Тайны Большого театра. Главная русская сцена в огне
Ровно на этой неделе, но почти 200 лет тому назад состоялось торжественное открытие Большого театра в Москве. Однако сам театр был основан ещё 28 марта (17 марта) 1776 года. С того дня главная театральная площадка столицы столкнулась с множеством таинственных и необъяснимых событий. Царьград вспомнил все тайны Большого театра, прошедшие сквозь века.
Злоключения театра
Годом рождения Большого театра принято считать 1776-й – именно тогда известный меценат, московский прокурор князь Пётр Урусов получил от Императрицы Екатерины II величайшее дозволение содержать "театрального всякого рода представления, а также концерты, воксалы и маскарады". Урусовым в Москве была создана первая постоянная труппа, организованная из актёров – воспитанников Московского университета и крепостных.
Первоначально театр не имел самостоятельного здания, и спектакли ставились в частном доме Воронцова на улице Знаменке. Однако Урусов довольно быстро осуществил план строительства отдельного театра. Тут-то и начались трагичные события в судьбе Большого. Ещё до открытия первое здание театра сгорело.
https://vk.com/video-75679763_456252997
Огорчённый князь передал дела по ведению театра своему компаньону, английскому предпринимателю Майклу (Михаилу) Меддоксу. Именно под руководством последнего по проекту архитектора Христиана Розберга в 1776–1789 годах был построен Большой Петровский театр. Своё название он получил благодаря улице Петровке, на которой был построен. Репертуар этого первого профессионального театра в Москве составили драматические, оперные и балетные спектакли.
Однако и Меддокса постигли неудачи – при постройке он выбился из сметы на 50 тысяч рублей серебром и влез в долги. Из-за этого театр был передан в казну, что в итоге позволило ему получить звание императорского.
Петровский театр Меддокса простоял 25 лет, а 8 октября 1805 года здание снова сгорело.
Возродившийся из пепла
Восстановить театр решился Карл Росси. Он воздвиг деревянное здание на Арбатской площади. Территорию вокруг театра благоустроили, площадь вымостили.
Но в 1812 году очередная трагедия – театр снова сгорел. В этот раз причина не была тайной – при нашествии войск Наполеона спалили большую часть Москвы. Но русские, как известно, не сдаются. И здание снова перестроили.
В 1816-м Комиссия о строении Москвы снова объявила конкурс на постройку. При этом главным условием было использование обгоревшей стены театра Меддокса. Конкурс выиграл архитектор Андрей Михайлов, но его проект оказался слишком дорогостоящим. Доверили работу над театром прославившемуся реконструкцией Красной площади Осипу Бове.
Фото: Viktor Chernov/Russian Look/GlobalLookPress
В 1817 году Царю Александру I был представлен проект уже нового театра. Хотя и здесь не обошлось без приключений. Перед презентацией генерал-губернатору Москвы Д. В. Голицыну проект каким-то образом бесследно исчез. В итоге Бове пришлось срочно готовить новые чертежи.
В начале 1820-х, согласно замыслу Бове, Петровская площадь (ныне Театральная) была полностью перестроена в стиле классицизма, и в 1824 году наконец было построено здание Большого театра, которое послужило образцом для строения, которое сегодня все знают.
В те времена великолепное восьмиколонное здание в классическом стиле и с колесницей мифического Аполлона над портиком, декорированное внутри в красно-золотых тонах, признавалось современниками лучшим театром в Европе, уступающим разве что масштабному "Ла Скала". Отпраздновали открытие в 1825 году постановкой "Торжество муз". Сюжет аллегорически рассказывал, как гений Росси объединился с музами и из руин театра Меддокса построил новый. Новое здание москвичи прозвали "Колизей", а проходившие на сцене спектакли неизменно имели успех.
В шаге от катастрофы
Вскоре драма была вытеснена оперой и балетом. В 1842 году состоялись московские премьеры одних из главных русских опер: "Жизнь за Царя" и "Руслан и Людмила".
Но всего через 11 лет театр опять постигло несчастье – и снова пожар. До сих пор неизвестно, из-за чего началось возгорание, однако боролись с ним трое суток. Погибли уникальные нотные тетради, произведения и костюмы, хранившиеся в театре. Разрушено было и само здание.
Восстановить его удалось к 1856 году – к коронации Александра II. За проект взялся архитектор Альберт Кавос. Именно ему Большой обязан своей уникальной акустикой. Оптимальным Кавос считал устройство зрительного зала по принципу музыкального инструмента, для этого архитектор предложил использовать много дерева. Ему пришлось выдержать немало баталий и с современниками-архитекторами, и с пожарными. Все слишком хорошо помнили трагическую череду пожаров, преследующую театр.
Фото: Valery Lukyanov/RussianLook/GlobalLookPress
Однако Кавос настоял на своём: деревянными стали дека плафона, дека пола партера; стенные панели создали из резонансной ели. Кроме того, увеличилась высота театра и изменилась форма зала. Последний был сужен к сцене. Погибшую в пожаре тройку Аполлона заменили бронзовой квадригой работы Петра Клодта.
Свой облик здание меняло при реконструкциях ещё несколько раз и приобрело современный вид к концу XIX века. Сцена Большого прославилась на весь мир. На ней свои триумфы переживали великие русские композиторы, певцы, балерины, актёры. Но самому театру предстояло пережить ещё ряд трудных событий. В 1920 году вся полуциркульная стена зрительного зала осела прямо во время спектакля, двери заклинило, и зрителей пришлось эвакуировать через барьеры лож. Причиной стали прогнившие сваи фундамента.
В шаге от катастрофы театра оказался после революции. Тогда он стал просто Государственным Большим театром, но коммунисты выступали за полную его ликвидацию. Большому удалось уцелеть благодаря тому, что его закрытие сочли "хозяйственно нецелесообразным".
В октябре 1941 года, во время Великой Отечественной войны в здание театра попала бомба. Его реконструировали несколько лет. Однако уже к 1990-м годам здание крайне обветшало, его износ оценивался в 60%. Театр пришёл в полный упадок. Из-за многочисленных перестроек на протяжении всей своей истории сваи фундамента оказались на разных уровнях, на стенах появились трещины, фасады пришли в аварийное состояние, а колонны отклонились от вертикали до 30 см.
В 2005 году историческое здание Большого театра было закрыто на реконструкцию. Сегодня гордость России – Большой академический театр полностью восстановлен, и в нём снова звучат произведения великих русских и зарубежных классиков, а артисты со всего мира мечтают оказаться именно на этой на сцене.
Фото: Natalya Loginova/RussianLook/GloballookPress