Мы в Telegram
Добавить новость
< >
Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020
Ноябрь 2020
Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021
Май 2021
Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022
Апрель 2022
Май 2022
Июнь 2022
Июль 2022
Август 2022
Сентябрь 2022
Октябрь 2022
Ноябрь 2022
Декабрь 2022
Январь 2023
Февраль 2023
Март 2023
Апрель 2023
Май 2023
Июнь 2023
Июль 2023
Август 2023
Сентябрь 2023
Октябрь 2023
Ноябрь 2023
Декабрь 2023
Январь 2024
Февраль 2024
Март 2024
Апрель 2024
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Поиск города

Ничего не найдено

Золотой сентябрь на Украине. Мифы и реальность

В Тернопольской области препарат инсулин доступен в 94-х аптеках.

Утренние пробки составили 5 баллов в Подмосковье 25 апреля

16 февраля почти 27 населенных пунктов Тернопольщины будут без света

Золотой сентябрь на Украине. Мифы и реальность

Чья земля?

Вопрос, конечно, интересный, вот Галичина входила в состав Киевской Руси, была независимой в период её распада, потом, с 14 века, вошла в состав Польши, далее, после разделов Речи Посполитой, стала частью Австрии (королевство Галиции и Лодомерии), затем, с 1918 года – снова независимой (ЗУНР), и с 1921 года – Польша. Волынь прошла подобный путь, но была ещё удельным княжеством Великого княжества Литовского, а в состав Российской империи вернулась в 1796 году, и только по результатам Рижского мира стала снова Польшей. Западная Белоруссия – разговор отдельный, и тоже территориально сложный.

Что касается населения – от Польши оно было не в восторге. Вся разница – часть надеялась на Германию, и по типу же германского нацизма ставила на национализм и терроризм (ОУН Мельника и ОУН Бандеры), а часть рассчитывала на СССР, и симпатизировала КПЗУ и Сельробу. Единственным слоем населения на этих землях, который рассчитывал именно на Польшу, были осадники – польские военнослужащие, получившие лучшие наделы в землях, которые поляки называли Восточной Малопольшей или же Польшей Б. Но осадников ненавидело местное население, и трагедия Волынской резни (геноцид поляков Волыни ОУН б) вызвана именно этим движением, что его, понятно, не оправдывает, но, по крайней мере, объясняет.

Так что вопрос – чья Волынь, скажем, более-менее однозначен – конечно же, русская, и духовно, и ментально на тот момент. А вот Галичина сложнее – строго говоря, в составе Руси она провела всего два столетия, а вот польской была 700 лет. Но к Польше отношение там было резко негативным, а обещанный плебисцит поляки на этой территории не провели. И считать, что в 1939 году СССР оккупировал польские земли, может только очень наивный человек. Восточная Малопольша была польской колонией, захваченной из-за слабости РСФСР, УССР и ЗУНР в период распада Российской и Австрийской империй. Причём захваченной безо всяких оснований, просто потому как могли. А к 1939 году уже не могли не только захватывать, но и удержать.

«Удар в спину»


Ударила ли РККА в спину полякам, героически побеждающим Вермахт? Спросим у Черчилля:

«Хотя русские повинны в грубейшем вероломстве во время недавних переговоров, однако требование маршала Ворошилова, в соответствии с которым русские армии, если бы они были союзниками Польши, должны были бы занять Вильнюс и Львов, было вполне целесообразным военным требованием. Его отвергла Польша, доводы которой, несмотря на всю их естественность, нельзя считать удовлетворительными в свете настоящих событий. В результате Россия заняла как враг Польши те же самые позиции, какие она могла бы занять как весьма сомнительный и подозреваемый друг. Разница фактически не так велика, как могло показаться. Русские мобилизовали очень большие силы и показали, что они в состоянии быстро и далеко продвинуться от своих довоенных позиций. Сейчас они граничат с Германией, и последняя совершенно лишена возможности обнажить Восточный фронт.»

Или, скажем, у лорда Керзона, который ещё за два десятка лет до нарисовал границу, более чем совпадающую с границами 1945 года.


Одним словом, англичане «за». Да и какой удар в спину, если польское правительство бежало в Залещики на границе с Румынией и уже неделю как, на дату 17 сентября, вело переговоры о бегстве во Францию, армия потеряла управление и бежала кто во что горазд (героизм был, ту же Варшаву поляки долго обороняли, но это в целом не отменяло катастрофу), а немцы уже взяли Брест-Литовский и осадили Львов? Последний, между прочим, крупный город до самой советской границы. Не в спину это был удар, а та самая реалполитик, лучше встречать немцев возле Львова и Бреста, чем Киева и Минска. Лучше присоединить украинцев к Советской Украине, а белорусов – к Белоруссии, чем передать немцам. И Пакт Молотова-Рибентропа здесь ни при чём, по пакту граница была совсем другая, ну и выполняли мы его своеобразно.

Немцы первый раз обратились к СССР ещё 5 сентября – пора, мол, пакт исполнять, и узнали, что мы не готовы. И снова обратились, и снова неготовые, и снова... И только когда Польское государство перешло в разряд бывших, а под угрозой оказались территории, населённые украинцами и белорусами, только тогда товарищ Ворошилов отдал приказ, а товарищ Потемкин вручил польскому послу ноту, которую тот брать не хотел, ибо о местонахождении правительства знал, а Министр иностранных дел был позавчера в Кременце, кому её передавать-то?

Реакция населения


«1 сентября 1939 года.
За войну знало все село. Украинцы радовались. Поляки плакали... Украинских хлопцев взято в армию мало-мало... Начались издевательства над немцами и украинцами. Многие из них замучены или расстреляны…

17 сентября 1939 года.
Это исторический день в жизни Западной Украины, а может и всей Украины. В 10.00 утра распространилась по селу весть, что Советское правительство приказало РККА перейти границу и освободить «единокровных братьев» из польского ярма, защитить жизнь украинцев и белорусов. Эта новость всех обрадовала, потому как озлобленные осадники и солдаты нападали на села, жгли, грабили, убивали…

18 сентября 1939 года.
...Молодежь строит триумфальную арку. Все объединились – коммунисты, и не коммунисты…»

Написал это не коммунист, а самый что ни на есть бандеровец – священник Максим Федорчук с Волыни в своём дневнике, опубликованном в книге украинского националиста Сергиенко. С триумфом встречали, потом с триумфом же избрали депутатов Народного собрания, и с триумфом же голосовали за вхождение в состав СССР. А чего бы нет? Судя по воспоминаниям Федорчука, бравые жолнежи воевали с крестьянами, а потом:

«Потом нас погнали пешком в Ровно. Как сейчас помню: когда мы проходили по городу, во многих местах, в основном на еврейских лавчонках, висели узкие красные флаги. Было ясно видно, что это польские флаги, от которых оторвана верхняя часть. Еврейки и украинки выплёскивали на нас нечистоты, крича: «Конец вашему польскому государству».»

По примеру Генриха Гожеховского, офицера Войска Польского, просили усилить охрану от вчерашних польских граждан. Вот почему так? Почему порвали польские флаги и костерили проходящих польских пленных?

«Дошло до того, что в Бурштыне польские офицеры, отправленные корпусом в школу и охраняемые незначительным караулом, просили увеличить число охраняющих их как пленных бойцов, чтобы избежать возможной расправы с ними населения.»

Может, населению не нравилась полонизация школ? А может, запрет принимать на госдолжности православных и не владеющих польским? А может, обнищание крестьян и засилье осадников? А может, концлагерь Береза-Картузская, где держали и коммунистов, и националистов? А может, пацификации (карательные акции Войска Польского в деревнях)? Как бы там ни было – Освободительный поход удался, и был воспринят местным населением именно как освобождение. Что было потом – разговор другой, было по-разному, в 1944 году нашу армию встречали не только бандеровцы, но и местные активисты, вступавшие в истребительные батальоны. Но никто о Польше не говорил и стать Польшей не мечтал. Как раз это и не обсуждалось, причём не обсуждалось даже поляками.

А вот нынешняя Украина родилась именно 17 сентября 1939 года, когда к землям исторических Малороссии и Новороссии (Южного края) присоединили пять областей Волыни и Галичины. И дату эту надо воспринимать адекватно – как выполнение интернационального долга (в случае Галичины в ущерб себе) и создание той Советской Украины, из которой родилась и Украина независимая. И это правда, а нравится она кому или нет... Истории на это уже всё равно, прошлое уже было и его не изменить.
Автор:
Роман Иванов

Читайте также

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я