Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019
Февраль 2019
Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022
Апрель 2022
Май 2022
Июнь 2022
Июль 2022
Август 2022 Сентябрь 2022
Октябрь 2022
Ноябрь 2022
Декабрь 2022
Январь 2023
Февраль 2023
Март 2023
Апрель 2023
Май 2023
Июнь 2023
Июль 2023
Август 2023
Сентябрь 2023
Октябрь 2023
Ноябрь 2023
Декабрь 2023
Январь 2024
Февраль 2024
Март 2024
Апрель 2024
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Поиск города

Ничего не найдено

За что карпатороссам отомстили Талергофом

0 756

Аферист из «Одноклассников» или жертва обстоятельств? Почему 10 женщин подали иск к Сергею Богачеву

Жителя Тернопольщины осудили за то, что он пересылал знакомой порно

Какой церковный праздник сегодня, 21 сентября 2023 года, отметят православные христиане, история, традиции, суть, житие святых

После ремонта новгородской школе присвоят имя дважды Героя Советского Союза Ивана Черняховского

Фрагмент галицкой Пасхальной открытки примерно 1990 года

Первый опыт украинизации Галичины закончился провалом

Известный политолог и религиовед Яна Амелина как-то открыла мне, что в Фомино воскресенье отмечается память узников Талергофа. Почему именно в этот день, сейчас уже неизвестно – установили его старые талергофцы ещё до Второй мировой войны. Понятно, что сейчас никого из них уже не осталось... Но традицию сохраняли в львовской русской школе № 45. Пока это не стало опасно для жизни и здоровья руководства школы (ныне лицея).

К этому дню в прошлом году мы начали серию публикаций о том, что предшествовало геноциду подкарпатских русинов. Сначала вспомнили русинское возрождение времён «Весны народов» в Австрийской империи середины XIX в. Затем описали, как в попытках вытравить общерусское чувство карпатороссов австрийцы с поляками придумывали рутенство и младорутенство. Первая «теория» гласила, что подкарпатские русины – совершенно отдельная от русских нация. Вторая – что отдельными от русских являются карпатороссы вместе с малороссами. Но и это, несмотря на админресурс, не удалось насадить в коренном населении края.

В противовес во Львове возникло Общество имени Пушкина. Интеллигенция несла томики Пушкина в народ, сельские общины ставили Александру Сергеевичу памятники. По всей Галичине проводились Дни русской культуры. После разгрома в России польского Второго восстания, когда в Австрии был объявлен траур по погибшим повстанцам, русины устроили грандиозный «русский бал» в честь победы.

Вместе с тем с крахом в России польского восстания 1863 года в Европу хлынули свежие, заряженные ненавистью, русофобские силы. Они-то и надоумили австрийцев заменить латиноязычный этноним «рутены» на этнохороним (обозначение жителей определённой местности) «украинцы». И если ранее украинцами назывались просто жители окраины вне зависимости от национальности (в т. ч. те же поляки), то теперь ими следовало называть исключительно малороссов и карпатских русинов.

Выходившие в австрийской Галиции польские издания хором принялись призывать польское общество и в Малороссии приложить усилия к созданию новой самостоятельной народности в противовес «москалям». «Тогда погибель России неминуема, – уверяла газета «Праця» («Деятельность»). – …Погибнет Москва, и Европа может быть спокойна».

Однако до погибели Руси далеко было даже на дальних её рубежах. Сегодняшний руководитель пресс-службы УПЦ (МП) Василий Анисимов, несмотря ни на какие политические веяния и перипетии, продолжающий отстаивать на Украине историческую оправданность понятия «Русский мир», обращает внимание на его употребление в Галиции XIX в.: «Австро-венгерские галичане, создавая в 1870 году партию «Русска Рада», обращались к народу через львовскую газету «Слово»: “Мы не можем далее отделять себя китайской стеной от наших братьев и отвергать языковые, литературные и религиозные связи, соединяющие нас со всем русским миром. Мы больше не русины 1848 г., мы настоящие русские».

Отблеск этого подъёма отражён в рассказе львовянина Леопольда фон Захер-Мозоха «Наш депутат» (Unser Deputirter), опубликованного в 1875 г. в Лейпциге: «Излишне её муж указывал на то, что русские крестьяне должны голосовать только за русского. “Разве мы не русские по происхождению? – недоумевала она. – Точно так же, как наши семьи стали поляками под властью Польши, мы можем снова стать русскими теперь, когда в Галиции так сильно расцветает русская национальность. Да, Камилл, ты должен первым вернуться к языку твоих отцов”. Пан Камилл почесал в затылке. “Но я не знаю языка своих отцов”. “Это пустяки… Сегодня же я выпишу тебе русскую азбуку, грамматику и словарь из Львова, отныне ты будешь ходить казаком, а я в русском уборе, мы будем со всеми здороваться, и для твоего избрания больше не будет препятствий”».

«Русь Австрийская» возвращалась и к православным корням. В 1881 г. жители села Гнилички Збаражского уезда (ныне – одноименного района Тернопольской области) объявили о намерении заполучить православного священника. И хотя Австро-Венгрия декларировала право на свободу вероисповедания, прецедент перехода униатской общины в православную церковь стал для Вены громом среди ясного неба.

Последовала волна обысков, допросов и арестов среди деятелей русского движения Галиции. В тюрьму бросили и известнейшего из них – униатского служителя Ивана Григорьевича Наумовича, благословившего крестьян с. Гнилички на смену исповедания. И пусть не все благословленные Наумовичем крестные ходы карпатороссов в Почаевскую лавру были ещё православными (а на великие праздники их прорывалось из Австро-Венгрии до 400), он неизменно подчёркивал, что идут крестоходцы к своим православным истокам. На службах в Почаеве галицкие, буковинские и подкарпатские русины слышали тот же церковнославянский язык, что звучал и в их храмах (униаты до сих пор не заменили ещё полностью язык своих служб мовой).

Прецедент требовалось срочно представить заговором. Было состряпано дело, вылившееся в первый судебный процесс против русофилов. Дело в том, что в 1881 г. во Львов прибыл из венгерской части империи выдающийся карпаторусский деятель Адольф Добрянский с дочерью Ольгой Грабарь. Этот приезд и увязали с антигосударственными настроениями в Гниличках. Власти придумали некую «организацию, имевшую целью возбуждение в Австро-Венгрии смуты и отделения от империи Галиции и Угорской Руси». Кроме Добрянского с Грабарь и Наумовича с сыном Владимиром были арестованы также редакторы черновицкой, станиславовской, коломыйской и львовских русинских газет Николай Огоновский, Аполлон Ничай, Исидор Трембицкий, Венедикт Площанский и Осип Марков, а также мещанин из Збаража Олекса Залуский и крестьянин из Гниличек Иван Шпундер.

В ходе слушаний единственный русин из защиты (остальные были поляками) был отстранён от участия в суде. Особый упор следствием делался на то, что обвиняемые заявляли о единстве русинов с остальными русскими. Но никто от этого и не отрекался. «Что Русь делится на части, ещё ничего не значит – она всегда составляет одну целость, как Великая и Малая Польша составляют одну Польшу», – открыто заявлял на суде редактор львовской газеты «Слово» Венедикт Площанский.

Существование организации так и не доказали («доказательства» вины оказались настолько нелепыми, что выступления прокурора вызывали гомерический смех аудитории), поэтому обвинительный приговор вылился в короткие сроки для главных обвиняемых (от 3 до 8 месяцев заключения). Наумович, правда, был отлучён папой от «церкви».

Подсудимые столь уверенно чувствовали себя на суде, потому что уже были «подкованы» трудом карпаторусского просветителя, историка, литератора Александра Духновича (1803-1865) «Истинная история карпато-россов… » (рукопись помечена 1853 годом).

Истинная история карпатороссов

Истинная история карпатороссов

За подобные произведения Александр Васильевич до конца своих дней находился под полицейским надзором. Но не уставал взывать и к первым «украинским» мытцям: «Простите братья, не оскорбляю никого, но сказать должен я правду, что в тех ваших украинских повестях нет доброго вкуса… Чтоб идиотизмы галичанские, как то “що”, “певно”, “стосовати”, “доперо” и пр. оставить, ибо то в наших великую производят антипатию. Теми наполненную книжку наш русин не будет читать, а на "що" так сердится, что и слышать не хочет». Относительно насильственно введенной "украинской" орфографии Духнович указывал, что её «мужик не терпит».

Впрочем, создание мовы – отдельная тема, исчерпывающе раскрытая в выдающемся труде Александра Каревина «Русь нерусская». Отметим лишь, что украинизация, несмотря на мощную господдержку, шла с очень большим скрипом.

Общественные деятели, сплотившиеся в объединение «Русская рада» (галицкие украинофилы лишь в 1885 году образуют т. н. «Народну Раду»), заявляли в 1871 г. в своей программе: «Трехмиллионный народ наш русский, под скипетром австрийским живущий, есть одною только частью одного и того же народа русского, мало-, бело- и великорусского».

Эфемерность украинцев была осознаваема и Веной. Ещё в 1880 году на карте империи никаких «украинцев» не наблюдается.

Фрагмент этнографической карты региона

И это несмотря на два десятилетия «національно-просвітницької роботи».

Историк Александр Каревин приводит свидетельства писателя Всеволода Крестовского, служившего в конце 1880-х годов на приграничной с Буковиной и Галицией заставе: «Закордонные крестьяне, приходя иногда к нам, с большим участием и интересом расспрашивают, что делается “у нас” в России, и царя называют “нашим”, то есть своим царем. Когда же им напоминают, что у них есть свой цесарь, в Вене, они, ухмыляясь, отвечают, что это так только пока, до времени, а что истинный царь их сидит в России, в Москве. Замечательно, что про Петербург никто из них никогда не поминает, как точно бы они и не знают о его существовании, но Киев и Москву знают решительно все и считают последнюю своею истинною столицею».

Примерно тогда же виднейший деятель украинского движения Драгоманов, описывая настроения угрорусов, также признал «мечтание» о том, «чтобы нас забрала Россия».

О том в 1917 г. напоминал Грушевскому и профессор Н.А. Линниченко: «Лет около тридцати тому назад я довольно долго проживал во Львове, работая в тамошних архивах и библиотеках. Приносит мне однажды самовар дворник, переминается с ноги на ногу, очевидно, желая меня о чем-то спросить, и наконец спрашивает по-польски: “Вы русский?”  – “Да”. –“Я тоже русский” (в русской Галиции население не знает названия “Украина”, “украинец”, а называет себя русскими, веру свою – русской). - “Отчего же ты говоришь со мной по-польски, если ты русский?” – “Я уже забыл русский язык”. Помолчав немного, русский, забывший свой родной язык, вдруг огорошивает меня неожиданной фразой: “Вот хорошо бы было, если бы была война”. – “Зачем тебе война?” – “… лучше было бы, если бы нас взяла Россия"».

О том, что москвофильство «охватило» не только простой люд, но «почти всю тогдашнюю интеллигенцию Галиции, Буковины и закарпатской Украины», свидетельствовал в конце XIX в. и сам Грушевский.

Даже из самых завзятых украинофилов (т. н. «народовцев») тяжело было выбить русскость. Так авторы сегодняшнего неофициального гимна Украины «Боже великий, єдиний, Русь-Україну храни…» Лысенко и Кониский создавали его в 1885 г. как «молитву русских детей».

Видный этнограф Карпатской Руси конца XIX в. уроженец Буковины Г.И. Купчанко свидетельствовал, что и в 1990 г. в переписи населения Галиции отсутствовала графа «украинец».

Г.И. Купчанко - этносостав и говоры... (фрагмент)

Г.И. Купчанко. Этносостав и говоры... (фрагмент)

Однако в том же году в депутатской фракции Галицкого сейма «Русский клуб» происходит инспирированный властями переворот и не уполномоченный фракцией оборотень Романчук объявляет о наступлении «новой эры»: мол, с этого времени народ Галицкой Руси считает себя обособленным от остальной Руси и великороссов. Несмотря на то, что оратор так и не решился упомянуть об «украинцах», заявление послужило сигналом к новой волне украинизации, ставшей куда более системной и материально подпитываемой государством.

Об этой «новой эре» борьбы украинствующей Вены с Русским миром Галичины – в следующей нашей публикации.

Заглавная иллюстрация – фрагмент галицкой Пасхальной открытки примерно 1990 года


Читайте также

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я