Большой шанс для израильского кино
Мировая пандемия стала испытанием для мирового кинематографа. Пострадали все. Но в итоге одни адаптировались и стали сильнее, а другие — сметены с рынка. Если израильская сериальная индустрия уверенно держится среди первых, то вопрос с полным метром пока открыт.
6 июля стартует 74-й Каннский международный кинофестиваль. Как отмечают критики, «Канны-2021» вдвое важнее любого из фестивалей прошлых лет — как минимум, потому что проходят через два с лишним года после предыдущего, где торжествовали «Паразиты» Пон Чжун Хо. Копились фильмы, авторы которых терпеливо ждали момента премьеры, копились и ожидания. Результат — фестиваль насыщен громкими именами и долгожданными названиями.
На этом фоне впечатляет и израильское представительство: свежие работы на фестивале покажут сразу шесть режиссёров. Это — больше, чем представителей России, Швеции или Нидерландов.
В основной программе — Надав Лапид, обласканный в Европе и охаянный в Израиле после «Синонимов» (2019). За главную награду он поборется с новой социальной драмой «Колено». Судя по немногословным описаниям в сети — Надав продолжает исследовать тему поиска себя и своих корней, со ставкой на глубину и откровенность.
Во второй по престижности категории «Особый взгляд» — Эран Колирин представит роуд-муви «Да будет утро». Это — экранизация книги израильского писателя арабского происхождения Сайеда Кашуа об арабском израильтянине Сами, после долгого отсутствия вернувшегося с семьёй в родную деревню на свадьбу брата. Эран уже покорял Канны в 2007 году, когда его «Визит оркестра» получил две судейские премии и награду Ассоциации кинокритиков.
При всём уважении к Надаву и Эрану, лично для меня «главным» представителем Израиля в Каннах выглядит Ари Фольман. Вне конкурсной программы создатель «Вальса с Баширом» покажет новый полный метр «Где Анна Франк?», которого ждали восемь лет. О замысле создать фильм по мотивам дневника Анны Франк — Ари рассказал почти сразу после завершения работы над «Конгрессом» в 2013 году. Четыре года спустя они с художником Давидом Полонским издали получивший в основном положительные отзывы графический роман. После концепция проекта менялась несколько раз. В итоге, главной героиней стала уже не сама Анна, а Китти — воображаемая подруга, которой девочка адресовала записи. Действие происходит параллельно в двух временных плоскостях: в разгар Второй мировой и сегодня. Для тех, кто не в курсе: это лишь пятый полнометражный анимационный фильм за всю историю израильского кинематографа.
Шломи Элькабец вне конкурса покажет в Каннах автобиографическую работу «Чёрные записные книжки» об их совместном с сестрой Ронит жизненном и кинематографическом пути.
Также в Канны приглашены две израильтянки: выпускница Тель-Авивского университета Миа Каплан участвует в студенческой программе с драмой «Визит», а «То, что уцелеет» Элинор Нечемья отобрали для показа в рамках «Международной недели критики».
Этот фестиваль станет во многом определяющим. Учитывая уровень конкуренции (бороться придётся с Уэсом Андерсоном, Полом Верховеном, Франсуа Озоном, Лео Караксом, Кириллом Серебренниковым и ещё десятком потенциальных победителей), вряд ли кто-то ждёт от Надава Лапида «Золотой пальмовой ветви». Здесь важнее другое: сможет ли израильская делегация не затеряться на таком фоне. Напишет ли о них пресса, будут ли аплодировать на титрах искушённые зрители, проявят ли интерес топовые продюсеры? Всё это обозначит как минимум — перспективы европейского проката, а как максимум — вектор дальнейшего развития национальной индустрии.
Многое, конечно, будет зависеть и от событий внутри Израиля. Показательным будет бюджет на 2022 год. Из него станет понятно, какое место в планах «Правительства перемен» занимает культурная и сфера и кинематограф в частности.
Но это впереди, а пока что — удачи израильтянам в Каннах!
Автор — основатель Fb-сообщества «Израильское кино«.
Запись Большой шанс для израильского кино впервые появилась relevant.