Мы в Telegram
Добавить новость
< >
Апрель 2015
Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019
Февраль 2019
Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено

Война и мир: как христианину примириться с теми, у кого другая позиция?

0 425

В Пензе на 53 пешеходных переходах установят камеры видеофиксации

В Тернополе библиотека отказалась выдать книги мальчику-переселенцу, назвав его «чужим» в городе

Институт СТЭИ при поддержке Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы реализует проект "Вода Москвы"

В Пензе на пешеходных переходах появится контрастная подсветка

Мы поговорили со священником о том, как найти опору в своем прошлом, в истории страны и опыте Церкви.

Протоиерей Владимир Вигилянский

Протоиерей Владимир Вигилянский – настоятель храма мученицы Татианы при МГУ и храма святителя Василия Великого в селе Зайцеве Московской области. Родился в 1951 году в Тернополе. Окончил Литературный институт имени А.М. Горького. Работал в Государственном институте искусствознания, журналах «Огонек» и «Русская виза», газетах «Нью-Йорк Таймс» и «Московские новости», возглавлял факультет журналистики РПУ. В 2005-2012 гг. – руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси. Член Союза российских писателей и Союза журналистов России.

Как быть в мире с теми, кто думает иначе, чем ты?

Разные точки зрения на нынешние военные события, на мобилизацию, на то, уезжать из страны или оставаться в ней, сегодня разделяют супругов, родителей и детей, прихожан одного храма. Как не осуждать (чтобы не сказать, ненавидеть) тех, у кого другая точка зрения и другие жизненные выборы?

– В христианском сообществе ненависть и агрессия, как в отношении отдельных личностей, так и в отношении групп людей, недопустимы. Враг Христов – это отнюдь не грешный человек, каковыми мы все являемся. Это тот, кто умышленно противится Богу и Его Церкви, кто хулит Его, насмехается над Ним. Это диавол.

Я бы посоветовал начать с того, чтобы посмотреть на это из глубины собственного опыта и из жизни окружающих нас людей. Каждый человек сталкивался с семейными раздорами – мужа с женой, детей с родителями, брата с сестрой, где каждая сторона конфликта основывается на реальных фактах, памятью о нанесенных обидах, несправедливых словах, на грубом поведении антагониста.

Семейные «войны» часто затягиваются в такие узлы, которые при постоянном натяжении невозможно распутать. Но если набраться терпения и начать расслаблять нити с двух сторон, то иногда узел можно развязать.

Как говорил апостол Павел, «Если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6, 1-2).

Без желания идти на компромиссы враждующие меж собою люди не могут сдвинуть конфликт с мертвой точки.

Я предлагаю людям, которые находятся в конфликте, начать молиться друг о друге, как заповедовал нам Христос: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф. 5: 43-45). Затем пройти таинство Исповеди – ведь не бывает такого, чтобы один человек не был виноват перед другим. Бывает очень важным, если священник найдет исток начала вражды. Так постепенно можно и распутать затянутый узел отношений.

– А как настоятель храма вы прикладывали какие-то усилия к тому, чтобы уберечь прихожан от раздоров на почве отношения к происходящему?

– В храме, где звучит Слово Божие, где происходит бескровная жертва – Евхаристия, где пастыри призывают прихожан к покаянию, нет места политическим спорам, партийным распрям, призывам к социальным недовольствам. Всё это приводит к смуте, хаосу, к гражданским войнам.

Даже в самые тяжелые времена в русской истории – во времена междоусобиц и военных набегов на Русь иноплеменников – епископы и некоторые князья призывали народ к покаянию. Например, в Ипатьевской летописи говорится: «Вот так Бог, казня нас за грехи наши, привел на нас поганых не для того, чтобы порадовать их, а нас наказывая и призывая к покаянию, чтобы мы отрешились от своих дурных деяний. И наказывает нас набегами поганых, чтобы мы, смирившись, опомнились и сошли с пагубного своего пути».

В Интернете, как кажется, чаще, чем в реальности, разгораются ожесточенные споры. Там же люди ищут аналитику и подробности и часто лишь больше запутываются. Как сейчас вести себя в Сети, чтобы не повредиться умом и душой?

– Советую прислушаться к словам святого апостола Павла: «От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры» (Тим. 2, 23).

Лучше сказать собеседнику, что ты не хочешь обсуждать то, что разделяет людей, но готов говорить о том, что объединяет.

Как найти правду, когда непонятно, на чьей она стороне?

Черно-белое фото о.Владимира Вигилянского
«Было бы наивно думать, что чье-то даже весьма компетентное мнение может помочь приобрести твердую общую позицию в современной ситуации»

Сейчас много говорят, что у всех своя правда, свое понимание справедливости. Как христианину выбрать, на чьей стороне быть? И как найти Божью правду, которая по определению одна?

– Я читал, что до революции в словарях слово «истина» всегда употреблялось в единственном числе, а слово «правда» допускало множественное число. Впрочем, в Священном Писании «правда Божия» является синонимом Истины. Со «справедливостью» дело намного сложнее.

Справедливость Ветхого Завета не идентична справедливости Нового Завета, где царствует понятие любви. Известно высказывание преподобного Исаака Сирина: «Никогда не называй Бога справедливым. Если бы Он был справедлив, ты давно был бы в аду. Полагайся только на Его несправедливость, в которой – милосердие, любовь и прощение».

Было бы наивно думать, что чье-то отношение к происходящему (это относится даже к весьма компетентному мнению) может помочь приобрести твердую общую позицию к современной ситуации.

Советую научиться дистанцироваться от разного рода мнений и интерпретаций фактов. СМИ, участвующие в информационном противостоянии, приучили нас к тому, что объективных фактов нет. Большинство их прошли через идеологическое сито и специфический отбор. Некоторые факты как бы безупречны, но если их лишить ситуативного контекста, то они могут противоречить реальному положению дел.

В контексте нынешней ситуации, связанной с военными действиями, советую православным христианам прочитать восьмую главу «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» под названием «Война и мир». Она начинается так: «Война является физическим проявлением скрытого духовного недуга человечества – братоубийственной ненависти (Быт. 4. 3-12).

Войны сопровождали всю историю человечества после грехопадения и, по слову Евангелия, будут сопровождать ее и далее: «Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть» (Мк. 13. 7). Об этом свидетельствует и Апокалипсис, повествуя о последней битве сил добра и зла при горе Армагеддон (Откр. 16. 16).

Земные войны суть отражение брани небесной, будучи порождены гордыней и противлением воле Божией. Поврежденный грехом человек оказался вовлечен в стихию этой брани. Война есть зло. Причина его, как и зла в человеке вообще, – греховное злоупотребление богоданной свободой».

Также в этой главе говорится о традиции западного христианства, восходящей к книге блаженного Августина «О граде Божием», где даются определения «справедливой войны»:

«Войну следует объявлять ради восстановления справедливости; войну имеет право объявить только законная власть; право на использование силы должно принадлежать не отдельным лицам или группам лиц, а представителям гражданских властей, установленных свыше; война может быть объявлена только после того, как будут исчерпаны все мирные средства для ведения переговоров с противной стороной и восстановления исходной ситуации; войну следует объявлять только в том случае, если имеются вполне обоснованные надежды на достижение поставленных целей; планируемые военные потери и разрушения должны соответствовать ситуации и целям войны (принцип пропорциональности средств); во время войны необходимо обеспечить защиту гражданского населения от прямых военных акций; войну можно оправдать только стремлением восстановить мир и порядок».

Как не опустить руки, когда твои усилия, кажется, ничего не решают?

Черно-белое фото о.Владимира Вигилянского
«Несколько лет назад в одной из соцсетей я опубликовал известную молитву о врагах святителя Николая Сербского. Был весьма удивлен, что многие мои читатели переопубликовали эту молитву на своих личных страницах»

– Иногда кажется, что сколько ни работай над собой, никакие твои верные слова, действия, молитвы ничего принципиально не изменят: не остановят войну, не прекратят гибель людей, не смягчат миллионы ожесточённых сердец. Многие разочаровались и в «теории малых дел», о которой вновь заговорили в последние годы. Что вы на это скажете?

– Мы помним, что изначально теория «малых дел», придуманная русским народническим движением, оказалась не только недолговечной, но и тупиковой.

В этом вопросе очень четко обозначена черта, которая разделяет жизненные цели людей. Безрелигиозное сознание удовлетворяется своим социальным служением, которое само по себе прекрасно.

А если человек не видит немедленных результатов своего служения, то впадает в ступор, а то и в уныние. Но христианин должен стараться всё делать ради Бога.

Не случайно в Евангелии упоминается «небесные житницы» (Мф. 13, 30), которые наполняются ангелами. Этим небесным житницам противопоставлены житницы земные.

Мы призваны молиться о врагах. Сейчас это как никогда актуально, но часто кажется, что такое под силу только святым. Вы встречали обычных людей, которые молились о врагах?

– Я вижу, что, по крайней мере, такая потребность есть. Несколько лет назад в одной из соцсетей я опубликовал известную молитву о врагах святителя Николая Сербского. Был весьма удивлен, что многие мои читатели переопубликовали эту молитву на своих личных страницах. Думаю, она сегодня очень актуальна.

Молитва о врагах святителя Николая Сербского

«Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну.
Враги решительнее друзей толкают меня в объятия Твои. Друзья тянули меня к земле, враги разрушали все надежды мои на земное. Они сделали меня странником в царствах земных и ненужным жителем земли. Как преследуемый зверь быстрее находит себе убежище, чем непреследуемый, так и я, гонимый врагами, укрылся под покровом Твоим, где ни друзья, ни враги не могут погубить душу мою.
Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну. Они вместо меня исповедали перед миром грехи мои. Они бичевали меня, когда я сам жалел бичевать себя. Они мучили меня, когда я от мук бегал. Они поносили меня, когда я льстил себе. Они плевали в меня, когда я был горд собой.
Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну. Когда я считал себя мудрым, они называли меня безумцем. Когда я считал себя сильным, они смеялись надо мной, как над карликом. Когда я стремился быть первым, они теснили меня к последним. Когда стремился к богатству, они били меня по рукам наотмашь. Когда я собирался спать мирно, они будили меня ото сна. Когда я строил дом для долгой и тихой жизни, они разрушали его и изгоняли меня. Воистину, враги отлучили меня от мира и помогли рукам моим дотянуться до края одежд Твоих.
Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну. Благослови их и умножи, умножи и сильнее ожесточи на меня. Да будет бегство мое к Тебе безвозвратным. Да истают надежды мои на земное, как паутина. Да воцарится смирение в душе моей. Да станет сердце мое могилой близнецам злобным – гневу и гордости. Да соберу на небесах все сокровища свои. Да освобожусь навсегда от самообольщения, запутавшего меня в страшную сеть жизни призрачной. Враги открыли мне то, что немногим ведомо: нет у человека врагов, кроме него самого. Тот лишь ненавидит врагов, кто не познал, что враги не враги, но друзья взыскательные. Воистину, трудно сказать мне, кто сделал мне больше добра и кто причинил больше зла – враги или друзья. Посему благослови, Господи, и друзей, и врагов моих. Раб клянет врагов, ибо не ведает. Сын их благословляет, ибо ведает. Ибо ведает сын, что враги не властны над жизнью его. Потому ходит он среди них свободно и молится о них ко Господу.
Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну».

В современной жизни нет ни одной ситуации, которая бы в самых разных нюансах не было в нашей многострадальной истории. Знание нашей истории может помочь человеку понять современную жизнь, а метафизическое измерение дает ключ к пониманию того, что происходит сейчас.

Расхожая фраза о том, что «история учит, что она ничему не учит», нас, церковных людей, должна настораживать, с этим утверждением нельзя смириться.

Мы обязаны изучать и анализировать, к примеру, события русских революций, гражданской войны, унесшей жизни более 10 миллионов человек, видя в них предостережение от тех ошибок, которые вольно или невольно были совершены членами церковного сообщества в начале ХХ века. Мы не должны участвовать в «круговой поруке» лжи и ненависти, царствующих в наши дни.

Запись Война и мир: как христианину примириться с теми, у кого другая позиция? впервые появилась Милосердие.ru.


Читайте также

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я