О святом Гладиаторе
Сегодня, 19 мая ст. ст. , УПЦ МП (?) чтит память святого князя Владимира Мономаха.
Священный Синод УПЦ (МП) на заседании 10 февраля 2011 года (журнал №1) утвердил список Собора Киевских святых, выделив в список из всех ликов несколько десятков имён, в их числе читаем: "Св. блгв. князь Владимир Мономах († 1125)".
Понятна конкуренция с автокефалами. Понятно желание всех "положительных" героев школьных учебников "родной истории" наделить нимбами.
Но тут ведь святым объявляется просто беспредельщик.
Он - первый князь, который стал использовать наемно-языческое войско (половцев) для междоусобной войны.
Он выжигал русские города (в походе 1077/78 года «выжег Полоцк»).
В начале 1080-х подавил восстание вятичей, произведя два похода.
Согласился убить во время мирных переговоров двух половецких ханов (Итлара и Кытана).
«Повесть врменных лет»: «В год 6603 (1095). В тот же год пришли половцы, Итларь и Кытан, к Владимиру мириться. И дал Владимир Кытану сына своего Святослава в заложники, а Итларь был в городе с отборной дружиной. В то же время пришел Славята из Киева к Владимиру от Святополка по какому-то делу, и стала думать дружина Ратиборова с князем Владимиром о том, чтобы погубить Итлареву дружину. Владимир не хотел этого делать, так отвечая им: «Как могу я сделать это, дав им клятву?» И отвечала дружина Владимиру: «Княже! Нет тебе в том греха! Отдал их Бог в руки твои. Зачем они всегда, дав тебе клятву, губят землю Русскую и кровь христианскую проливают непрестанно». И послушал их Владимир. В ту ночь послал Владимир Славяту с небольшой дружиной и с торками между валов. Выкрав сперва Святослава, потом убили Кытана и дружину его всю перебили. Вечер был тогда субботний, и Итларь в ту ночь спал у Ратибора на сеновале и не знал, что сделали с Кытаном в ту ночь. Наутро же в воскресенье, в час заутрени, изготовил Ратибор отроков с оружием и приказал вытопить избу. И прислал Владимир отрока своего Бяндюка за Итларевой дружиной, и сказал Бяндюк Итларю: «Зовет вас князь Владимир, а сказал так: “Обувшись в теплой избе и позавтракав у Ратибора, приходите ко мне”». И сказал Итларь: «Так и сделаем». И как вошли они в избу, так и заперли их. И воины, забравшись на избу, прокопали крышу, и тогда Ольбер Ратиборич, взяв лук и наложив стрелу, выстрелил Итларю в сердце, и дружину его всю перестреляли. И так страшно окончил жизнь свою Итларь с дружиной своей в неделю Сыропустную, в первом часу дня».
Когда мир все же был заключен, сам же и нарушил его в 1103 году.
В 1116 году под предлогом возвращения престола «законному царевичу» самозванцу Диогену пошёл войной против православной Византии.
Но Сабодану захотелось - и объявили Мономаха святым. Причем память его Киев назначил на тот день, когда Москва празднует (тоже с недавних пор) память другого святого княязя – Дмитрия Донского.
А Суворов-то на этом фоне посвятее будет.
Кстати, Μονομάχος по гречески – гладиатор. Мономах буквально - единоборец. Тот, кто борется не в строю, а в одиночку. Один в поле воин. Позже таких воинов называли егерями, снайперами, диверсантами. А «шапка Мономаха» это «шлем гладиатора».
Священный Синод УПЦ (МП) на заседании 10 февраля 2011 года (журнал №1) утвердил список Собора Киевских святых, выделив в список из всех ликов несколько десятков имён, в их числе читаем: "Св. блгв. князь Владимир Мономах († 1125)".
Понятна конкуренция с автокефалами. Понятно желание всех "положительных" героев школьных учебников "родной истории" наделить нимбами.
Но тут ведь святым объявляется просто беспредельщик.
Он - первый князь, который стал использовать наемно-языческое войско (половцев) для междоусобной войны.
Он выжигал русские города (в походе 1077/78 года «выжег Полоцк»).
В начале 1080-х подавил восстание вятичей, произведя два похода.
Согласился убить во время мирных переговоров двух половецких ханов (Итлара и Кытана).
«Повесть врменных лет»: «В год 6603 (1095). В тот же год пришли половцы, Итларь и Кытан, к Владимиру мириться. И дал Владимир Кытану сына своего Святослава в заложники, а Итларь был в городе с отборной дружиной. В то же время пришел Славята из Киева к Владимиру от Святополка по какому-то делу, и стала думать дружина Ратиборова с князем Владимиром о том, чтобы погубить Итлареву дружину. Владимир не хотел этого делать, так отвечая им: «Как могу я сделать это, дав им клятву?» И отвечала дружина Владимиру: «Княже! Нет тебе в том греха! Отдал их Бог в руки твои. Зачем они всегда, дав тебе клятву, губят землю Русскую и кровь христианскую проливают непрестанно». И послушал их Владимир. В ту ночь послал Владимир Славяту с небольшой дружиной и с торками между валов. Выкрав сперва Святослава, потом убили Кытана и дружину его всю перебили. Вечер был тогда субботний, и Итларь в ту ночь спал у Ратибора на сеновале и не знал, что сделали с Кытаном в ту ночь. Наутро же в воскресенье, в час заутрени, изготовил Ратибор отроков с оружием и приказал вытопить избу. И прислал Владимир отрока своего Бяндюка за Итларевой дружиной, и сказал Бяндюк Итларю: «Зовет вас князь Владимир, а сказал так: “Обувшись в теплой избе и позавтракав у Ратибора, приходите ко мне”». И сказал Итларь: «Так и сделаем». И как вошли они в избу, так и заперли их. И воины, забравшись на избу, прокопали крышу, и тогда Ольбер Ратиборич, взяв лук и наложив стрелу, выстрелил Итларю в сердце, и дружину его всю перестреляли. И так страшно окончил жизнь свою Итларь с дружиной своей в неделю Сыропустную, в первом часу дня».
Когда мир все же был заключен, сам же и нарушил его в 1103 году.
В 1116 году под предлогом возвращения престола «законному царевичу» самозванцу Диогену пошёл войной против православной Византии.
Но Сабодану захотелось - и объявили Мономаха святым. Причем память его Киев назначил на тот день, когда Москва празднует (тоже с недавних пор) память другого святого княязя – Дмитрия Донского.
А Суворов-то на этом фоне посвятее будет.
Кстати, Μονομάχος по гречески – гладиатор. Мономах буквально - единоборец. Тот, кто борется не в строю, а в одиночку. Один в поле воин. Позже таких воинов называли егерями, снайперами, диверсантами. А «шапка Мономаха» это «шлем гладиатора».