Князь Владимир Святославич - Языческое правление.
Князь Владимир Святославич - Языческое правление.
Согласно Повести временных лет Владимир среди сыновей Святослава был третьим по старшинству после Ярополка и Олега[22]. Наставником и воеводой юного Владимира в Новгороде стал Добрыня.
Добрыня Никитич, фрагмент картины «Богатыри»
Иггдрасиль — мировое дерево в германо-скандинавской мифологии
рассказывают о том, как будущий король Норвегии Олаф I Трюггвасон
Олав I Трюггвасон
провёл детство и юность в Новгороде. Мать Олафа, Астрид, бежала от убийц мужа Трюггви Олафссона
в Новгород к конунгу Вальдемару (Владимиру), у которого служил её брат Сигурд, но по дороге она с ребёнком была захвачена разбойниками в Эстонии. Сигурд, собирая налоги в Эстонии по повелению Владимира, встретил случайно Олафа и выкупил его из рабства. Олаф рос под покровительством Владимира, позже был взят в дружину, где пользовался популярностью среди воинов[23].
Приход на киевский престол
После гибели в 972 году князя Святослава
Киевом управлял Ярополк.
Ярополк Святославич
В 977 году разгорелась междоусобная война между Ярополком и его братом Олегом. В 975 году охотившийся в древлянских землях сын воеводы Свенельда Лют был убит Олегом. В ответ Свенельд призвал Ярополка начать войну с братом, что тот и сделал; во время похода Ярополка Олег погиб, а Владимир при этом известии «убояся, бежа за море» — в варяжские земли. Набрав там войско, он вернулся в Новгород,
выгнав посадника Ярополка[24].
Владимир захватил перешедший на сторону Киева Полоцк,
Полоцк. Спасский монастырь.
перебив семью правителя города князя Рогволода,
причем по совету своего дяди ДобрыниВладимир сначала изнасиловал будущую супругу Рогнеду
на глазах её родителей, а затем убил её отца и двух братьев[25][26][27]. Княжну Рогнеду, просватанную прежде за Ярополка, он насильно взял в жёны[28]. Именно отказ Рогнеды на сватовство Владимира и вызвал его месть: княжна считала недопустимым выйти замуж за сына наложницы, коим был Владимир. Её слова «не хочу розути робичича» («не хочу разувать раба») согласно славянскому обычаю разувания супруга[29] сильно унизили Владимира и Добрыню, так как намекали на статус матери Владимира (сестры Добрыни).
Затем с большим варяжским войском и новгородской дружиной осадил Киев, где заперся Ярополк. По версии летописи воевода Ярополка Блуд, подкупленный Владимиром, заставил Ярополка бежать в маленький городок Родень, запугав мятежом киевлян. В Родне Владимир заманил Ярополка на переговоры и приказал двум варягам поднять «его мечами под пазухи».
Убийство Ярополка. Худ. Б. А. Чориков.
Беременную жену Ярополка, бывшую греческую монахиню[30], Владимир взял в наложницы.
Когда варяжское войско потребовало себе за службу дань с киевлян, Владимир обещал им, но через месяц отказался, а варягов отослал на службу в Константинополь с советом византийскому императору развести тех по разным местам. Часть из варягов Владимир оставил себе для управления городами.
По летописи Владимир вокняжился в Киеве в 980 году. Согласно самому раннему Житию Владимира монаха Иакова(«Память и похвала князю Владимиру», 2-я половина XI века) это случилось 11 июня 978 года.
Из ряда хронологических соображений кажется более вероятной дата 978, а дата 980 получена, видимо, при вторичной расстановке годовой сетки в летописи путём неправильного пересчёта. Так летописец упомянул[31] о 37 годах правления Владимира, что также указывает на 978 как год прихода Владимира к власти.
Новый князь киевский принял меры к реформации языческого культа. Воздвиг в Киеве
Капище
с идолами шести главных богов славянского язычества
(Перуна,
М. Пресняков. Один из наиболее известных богов славянского пантеона
Поклонение СТРИБОГУ у Московитов (рисунок из книги Шлейзинга) - (это изображение СТРИБОГА
Семаргла и
без Велеса), также есть сведения, что князь практиковал человеческие жертвоприношения богам[33]. Так как есть косвенные сведения о симпатиях прежнего князя Ярополка к христианской вере и его контактах с латинским Западом, то весьма вероятно предположение о языческой реакции при Владимире, то есть борьбе с ранее утверждавшимся в Киеве христианством. Археологическим подтверждением этого может служить находка на месте Владимирова пантеона остатков каменного строения со следами фресковой живописи — по всей видимости, существовавшей при Ярополке церкви. Во время гонений в Киеве погибли одни из первых христианских мучеников на Руси — варяги Фёдор и Иоанн.
Убийство Феодора Варяга и сына его Иоанна. Радзивиловская летопись
Повесть временных лет так передаёт образ жизни Владимира до крещения:
Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны […], а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц.
Некоторые историки видят в подобном описании (нехарактерном для житий святых) попытку провести сравнение Владимира с библейским царём Соломоном[34].
Соломон и царица Савская на фреске Пьеро делла Франческа из базилики Сан-Франческо
В самом тексте «Повести временных лет» содержится следующее: «Бѣ бо [Владимир] женолюбець, яко же и Соломанъ, бѣ бо, рече, у Соломана женъ 700, а наложниць 300 <…> Мудръ же бѣ [Соломон], а наконець погибе; се же бѣ невѣголос, а наконець обрѣте спасенье». Таким образом проводится идея о спасении «женолюбца» Владимира, путём принятия христианства, в отличие от Соломона, оставшегося язычником[35].
Православные источники утверждают, что после крещения князь освободил от супружеских обязанностей всех бывших языческих жён. Рогнеде
Покушение Рогнеды на Владимира. Б. А. Чориков. 1836. Гравюра.
он предложил выбрать мужа, но она отказалась и приняла монашеский постриг[36][37].