Мы в Telegram
Добавить новость
< >
Апрель 2010
Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010
Август 2010
Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010
Декабрь 2010
Январь 2011
Февраль 2011
Март 2011
Апрель 2011
Май 2011
Июнь 2011
Июль 2011
Август 2011
Сентябрь 2011
Октябрь 2011
Ноябрь 2011
Декабрь 2011
Январь 2012
Февраль 2012
Март 2012
Апрель 2012
Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017 Май 2017 Июнь 2017 Июль 2017 Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018
Апрель 2018
Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено

Загробный мир, природные стихии и абсолютное ничто. Что означал белый цвет в искусстве разных эпох

0 46

"Зенит" стал чемпионом России сезона-2023/24

Что будет в Воронеже 27 мая. Сидор Бокогрей. Общероссийский день библиотек. Корректировка маршрута №69. Отключения ТВ

Посол Антонов: Байден оскорбляет весь народ России в нападках на Путина

Враг бил дронами: сколько БПЛА могли ударить по Краснодарскому краю в ночь на 27 мая

В Древнем Египте белый цвет был связан с загробным царством Осириса, в Древнем Риме стал цветом одеяний римской аристократии, а в эпоху Ренессанса ассоциировался с «белоснежной благородной Античностью». Начиная с XIX века, всё больше художников начали экспериментировать с белым — от предшественника импрессионизма Джеймса Уистлера с его знаменитой «Симфонией в белом № 1» до Казимира Малевича с «Белым квадратом». Искусствовед Мария Мороз рассказывает об истории одного из самых необычных цветов в искусстве.

В истории живописи белый цвет, пожалуй, самый бесправный. Он исключен Ньютоном из традиционного цветового круга, так как считается ахроматическим, то есть лишенным оттенков. При этом если черный можно оценивать по критериям насыщенности и глубины, то к белому такие характеристики неприменимы. Чаще всего он воспринимается как придаток к другим цветам. В живописи его нередко используют, чтобы подсветить, сделать другой оттенок ярче или, наоборот, приглушить. Но несмотря на свою «второстепенную» роль, белый позволяет расширить палитру, распределить свет и таким образом добиться эффекта глубины и объема.

Читайте другие тексты серии

Зло, искушение и полная свобода. Что означал черный цвет в искусстве разных эпох

Жизнь, смерть, Царство Божие и рублевский голубец. Что означал синий цвет в искусстве разных эпох

Тело богини, безумие и религиозный экстаз. Что означал желтый цвет в искусстве разных эпох

Ведьмы, кусты, одиночество и зло биомодификаций: что означал зеленый цвет в искусстве разных эпох

Зло, искушение и полная свобода. Что означал черный цвет в искусстве разных эпох

О том, что белый можно использовать в качестве подсвечивающего фона, знали еще первобытные художники. Они брали мел, измельчали и покрывали им стены в пещерах, а затем рисовали по нему уже черным цветом контур, как, например, в пещере Шове. Из-за того, что мел легко дробить, его использовали не только как краску для наскальной живописи, но и как материал для создания таких гигантских произведений искусства, как Уффингтонская белая лошадь. Увидеть целиком 110-метровую лошадь с земли невозможно — только в полете. Для столь масштабного проекта древним мастерам пришлось сначала рыть траншеи, заполнять их мелом, а после из года в год следить, чтоб фигура не покрылась зеленой травой.

Пещера Шове, Франция. Источник
Уффингтонская белая лошадь. Источник

Белый как погребальный цвет

В Древнем Египте белый начал ассоциироваться с возрождением. В белых одеждах всегда изображали бога подземного царства Осириса. По легенде, прежде чем стать правителем усопших, Осирис жил на земле, где создал цивилизацию и обучил людей земледелию. В него влюбилась жена его младшего брата Сета и, как это часто бывает в мифах, романтическая история быстро сменилась кровавым триллером. Смерть была жестокой: по одной из версий, Сет разрубил Осириса и раскидал его части по всему Египту (по количеству провинций). Собрать бога смогла жена Осириса, передавшая найденные останки богу Анубису, который впервые проделал обряд бальзамирования, а после завернул тело в белую ткань. Так у Осириса появился шанс на возрождение: древние египтяне считали, что если тело будет сохранено, то жизнь после смерти возможна.

Правда, воскресшему Осирису опостылели земные блага, и он предпочел навсегда удалиться в подземное царство.

Таким образом, белый цвет одеяний Осириса — это на самом деле цвет ткани, в которую он был завернут после мумификации. Из-за этого древнеегипетские художники изображали мертвых, подобно Осирису, во всем белом.

Сцена суда Осириса из Книги мертвых Хунефера, ок. 1310 год до н. э. Британский музей. Источник

Античность: цвет стихии

Согласно Плинию Старшему, древнегреческие художники использовали всего четыре цвета: черный, белый, красный и желтый. На самом деле были и другие цвета, но не все имели закрепившиеся названия. Более того, зеленый и синий воспринимались как переходные оттенки от белого к черному.

Основные четыре цвета ассоциировались со стихиями: черный — вода, белый — воздух, красный — огонь, желтый — земля. Если посмотреть на греческие фрески, то чаще всего белый использовали для изображения воздуха, то есть в качестве фона. Например, на гробнице из Пестума, где показан ныряльщик на белоснежном фоне. Может показаться, что это изображение водных процедур, но на самом деле это символическое обозначение прыжка в загробный мир.

Фреска «ныряльщика» (ок. 470 года до н. э.). Археологический музей Пестума. Источник

Еще один пример — сцена симпосия, мужского пиршества в Древней Греции, которое сопровождалось артистическими представлениями и эротическими развлечениями.

Сцена симпосия. Фрагмент фрески на саркофаге из «Гробницы ныряльщика», V в. до н. э. Археологический музей Пестума. Источник

Предшественники белых воротничков: белые тоги

В Древнем Риме белый цвет теряет свою эфемерность и становится одним из статусных атрибутов: все граждане мужского пола должны были носить белую тогу. Этот элемент одежды был универсален: огромный кусок шерстяной ткани днем использовали как платье, а ночью как одеяло. В тоге ценились ниспадающие на грудь складки, демонстрировавшие, что хозяин может себе позволить купить большое количество материи. Красиво обмотаться длинным полотном с трудом удавалось даже самому ловкому римлянину, поэтому для помощи призывали слуг и рабов, что лишний раз подчеркивало статус обладателя тоги. Тот, кто метил на государственную должность, носил белоснежную тогу цвета «кандид» — отсюда слово «кандидат».

Римляне, занимавшие высокие государственные посты, носили белую тогу с пурпурной полосой, и только император полностью наряжался в пурпур.

Увидеть одеяния римлян можно на цветной реконструкции Алтаря мира. Этот памятник в честь богини мира Пакс и военных побед императора Августа был возведен в 13 году до н. э. как мемориальный алтарь, куда приходили совершать ритуальные жертвоприношения. Алтарь украшен фризами, на которых изображены члены семьи Августа, жрецы, сенаторы и патриции. Все они (за исключением императорской семьи) изображались в белых одеждах.

Белый значит божественный

Значение белого как цвета статусного перешло к христианам от древнеримских язычников. Поэтому священники облачаются во всё белое лишь по особенным праздникам (на Пасху, Рождество Христово, Преображение и Сретение). В иконописи белые не только одежды праведников, но и свет Преображения. Все цветовые слои на религиозных изображениях пишутся от темного к светлому, поэтому самый последний штрих на ликах — это всегда белый. Эти мазки в иконописи называются «движки». Их используют, чтобы «оживить» образ, нарисовать морщинки на лике; они также символизируют отблески божественного света.

Свв. Борис и Глеб. Конец XIII в. Музей русского искусства, Киев. Источник

Ренессанс: самый образцовый

В эпоху Возрождения белый цвет стал ассоциироваться с античной скульптурой. Именно в это время шли археологические раскопки, в ходе которых были найдены великолепные образцы античного искусства. Заново открытые произведения сильно отличались от скульптуры Средневековья:

  • Большая часть античных скульптур — это обнаженное тело (в то время как в средневековье фигура задрапирована большим количеством ткани);
  • Античная скульптура представляет реальное тело человека с мышцами и скелетом (тогда как в Средневековье греховно было думать о материальном, поэтому ваятели уходили от реалистического изображения);
  • Если скульптура Средневековья была полихромной (то есть ее всегда расписывали цветом), то античные ваяния человек Ренессанса увидел белыми — вернее, в цвете мрамора, из которого были созданы почти все памятники.

Так возникло представление о «темных веках» (это определение Средневековья принадлежит итальянскому поэту Петрарке) и связанный с ним миф о белой Античности, «полной благородной простоты» и «величественного спокойствия» (слова историка искусств Винкельмана).

Только много столетий спустя ученым удалось доказать, что и античные скульптуры были цветными. Хотя в музеях им до сих пор не возвращают первоначальный цвет, сохраняя верность старому мифу.

Любовь к «белоснежной» Античности проявилась в изображении архитектуры. На фреске Мазаччо «Троица» отразились главные тенденции эпохи: белые колонны, полукруглый арочный проем и кессонный потолок (арка и кессоны тоже были заимствованы у архитектуры древнего Рима). Или в работе «Благовещение» Пьеро делла Франчески, в которой коридор из арок ослепляет зрителя своей белизной.

Мазаччо. Троица. 1425–1426. Санта-Мария Новелла, Флоренция. Источник
Пьеро делла Франческа. Благовещение. 1460. Национальная галерея Умбрии. Источник

Но сильнее всего чувствуется завороженность Античностью в серии Андреа Мантеньи, посвященной Св. Себастьяну. Здесь изображение не только архитектуры, и скульптуры напоминает о «прекрасной эпохе», а сама фигура святого напоминает древнеримского атлета. Как писал биограф художников Ренессанса Вазари, в произведениях Мантеньи изображен «скорее камень, чем живое тело».

Андреа Мантенья. Святой Себастьян. 1480. Лувр. Источник

Барокко: эпоха завитушек

В эпоху барокко разговоры о простоте изжили себя, а аскеза белого сменилась богатством золотых убранств. В моде был театр, и сама жизнь аристократии больше походила на нескончаемый карнавал со множеством церемониалов. Из живописи белый, конечно, не исчез, но его функция отныне — декорировать. Если это пейзаж, то белый использовали для передачи густых облаков, которые то разверзались для изображений святых, то наполнялись многочисленными путти для романтических сцен.

Адам Эсхельмайхер. Прославление креста. Ок. 1605. Штеделевский институт, Франкфурт-на Майне. Источник

В портретах «облаками» венчались все высокородные модели — в моде были парики «аллонже» с длинными локонами. Из года в год их постоянно высветляли, пока к XVIII столетию они совсем не превратились в седые пирамиды.

Гиацинт Риго. Портрет Людовика Великого Дофина. 1688. Источник

И снова «белая античность»: неоклассицизм

Раскопки Геркуланума и Помпей в XVIII столетии породили новую волну интереса к Античности. Если раньше знание о Греции и Риме было очень разрозненным, то в эпоху Просвещения постепенно выстраивалась вся картина: стало известно, как в древнем мире обустраивали жилище, из какой посуды ели, какие украшения носили. В европейских интерьерах стали господствовать белые и серые цвета — ведь пока ученые еще не объявили, что Античность была цветной.

Но, пожалуй, сильнее всего античная культура повлияла на женскую моду. Девушки стали носить белые платья, стилизованные под античные пеплосы и хитоны.

Эту моду закрепил французский художник Жак Луи Давид. Он ездил смотреть на раскопки Помпей и считал, что миссия художника состоит в воспевании античных образцов.

Жак Луи Давид. Мадам Рекамье. 1800. Лувр. Источник

Например, в картине «Портрет мадам Рекамье» Давид показал знаменитую светскую даму в легкой тунике и босиком. Показать знатную женщину без обуви считалось верхом неприличия, но Давид нашел алиби — он изобразил мадам на «римский манер». Кроме того, он показал ее на кушетке, которую срисовал с античного рельефа, а рисунок отдал мастеру на изготовление. Вскоре такие кушетки были в каждом парижском салоне. Торшер рядом Давид тоже нарисовал в «помпейском стиле». А белое платье с завышенной талией, полупрозрачным верхом и без каркасной основы с легкой руки Давида задало новую моду.

XIX век: переход на белую сторону

Во второй половине XIX века многих художников стал занимать вопрос о передаче световых эффектов. Еще до появления импрессионизма американский художник Джеймс Уистлер стал создавать такие картины, в которых важную роль играл цвет. Свои работы он часто называл «гармониями» или «симфониями», добавляя название цвета: «Гармония в сером», «Симфония в белом». В отличие от импрессионистов, он никогда не рисовал портреты на пленэре, предпочитая спокойную и неспешную работу в мастерской. Однако это не помешало ему внимательно исследовать градации одного цвета.

Джеймс Уистлер. Симфония в белом № 1. Девушка в белом. 1862. Национальная галерея искусств, Вашингтон. Источник

Его картина «Симфония в белом» вызвала в свое время бурю резких отзывов. Что же зрителей так раздражало? Во-первых, сам белый цвет. Во времена Уистлера и до него никто не рисовал белое на белом — это было столь необычно, что даже воспринималось как проявление «плохого тона». Белила использовали лишь для грунтовки или подготовки холста, чтобы при нанесении цвета сделать краску ярче. Фон же преимущественно был темным, будь то пейзаж или интерьер.

Во-вторых, комментаторы отмечали, что работа называется «Симфония в белом», а в картине при этом используется и желтый, и красный, и зеленые цвета. На что автор язвительно отвечал: «Значит симфония фа мажор не должна содержать никаких других нот, кроме непрерывно повторяющихся фа, фа, фа?»

Хоакин Соролья. Мать. 1895. Музей Хоакина Сорольи. Источник

Идею рисовать белое на белом вскоре подхватили и другие художники из разных стран: испанец Хоакин Соролья, американец Джон Сарджент, скандинав Андерс Цорн и русский Валентин Серов. Всех этих мастеров объединяет интерес к цвету и стремление высветлить палитру. Но в отличие от импрессионистов, которые полностью растворили форму в цвете, эти живописцы остались верны линейному рисунку.

Джон Сарджент. Портрет леди Энью. 1892. Национальная галерея Шотландии. Источник
Валентин Серов. Дети. 1899. Источник

ХХ век: белый значит бесконечный

Если XIX столетие дало нам портреты «в белом на фоне белого», то в ХХ веке русский художник Казимир Малевич развил этот образ до более радикальной версии: белый квадрат на белом (1918). Белый для Малевича — это способ очистить пространство от всего лишнего и одновременно создать ощущение бесконечной глубины. На белом он рисовал не только белый квадрат, но и вообще все геометрические формы. Белый для него был самый беспредметный цвет — как говорил художник, это «ощущение пустыни, ощущение небытия».

Казимир Малевич. Белое на белом. 1918. Нью-Йоркский музей современного искусства. Источник

Иными словами, белый фон в работах Малевича — это среда, в которой больше не работали категории объема или веса, законы перспективы, понимание вертикали и горизонтали холста. Белый не разделял картину на первый план и задний, тем самым уравнивая в правах все изображенные формы. А когда на белом нарисована еще и белая фигура, получается абсолютное ничто, чистый вакуум.

Пит Мондриан. Композиция с белым, черным и красным. 1936. Нью-Йоркский музей современного искусства. Источник

Схожие идеи в начале ХХ века встречались и в манифесте голландской группы «Де Стейл» (участники: Пит Мондриан и Тео ван Дусбург), в котором белый рассматривался как спасение культуры от всепоглощающего хаоса.

Ле Корбюзье называл белый цветом обновления и призывал активно его использовать:

«В доме всё должно быть белого цвета. Каждый гражданин теперь обязан заменить шторы, постельное белье, обои и всё остальное на вещи белого цвета. Очищая дом, вы очищаете себя».

Ле Корбюзье. Вилла Савой. 1931. Источник

1960-е: Белое просветление

Наследие русских авангардистов стало активно изучаться во второй половине ХХ века в Америке. В 1960-х там сформировался круг художников-минималистов, интересовавшихся супрематизмом Малевича и конструктивизмом Родченко и Татлина. В отличие от абстрактных экспрессионистов (Поллока или Ротко), они не хотели выражать свои чувства или личную драму. Представители этого направления создавали такие произведения, которые не должны были поддаваться интерпретации: они ничего не изображали и ни к чему не отсылали.

«Ты видишь то, что ты видишь», — писал минималист Сол Левитт.

Суть минимализма сводилась к тому, чтобы зритель по-новому ощутил пространство и собственное присутствие в нем.

Роберт Риман. Без названия. 1961. Музей современного искусства, Нью-Йорк. Источник

Роберт Риман на протяжении всей своей творческой карьеры только и рисовал, что белые квадраты, используя разную фактуру. Римон создавал произведения механически, и несмотря на вариации с использованием разной краски (он писал маслом, акрилом, гуашью, эмалью, пастелью, лаком, виниловым полимером, ручкой) или поверхности (рисовал на льне, дереве, алюминии, меди, виниле, оргстекле, картоне, кальке), суть оставалась неизменной. Художник выбрал форму квадрата, а не прямоугольника, потому что хотел избежать традиционных ассоциаций с окном или пейзажем. Таким образом, строгий подход Римона устранил проблему образности, выбора цвета, а также эмоциональную манеру письма. Сам художник считал, что просмотр его работ должен быть «своего рода откровением», «благоговейным опытом», который сулит «просветление, восторг и удивление», ведь «белый позволяет другим вещам стать видимыми».

Роберт Риман. Мост. 1980. Частное собрание. Источник

Пока в Америке усиливалось влияние минимализма, в Москве художник Владимир Вейсберг работал над идеей «белого на белом» в фигуративной живописи. В его картинах не было чистого белого, все изображенные объекты построены на сочетаниях полутонов. По словам художника Ильи Кабакова, «даже белый куб на картине возникает из коричневых, зеленоватых, красноватых слоев и наплывов».

Вейсберг считал работу законченной только в том случае, если все изображенные предметы на полотне создавали ощущение именно белого холста. В итоге у зрителя создавалось ощущение, что белого в картине так много, что он растворял собой любую форму.

«Я веду постоянную борьбу с материалом и с нашими непосредственными ощущениями. Я хочу, чтобы материя осознанно стала духом», — говорил художник.

Владимир Вейсберг. Обнаженная. 1978. Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль». Источник

XXI век: белый значит ничего

Сегодня может показаться, что самые радикальные примеры художественных практик с белым исчерпали себя. Однако в 2009 году американский художник Чейни Томпсон снова представил на выставке белые полотна. Это была серия работ с еле видным паттерном на белом фоне. Узор был выведен из увеличенного цифрового скана плетения холста. Так мир узнал, что в нью-йоркской традиции ориентация нитей соответствует прямоугольной форме, а в берлинской идет по диагонали. Но суть этой задумки состояла в другом: показать, что теперь основа живописного произведения может стать его изображением.

Чейни Томпсон. Хронохром. Серия 2010. Источник

Томпсон сделал материальную основу картин основным предметом своей работы. Его белые полотна с повторяющимися мотивами формально используют словарь абстрактной живописи, но основной темой его произведений стал сам холст — отсканированный, увеличенный, а затем воспроизведенный вручную на других холстах. Хотя художник использует в этой серии традиционно-академические форматы (диптих или портрет), сама серийность противопоставлена академизму, а бесконечная воспроизводимость ставит под вопрос иконический статус живописи.


Читайте также

В тренде на этой неделе

Посол Антонов: Байден оскорбляет весь народ России в нападках на Путина

"Зенит" стал чемпионом России сезона-2023/24

Болтовня и флейм • Re: Тульский пряник. Каким он должен быть?

Почти 400 жителей томского севера обследовали врачи "Плавучей поликлиники"

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я