сложных философских вопросов. Монографии А.Г. Новикова неизменно привлекают внимание самых широких кругов читателей, как специалистов, так и просто интересующихся вопросами философии, обществоведения и политологии.

Отдельного внимания заслуживает работа Анатолия Георгиевича над учебными пособиями, очень популярными среди якутских студентов, аспирантов и соискателей. В лаконичной и всегда оригинальной форме он умеет подчеркнуть самое важное и вызвать у читателя последующий интерес к пристальному изучению предмета. Так, своеобразными «бестселлерами» стали его «Философия» 1991; «Логика в социальных парадоксах» (в соавторстве), 1993; «Философия древнего Востока (история философии)», 1994; «Лекции по философии науки», ч.1, 2, 1995, 1996; «Политология» УМК для дистанционного обучения, 2002; «55 имен современной политологии (в соавторстве), 2002; «Западные и восточные философские традиции: сравнительный анализ» (в соавторстве), 2009.

В 2000-е он выпустил содержательные книги, раскрывающие философско-мировоззренческие основы научного творчества выдающихся якутских ученых Г.П. Башарина, И.М. Романова, академика И.Е.Томского. Подробнее о публикационной деятельности профессора Новикова можно ознакомиться на сайте Национальной библиотеки им. А.С. Пушкина: https://sci.e.nlrs.ru/authors/2273.

А.Г.Новиков является инициатором и организатором создания при кафедре философии СВФУ им. М.К. Аммосова специализированного диссертационного совета по философским наукам, на котором защищались докторские и кандидатские диссертации по двум актуальным для региона шифрам специальностей. Под его непосредственным руководством защищены 4 докторских и 13 кандидатских диссертаций.

Анатолий Георгиевич обладает даром убеждения, подчеркнутым отточенной позицией и оригинальной авторской постановкой вопроса, подкупающей каждого, кто с ним общается, будь это чиновник федерального уровня, коллега, аспирант или студент. Так ему первому в начале 1990-х удалось отрыть диссертационный совет в Якутском государственном университете. Опыт оказался конструктивным и после него в университете стали появляться другие диссертационные советы.

Вот что писал по этому поводу профессор Виктор Данилович МИХАЙЛОВ, первым защитившим на этом совете докторскую диссертацию по социально-философской теме «Философия согласия». «Впечатляет способность А.Г. Новикова консолидировать ученых разных специальностей, мировоззренческих толков, высказывающих неоднозначное отношение к вопросам организации науки, защиты диссертаций и т.п. Уместно вспомнить плодотворность работы Анатолия Георгиевича с Тамарой Михайловной Михайловой, их единомыслие и единодушие. Под их руководством защитились полтора десятка докторов и несколько десятков кандидатов философских наук. В новом тысячелетии Анатолий Георгиевич не почивает «на лаврах» и целеустремленно начинает осваивать новый жанр – философское осмысление творчества выдающихся профессоров ЯГУ. Он выпустил три книги: об Иване Михайловиче Романове (2001), о Георгии Прокопьевиче Башарине (2003) и Иннокентии Егоровиче Томском (2004), участвовал в выпуске книг о коллегах-философах Д.Е. Донском, Д.С. Макарове и А.Е. Мординове (см. также его выступление:

Я абсолютно убежден, что без его инициативы, целеустремленности, настойчивости в воплощении задуманного не было бы ни диалога ученых самого разного направления, ни диссертационного Совета, ни философского сообщества в республике. Внимательное, уважительное отношение к личности, стремление понять другого, максимальное доверие к нему – характерные черты личности Анатолия Георгиевича. Именно благодаря этим качествам ему удалось объединить людей вокруг себя. Он считает, что каждый индивид есть носитель определенного житейского опыта и мудрости, знаний и навыков, вне зависимости от происхождения, образования и воспитания и потому представляет собой айсберг человеческой культуры».

А вот что писал сам профессор Анатолий Новиков в рукописи «Мировоззрение историка-исследователя Ф.Г. Сафронова», преломляя исторические факты с позиции своей внутренней лаборатории мысли: «История Якутии предстает как история жизни выдающихся людей. В 50-90-е годы XX века широко стали известны якутскому народу три крупных историка – И.М. Романов, Г.П. Башарин и Ф.Г. Сафронов. Нет будущего без прошлого. Нет описания истории без историков…

Тяга к знанию, обнаруженная еще в раннем детстве, формирует культуру его мышления, поднимает его с каждым разом на более высокий качественный уровень, делая его прозорливее и содержательнее, наделяя качеством, особенно необходимым историку. Овладевая знаниями, он как бы оттачивал способность видеть глубже и дальше, составлять целое, собирая детали и частности, не давая волю только воображению, являющемуся чем-то вроде предпосылки конкретного анализа, нуждающейся в подкреплении фактами. Дарование ученого не сразу заискрится и засверкает, а даст итоги в результате скрупулезной, долголетней исследовательской работы, когда он сможет увидеть в противоречивых и противоположных тенденциях позитивные моменты…

Мировоззрение – это не просто знания, оценки, ориентиры, а еще и жизненные позиции человека, которые дают возможность выразить ученому свой особый, уникальный взгляд на исследуемое явление. Это и есть органическое развитие от абстрактного, ко все более жизненной и полной конкретности. Мировоззрение ученого – это зарождение и становление его мыслей, идей, развертывающихся в теории, концепции, и формирование которых есть основная жизнедеятельность ученого. Мудрость ученого вырастает из неустанной борьбы его мыслей, как итог освоения и осмысления своевременно поставленных вопросов. Мысли – предпосылки для создания теории, без истолкования фактов и процессов истории нет концепции и нет новизны. Становление ученого и формирование мировоззрения – единая система. Именно широкий круг научных интересов дал возможность Ф.Г. Сафронову проследить эволюцию социально-экономических отношений в жизни коренных народов, внедрение в их хозяйство земледелия и скотоводства, возникновение и развитие письменности…

В.В. Федоров затронул дискуссию о патриархально-феодальных отношениях у скотоводческих народов Сибири и Дальнего Востока. Немало копий было сломано спорящими о наличии частной собственности на землю у кочевников. Научный спор, конечно, не был завершен. «Федот Григорьевич придерживался мнения о наличии у якутов общинной собственности на землю. При этом он в качестве доказательства приводил факт существования регулярного передела сенокосных угодий у якутов – «буор уллэhик» и «кылаан уллэhик». Наличие частной собственности на землю у якутов он отвергал из-за отсутствия документальных доказательств на право собственности и говорил, что русский царь не мог давать право частной собственности на землю инородцам».

В контексте сказанного Ф.Г. Сафроновым напомним, что у якутов была классная система землепользования – у кого больше скота, тому больше земли и выделяли. Так что Федот Григорьевич и здесь прав. Была формальная государственная собственность, фактической частной собственности не было. «Есть все основания полагать, – пишут Е.А. Ануфриев, Л.В. Лесная, — что частная собственность не отвечала российскому общинному менталитету, что сказывается и сейчас». Тем более, она не могла отвечать и якутскому менталитету, ибо якуты плохо себя отделяли от матери-природы, которой они и не смели овладевать. Заметим также, что отцовский род («а5а ууhа”), материнский род (“ийэ ууhа»), наслег («нэhилиэк»), улус («улуус») – все это общины разного масштаба.

Суждения профессора Ф.Г. Сафронова могли не всегда соответствовать букве официально проводимой политики, но он фанатично был уверен, что его идеи верны. Если его сейчас недопонимают, то придет время, был уверен он и будет переоценка ценностей. Федот Григорьевич говорил, что у ученых, в частности, у него с Г.П. Башариным могут быть расхождения и это нормальное явление, ибо речь идет о наличии разных взглядов по некоторым вопросам освещения Якутии. При этом он не исключил, что у каждого ученого могут быть в науке ошибки и что ошибки вовремя следует признать и исправлять. Наука может развиваться нормально лишь тогда. Когда ученые не будут впадать в личностные притязания».

У автора этого материала были две совместные работы с героем данного материала. В нашей совместной с профессором Анатолием Новиковым книге «Менталитет японцев и техногенная цивилизация» (2008) раскрыты природно-географические, религиозно-философские основы менталитета японцев, определены наиболее важные его мировоззренческие компоненты. Опыт обществ иных культур подчас весьма полезен другим народам. Однако случается так, что на ошибках других никто не учится. Японские успехи в XX веке удивили мир. Мало кто сознает, что японский успех обязан внимательнейшему наблюдению японцами за культурой европейских народов, западной цивилизации в целом. Японцы наблюдают и делают практические выводы. В совместной работе прослежены социально-исторические этапы становления менталитета японцев и дана характеристика менталитета жителей страны восходящего солнца в разрезе двух волн модернизаций, а главное, проведены параллели с менталитетом северян и возможностями новой волны модернизационных преобразований как для северян, так и самих японцев. Самое интригующее это то, что авторами проведены параллели с нашей северной культурой. У авторов сформировались теоретико-методологические предложения по поводу модернизационных преобразований северян, несмотря на название книги, как будто посвященной лишь одним японцам. Коренные жители Севера покоряются социальной динамике и экономическим обстоятельствам, к которым оказались не готовы. Вызов современной эпохи должен найти адекватный ответ в необходимости адаптироваться немногочисленным народам северо-востока России к стремительно изменяющейся социально-экономической и культурной ситуации. Авторов беспокоят проблемные вопросы: как современному северянину отстоять место человека на Севере и в Арктике и что считать философскими критериями устойчивого развития в уникальном регионе планеты.

Наша первая совместная монография 2005 года о «Менталитете северян в контексте циркумполярной цивилизации» оказалась весьма цитируемой и до настоящего времени как местными исследователями, так и российскими учеными. Примечательной оказалась символическая обложка этой монографии, становящаяся все более актуальной в разрезе заключительного этапа модернизационных преобразований как способа органического освоения культуры модерна, возможности этнокультур Севера и Арктики творить даже в чужеродной эстетике. По сути, последнее явилось критерием освоенности модерна, кристаллизацией новой культурной парадигмы этномодерна — варианта социокультурной модернизации посредством искусства и внедрения новых хозяйственных практик и креативных производств, концепций совершенствования традиционных отраслей, так необходимых сегодня якутскому селу!

Философские допущения и социальные конструкты, суть символы. Они появляются «не от чего-то», а «для чего-то». Главное их предназначение, чтобы что-то обрело смысл, стало понятным. В обложке той книги мы использовали витрувианского человека Да Винчи и лицо рыбака-северянина из графики якутского художника Михаила Старостина.

— О, как божественно соединенье, извечно созданного друг для друга! — сказал русский поэт Николай Гумилев, отец известного тюрколога и этнолога Л.Н. Гумилева. Этот визуальный символ с обложки зажил собственной жизнью, став символом этнокультурной модернизации и одновременно этнокультурного ренессанса. В нем соединяется возрожденческий человек-символ, по-сути античный философский посыл и мысль северянина, где в складках его непростой, а порой трудной жизни на Севере и в Арктике проясняется та же самая возрожденческая мысль — о человеке-символе, на своих собственных основаниях рождающем мысль, и уже не в рамках традиции, а расширенном варианте локальности, выросшей до универсальной значимости. Это и есть предназначение символа — расширять локальное, мифологическое до универсального смысла. Это продуцирование символов, помогающих по-новому что-то осмыслить. Здесь мы северяне перед лицом триумфа философской мысли человечества видим самого себя! Это наш собственный автопортрет — северянина на переломе культурных эпох. Теперь мы знаем, что они созданы друг для друга, это как «благая весть» для всех северян — визуальный философский символ-форма национально-региональной идеи.

Лицо «рыбака-витрувианца» не просто лик северянина на переломе культурных эпох, это символ современной России в ее пределе. Это символ скифов, в сознании которых рождается чистая мысль.

***

Сердечно поздравляем Анатолия Георгиевича Новикова с 80-летним юбилеем!

Ваши многочисленные научные и публицистические труды являются источником знаний для широкого круга специалистов, философской общественности, студентов в России и за ее пределами. Стиль вашей работы приобщил широкие массы интеллектуалов к насущным вопросам саморазвития этнической культуры и гражданским инициативам. Ваш опыт руководства успешно используются в научной деятельности и организационной практике вузов республики. Вы внесли значительный вклад в формирование якутской философской школы «Циркумполярная цивилизация и современные проблемы северян», насчитывающей более полусотни специалистов — докторов и кандидатов наук.

Ваша деловитость, принципиальность, волевой настрой, осмысленная целеустремленность будут вдохновлять каждого, кто соприкоснулся с вами, способствовать их новым творческим результатам. Примите сердечные пожелания крепкого здоровья, добра, счастья и благополучия!


Читайте также

В тренде на этой неделе

В Мичуринске открыли памятники двум святым

Ясиноватский машзавод в ДНР поставляет продукцию в Кузбасс, Якутию и Санкт-Петербург

Мэр Киева Кличко рассказал о попытках встретиться с Зеленским лично

"Враг пытается выбить целые районы ПВО": "Два майора" сообщили об атаке на Крым, о которой пока молчат сводки

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я