«Дело» стоит в очереди на поглощение? Частный бизнес и госкапитализм уживаются с трудом
При всём желании не видеть подтекст в новостях, связанных с группой «Дело», он, если присмотреться к контексту, лезет изо всех дыр. Арест Исурина, иск малоизвестного Подгаецкого к Шишкарёву, недостижение компромисса по 7-му члену совета директоров между Росатомом и «Делом», снижение доходности компании — всё это звенья одной цепи. А если добавить к этому рассмотрение условий приватизации ФГК и вспомнить, что РЖД должно вывести на орбиту серьёзного контейнерного оператора, то получается, что Сергей Шишкарёв, как представитель частного бизнеса, постепенно становится нежелательным партнёром для акционеров госкапиталистического направления. Частный партнёр был удобен во время покупки, реорганизации, укрепления эффективности компании, отягощённой большими кредитами.
Но, думается, изначально к частному партнёру существовало отношение как к временно управляющему бизнесом. Пока справляется — к нему претензий нет. Но если показатели ухудшаются, и моральный облик вызывает сомнения, и анонимки на него приходят, и нрав у него непокорный, то от неудобного менеджера надо избавляться. К этому плюсуем катастрофическое неумение российских бизнесменов делить убытки. Делить прибыли — легко и приятно. А вот разбираться с ошибками, с объективными и субъективными проблемами, с личными промахами — этому мы за 35 лет капитализма не научились. Советы давать тут лишнее — мы для этого слишком бедные, но со стороны очевидно, что всегда легче найти или назначить виноватого, чем признать общие недоработки. С другой стороны, Сергею Шишкарёву хорошо известно из спорта: если тренер не справляется — его увольняют. «Не время ли переключить внимание на внешних врагов и недоброжелателей даже ценой компромисса в личных амбициях и принятия некоторых частных потерь? — патетически вопрошают наши коллеги из N.Trans Lab. — Противостояние «Дело» и Росатома отчасти отражает фундаментальный конфликт в сегодняшней российской экономике, где частный бизнес сопротивляется госкапитализму, включая все его антирыночные стандарты: забюрократизированность, косность, безынициативность и т.д.».
Однако мнение экспертов никаких тенденций не отменит. Условия для поглощения бизнеса Росатомом явно созревают. Авторитарный стиль управления Сергея Шишкарёва, его видимые и оставшиеся за кадром конфликты с топ-менеджерами, юридически уязвимые решения ведут к тому, что при любом негативном обострении ситуации виновным в проблемах признают именно владельца «Дела». Это не просто вытекает из перечисленных фактов, которые предъявят его противники, но ещё и просто удобно. Напомним, что и владельцем «Трансконтейнера» Сергей Шишкарёв стал неожиданно и перешёл дорогу Роману Абрамовичу, который несколько лет планировал приобрести оператора. Сделку готовили именно под Абрамовича, поэтому и в РЖД отношение к Шишкарёву было не у всех, но у многих неприязненным. Чистка, которую «Дело» устроило в «Трансконте», тоже мало кому понравилась. Сейчас вдруг выяснится, что мавр сделал своё дело и может уходить, потому что большое количество тружеников отрасли вспомнят всё нехорошее, что им пришлось пережить из-за амбициозного хозяина «Дела». Станет ли от этого лучше «Трансконтейнеру» и всей группе? Ответа на этот вопрос нет, так как нет объективного анализа ситуации внутри компании.
Менеджеры, может быть, слегка вздохнут с облегчением, но более лёгкая жизнь менеджеров не есть здоровье бизнеса. Даже скорее наоборот. Впрочем, не стоит забегать вперёд. И хотя ветер перемен сейчас уверенно дует в паруса национализации и поглощения, мы живём в такие времена, что не за день, а за час придёт какой-нибудь циклон или тайфун, с которым всё полетит неизвестно куда. Экспертные мнения авторитетных специалистов о транспорте и логистике вы найдете в Telegram-канале медиаплатформы ВГУДОК — @Vgudok.PRO Дмитрий Борисов