Самый результативный польский снайпер
Перечень самых результативных снайперов истории включает в себя в основном солдат разных стран периода Второй Мировой войны, и поляков в нем, считай, нет - в силу специфики этой войны для Польши. Не случилось там возможности для поляков как-то особенно прославиться...)
Но тем не менее результативные снайперы в истории польского государства есть. Один из них - некто Станислав Муховецкий, 1599 г.р., иезуит и по совместительству даже ксендз. На его счету - более 200 врагов только за период одной осады.
Только вот это - осада Збаража казаками Богдана Хмельницкого. 1649 год...)
...С той башни стрелял чаще всего иезуит ксендз Муховецкий, наш украинец из Переяславльской коллегии, который был прекрасным стрелком и владел хорошим ружьем, изготовленным в Вильно. За время осады, согласно всеобщему мнению, этот ксендз убил 215 казаков и татар из своего ружья.
(с) "Досье 1649 под Збаражем Новым или, скорее, дневник в июле месяце за регименту пана Анджея Дамбровского Фирлея, кастеляна бельского, и... (Далее идет большой список польских панов каштелянов)".
Цитируется по:"Военные отношения первых лет польско-казачьих боев в период восстания Богдана Хмельницкого во время действия в "Огнем и мечом", Варшава, 1999 г.
Другой польский источник, относящийся к 1668 году, когда восстание Хмельницкого было еще совсем свежо в польской памяти, говорит так:
...На казацкой войне во время осады наших в Збараже (1649) только один солдат, сведущий в данном искусстве, (если ты хочешь знать его имя, звался он Муховецким, был монахом ордена иезуитов и находился в нашем обозе как спутник одного духовного лица), убил выстрелами из мушкета 204 казаков (поскольку сражались с казаками и татарами). Он не обращал внимания на тех, кто шел прямо на него, только тогда готовясь к выстрелу, когда какой-нибудь казак или татарин в своей примитивной дерзости подходил ближе к укреплениям или, отличаясь среди иных своим воинским званием, шел перед хоругвями. Такого он брал на мушку и приговаривал к смерти. А кроме того, он до такой степени овладел стрелецким искусством, что, целясь из укрытия, попадал пулей не просто в человека, а в любую увиденную им незащищенную часть тела. Когда он убил первые 10 человек, так быстро по всему войску разнеслась слава о его меткости, что сразу же рядом с ним встали солдаты, желая увидеть, правда ли это, и с огромным интересом смотрели на каждый выстрел, считая головы павших.
(с) Анджей Максимилиан Фредро. Польский историк, публицист и государственный чиновник, живший в 1620-1679 гг.
Этот ксендз-иезуит сейчас и считается самым результативным снайпером за всю историю Польши. Непрост был дядя, ох непрост...
Кстати, ничего принципиально невозможного в таком деле нет. "Винтовальные ружья", бившие гораздо дальше и точнее обычных гладкоствольных мушкетов, в то время уже существовали. Скорее всего, именно нарезной мушкет у ксендза и был. Вашему покорному слуге попадались упоминания о некоем французском, например, мушкетере, за которым числилось около 100 врагов, ухлопанных также во время осады, и отнюдь не шпагой, а как положено - из огнестрельного оружия.
Ксендзу Муховецкому, стрелявшему из-за крепостной стены, к тому же явно не приходилось учитывать "контрснайперскую" стрельбу и вести дуэли со вражескими снайперами. В условиях, когда большинство противников вооружено гладкоствольным оружием с дальностью эффективного боя около 100-120 м (а на практике - обычно гораздо меньше), человек с винтовкой чувствует себя едва ли не королем...