Поиск города

Ничего не найдено

Сквозь тернии к Богу. Как отец Борис заложил традиции Православия в комсомольском городе

0 1416
Сквозь тернии к Богу. Как отец Борис заложил традиции Православия в комсомольском городе

Данилов монастырь – первая обитель в Москве

Под Киевом на железной дороге ребенок получил удар током

Во сколько обойдется ремонт второстепенных дорог и проездов во Владимире?

Городскому Центру здоровья во Владимире (в народе - бассейну) пожелали не болеть

o-WjxjJ4qO0.jpg

Протоиерей Борис Федоров известен волгодонцам как самый первый священник. До его приезда в молодом комсомольском городе, построенном во второй половине XX века, не было ни одного храма. Отцу Борису пришлось зарождать не этой земле традиции Православия практически с нуля. На пути пастырского служения, как и на пути к Богу, священнику всю жизнь приходилось преодолевать множество трудностей и противодействий. Но результат этого нелегкого труда налицо: на въезде в новую часть Волгодонска возвышается величественный Свято-Троицкий храм, а за богослужениями молятся сотни прихожан.

Служба в домовом храме

Отец Борис приехал в Волгодонск после окончания Московской семинарии в 1989 году по благословению митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира (Сабодана). Владыка благословил молодого священника возрождать Православие в молодежном городе. Но возрождать было особо нечего: в городе, построенном комсомольцами во времена Советского Союза, православные храмы не числились даже в проекте. Последнюю церковь в хуторе на месте нынешнего микрорайона Красный Яр разрушили в 1934 году (город Волгодонск заложили в 1950 году). О том храме было известно лишь, что что он был деревянным и освящен в честь пророка Илии.

– Я приехал. Ни кола, ни двора, – вспоминает отец Борис. – С указом архиерея пошел по кабинетам чиновников. В горкоме партии вопросами связей с общественностью занималась Ольга Ивановна Минаева, верующая женщина. Она сообщила мне, что в Красном Яру в доме одной старушки находился домовой храм. Муж этой женщины, который к тому времени уже три года как скончался, был священником. Его звали протоиерей Георгий. В годы сталинских репрессий он прошел не один лагерь, а затем переехал сюда и оборудовал в своем доме храм. Супруги жили в небольшой спальне, а в «зале» проводили богослужения. Престол стоял возле стены. Иконостаса не было вообще. На стенах висели старинные иконы, которые отцу Георгию и матушке удалось собрать в течение всей жизни. А антиминс, на котором проводили Литургию, освящал еще святитель Митрофан Воронежский, который жил в XVII веке и являлся духовником Петра I.

Архиерей благословил отцу Борису служить в этом домовом храме. Первое богослужение состоялось 14 марта 1989 года, в Великий пост. Условия оказались непростыми. В приходе не было ни хора, ни пономарей. Отец Борис сам и пел, и кадило готовил. Особенно в тесном помещении было тяжело находиться летом, в жару.

Но приход собирался очень быстро. В единственный храм во всей округе приезжали верующие из Цимлянского, Волгодонского, Дубовского, Зимовниковского районов. Организовался хор. Появилось очень много желающих покреститься. На одно из таинств крещения собралось 140 человек! Хотя комната в доме от силы вмещала человек двадцать. На богослужения приходили не только бабушки, но и молодежь. Люди тянулись.

Тебе здесь не рады!

Но гораздо сложнее священнику было бороться чиновниками и сектантами:

– Сектанты и еретики стали приходить ко мне, пытались втюхать свою литературу. А когда я отказался, стали угрожать. Мол, чего ты сюда пришел такой дерзкий, уходи отсюда, а не то!.. Но я прошел Афганистан и ничего не боялся.

Но город нуждался в полноценном храме. Верующие начали собирать средства. Хотелось построить красивое величественное здание, но владыка Владимир сказал священнику: «Ты хоть что-то построй для начала».

А местное партийное руководство было категоричным: не будет в Волгодонске никакой церкви! Не хотели даже выделять землю.

 OBeTlQwUdHU.jpg

1991 год. Верующие идут крестным ходом к месту будущего храма

– Я направил заявку в исполком, – рассказывает отец Борис. – Собрался городской совет. Передо мной сидят комсомольцы, партийные работники, первые секретари. Спрашивают: «Тебе не стыдно? Ты боевой офицер! Убирайся вон! Займись делом!». Хотя сектантов здесь было полно, и им разрешалось все. А нам, православным, ничего нельзя! Партийные вожаки сказали, что если и выделят участок, то или за «третьей» балкой, или за Красным Яром, возле свинофермы.

Но были в руководстве города и те, кто понимал отца Бориса. Среди них – архитектор, ветеран Великой Отечественной войны, Почетный гражданин Волгодонска Тарас Ботяновский и главный архитектор города Виктор Ручкин. Они посоветовали обратиться в облисполком.

– Там был Владимир Викторович Бородаев – молодой, приятный человек. Я приехал к нему в рясе, с крестом. Он выслушал меня, потом позвонил в Волгодонск, устроил разнос. И только после этого все зашевелилось, – вспоминает священник.

Храм на пастбище

Сейчас Свято-Троицкий храм торжественно возвышается на берегу Сухосоленовского залива. А тогда на этом месте был пустырь, заваленный строительным мусором. Участок земли, который выделили под храм, в документах числился как пастбище одного из подсобных хозяйств Атоммаша. Не было ни дорог, ни коммуникаций. По сути – городская свалка.

 qSy-dvttdSc.jpg

1993 год. Отец Борис освящает волгодонский мясокомбинат

– Чтобы очистить берег от мусора, нужна была техника, – продолжает отец Борис. – Я пошел по предприятиям, но многие руководители и слышать ничего не хотели о храме. Все были партийные, смотрели на меня с презрением. Помог Александр Фридрихович Гроо, работавший тогда главным инженером Атоммаша. Он какими-то путями добился, чтобы нас подключили к подстанции детского сада. Но материалы и специалистов мне пришлось искать самому. А затем опять нашлись активисты, которые стали протестовать против строительства храма. Мне говорили: «Убирайся, тут памятник природы!» Против нас восстали руководители городских отделов. Пришлось опять обращаться в Ростов. В итоге протянули электрокабель, огородили территорию. Я опять прошелся по предприятиям. Кто-то выделил машину, кто-то трактор. Мы устраивали субботники. Расчистили участок.

 _sWbbxk3tFs.jpg

Так выглядел Ильинский храм в декабре 1992 года.
Фото из газеты «Вечерний Волгодонск» от 16.12.1992, №192 (436)

Но и строительство малого храма давалось непросто. Сначала наблюдался дефицит кирпичей, цемента. Кое-как храму выделили 19 тысяч кирпичей, но они пропали со склада – их украли и продали. Но прихожане опять начали собирать деньги, жертвовали за крещения и отпевания. Снова купили кирпичи. Началось строительство.

Bgo56htI3XY.jpg

Первая служба в храме была совершена 4 декабря 1992 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. И хотя это была всего лишь крещальня (о большом храме тогда только мечтали), прихожане радовались и тому, что удалось построить. Времена были непростыми. Все давалось с огромным трудом.

Через тернии к Богу

К слову, в жизни отца Бориса все давалось с большим трудом. В своем стремлении к Богу ему приходилось пробираться через тернии. Батюшка родился в Ростове-на-Дону в 1961 году в рабочей многодетной семье. Борис рос с братом и двумя сестрами. Папа трудился слесарем на заводе, мама – делопроизводителем. Семья была верующей, родители водили детей в храм.

В те годы против Церкви и религии велась жестокая борьба. У ростовского собора Пресвятой Богородицы дежурили комсомольцы, дружинники – детей просто не пускали в храм. Брали за руку, выводили из толпы, прогоняли. Иногда, чтобы попасть на пасхальную службу, маленький Борис приходил в собор еще днем и до ночи прятался на клиросе.

Большое впечатление на мальчика в пятилетнем возрасте произвела паломническая поездка с мамой в Троице-Сергиевую лавру. Размеренная монашеская жизнь, беспрестанные молитвы, торжественные богослужения запали ему в душу. Впоследствии он много раз ездил в Почаев. И уже в детстве понял, что хочет посвятить свою жизнь Богу.

И все же первую профессию отец Борис получил нецерковную. Поработав грузчиком, он поступил в техникум и выучился на товароведа. А затем окончил Сызранское военное училище, стал военным летчиком. После окончания училища молодой офицер отправился на войну в Афганистан – сначала вторым пилотом вертолета, потом командиром экипажа.

Однажды на вертолете Ми-24 он прикрывал штурмовую группу, которая летела впереди на задание на Ми-8 и была сбита из «Стингера». После того, как на его глазах погибли боевые товарищи, отец Борис решил завязать с профессией военного. И после возвращения домой поступил в Московскую духовную семинарию. Прошел жесткий конкурсный отбор (двенадцать человек на место), решил после окончания учебы принять монашеский постриг и остаться в Троице-Сергиевой лавре.

Написал прошение на имя игумена. Но, видно, у Бога были другие планы на отца Бориса. Накануне вечером за обедом молодой человек обратил внимание на красивую девушку, которая разносила еду. Слово за слово – узнал, что девушка тоже верующая. И что у них много общего. В итоге прошение игумену он так и не принес… Когда отец Борис вернулся в Ростов, а в его молодой семье родился сын, владыка Владимир отправил священника в Волгодонск.

Новый храм – «всем миром»

В начале нулевых годов в Волгодонске было всего четыре прихода. Но количество прихожан росло. На один из престольных праздников, который пришелся на воскресенье, в маленький Ильинский храм пришло 1200 человек. Стало очевидно, что четырех небольших церквей городу не хватает.

ccewKSIQSzs.jpg

В 2008 году в Волгодонске началось строительство двух больших храмов – в честь Рождества Христова и во имя Святой Троицы. Храм в Молодежном парке (ныне это кафедральный собор) возводил концерн «Росэнергоатом». А для строительства церкви на берегу Сухосоленовского залива отцу Борису удалось объединить местных предпринимателей, руководителей предприятий, неравнодушных горожан. Храм строили «всем миром».

66ucaN4uRyI.jpg

2008 год. Фундамент Свято-Троицкого храма

Настоятель рассказывает:

– Среди прихожан был Дмитрий Яковенко, руководитель Волгодонского порта. Однажды я освящал его предприятие, и после молебна он предложил построить на берегу залива красивый храм. Затем подключился депутат городской Думы Константин Ищенко. Интерес проявили другие предприниматели. Дмитрий Яковенко предложил строить по аналогии с тем храмом, что находится в хуторе Чекалове. Мы отслужили там молебен. Всем понравилась его архитектура, акустика. И затем архитектор Анатолий Андреев взялся за работу. Собрался попечительский совет. Сначала хотели освятить главный престол в честь иконы Божией Матери «Всецарица», но владыка Пантелеимон благословил, чтобы храм носил имя Святой Троицы. А два остальных придела освящены в честь иконы «Всецарица» и во имя игумена земли Русской – преподобного Сергия Радонежского, основателя Троице-Сергиевой лавры.

Чудотворная икона

Икона Божией Матери «Всецарица» является одной из главных святынь Свято-Троицкого храма. Ее список (то есть точную копию) создавали монахи Святой горы Афон, где хранится чудотворный образ Богородицы, перед которым обычно молятся онкологические больные и часто получают чудесное исцеление. Идея написать и привезти икону в храм на заливе тоже принадлежит отцу Борису.

 w2PiuRdB3Zo.jpg

Протоиерей Борис Федоров
и атаман Восточного округа Всевеликого Войска Донского Владимир Токин
несут список иконы «Всецарица»

– Когда руководивший в то время Волгодонской кафедрой владыка Корнилий утвердил один из приделов в честь «Всецарицы», из Ростова на Афон направлялась группа паломников. Одним из них был атамана Восточного округа Всевеликого Войска Донского Владимир Токин. По моей просьбе он спросил, смогут ли монахи написать для нас икону. Смогли, – рассказывает протоиерей Борис.

Доставить святыню в Волгодонск тоже оказалось непросто. Отцу Борису и его помощникам-прихожанам пришлось нести ее по горам, затем везти по воде, на автомобиле, на самолете, опять по дороге на машине. Долго решался вопрос на таможне в Москве. А в Ростовском аэропорту образ вообще умудрились потерять. Потом кое-как нашли в одном из грузовых терминалов. Но когда икона прибыла в Волгодонск, это был большой праздник. Святыню торжественно крестным ходом пронесли из собора в Свято-Троицкий храм.

8s-aaBNgqjI.jpg

О том, что отец Борис выбрал правильный путь, говорит не только число его духовных чад, которое с каждым годом становится все больше и больше, но и те необъяснимые знаки, которые являлись над храмами. Прихожане постарше помнят, как во время освящения над Свято-Ильинским храмом тучи образовали огромный крест. А когда проходила первая служба в Свято-Троицком храме, в ясном летнем небе появилась радуга.

Беседовал Дмитрий НИКОЛЕНКО

Публикация сайта Волгодонской епархии

 


Читайте также

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я