Мы в Telegram
Добавить новость
< >
Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019
Февраль 2019
Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023
Февраль 2023
Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023
Январь 2024
Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1
2
3
4
5
6
7
8
9 10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено

Рим и греческая культура

0 21

"Отец современной казахской науки". В РК и РФ празднуют юбилей академика Сатпаева

Российские военные в небе над Запорожьем устроили салют в честь Дня Победы

В полуразрушенном Никополе отремонтируют дороги за 16 млн гривен

В Днепропетровской области повреждено два объекта инфраструктуры

Греки и римская литература

Во 3-м веке до н. э. под влиянием греков развивается римская литература. Греческие писатели, историки и философы бывают в Риме как послы своих государств. Некоторые эллины попадают в рабство и становятся домашними учителями римских аристократов. Многие из них позже удостаиваются статуса вольноотпущенников.

В области литературы римские авторы учились у греческих писателей и состязались с ними. Начало римскому эпосу положил грек-вольноотпущенник Ливий Андроник переводом на латынь «Одиссеи». Цицерон сравнивал «Одиссею» Андроника со старинными и грубыми скульптурами.

Перевод был сделан для работы с учениками и использовался ещё два века. Поэт «Века Августа» Гораций писал, как в юности изучал «Одиссею» Андроника и получал наказания за недостаток прилежания.

В 240 году до н. э. римляне праздновали победу над Карфагеном. Во время празднеств должна была быть поставлена трагедия на латыни, а Ливию Андронику поручили её сочинить. Поэт написал пьесу и сыграл в ней в качестве единственного актёра. Вслед за первой постановкой он получил заказы на написание новых трагедий.

1.jpg
Римские актёры. (Wikimedia Commons)

Из греческих комедиографов римляне ценили авторов Новой Аттической комедии и прежде всего Менандра. Сюжеты брались из жизни, а героями становились простые люди.

Сохранились пьесы двух римских комедиографов 2-го века до н. э. — Плавта и Теренция. Как образцы они использовали греческие комедии: делали вольный перевод, убирали неподходящие эпизоды, добавляли сцены из других пьес, что-то дописывали от себя.

Римские зрители ценили эти трагедии, поэтому их постановки отличались пышностью. Среди сюжетов выбирались те, которые можно было связать с Италией. Например, Троянский цикл. Квинт Энний на основе пьес Еврипида создал трагедии «Эвмениды» и «Ифигения». Император Август написал трагедию «Аякс», а знаменитый поэт Овидий — «Медею».

Римские драматурги подражали утраченным ныне трагедиям эллинистической эпохи. «Трагичнейшим» из афинских драматургов они считали Еврипида. Впрочем, некоторые авторы использовали как первоисточники и пьесы Софокла, второго из великой тройки афинских трагиков.

Постепенно наряду с греческими сюжетами в римском театре появляются собственные. На сцене идут трагедия претекста (по названию одежды должностных лиц) и комедия тогата, героями которых становятся уже римляне. Первые претексты написал Гней Невий — они рассказывали о Ромуле и герое войн с галлами и карфагенянами Марцелле.

Вслед за переводом «Одиссеи» последовало создание ещё двух эпических поэм на латыни. Гней Невий написал гекзаметром «Пуническую войну» о первой кампании против Карфагена. В ней прозвучали мотивы, которые позже появятся у Вергилия — странствия Энея и проклятие Дидоны. Поэт опирался на греческий эпос, а его поэма была попыткой создания римской «Илиады».

3.jpg
Сцена из трагедии. (Wikimedia Commons)

Уроженец юга Италии Квинт Энний с юности знал греческую литературу и театр. Позже он преподавал в Риме и написал ряд трагедий на греческом и римском материале. Главным его трудом был эпос «Анналы», стихами излагавший историю Рима. В «Анналах» Энний развил традиции эллинистического эпоса. Поэт претендовал на звание «нового Гомера».

В 1-м веке до н. э. Вергилий написал «Энеиду». Эта поэма стала последней попыткой создать национальный эпос. Вергилий заимствовал и развил сюжеты Невия и Энния. Кроме того, образцом для него стали поэмы Гомера. Троянцы Энея даже проплывают у него тем же маршрутом, что и Одиссей.

Образованные римляне читали Гомера и греческих трагиков в оригинале. Также патриции читали историков Эллады. Например, Марк Брут провёл ночь накануне Фарсальской битвы за выписками из «Всеобщей истории» Полибия.

Так под влиянием греческих образцов развивалась собственная литература Рима.

Рим и греческая историческая мысль

Одним из популярнейших жанров в греческой историографии были сочинения об основании городов. Ко времени завоевания полисов Южной Италии Римом у греческих авторов уже появились тексты об основании Рима. Первые римские историки писали по-гречески и знакомились греческими легендами.

Фабий Пиктор написал по-гречески первое в истории римской литературы историческое сочинение — «Деяния предков». В нём он изложил историю своего города от основания и современных автору событий. Пиктор по примеру греков использовал отсчёт лет по олимпиадам и насыщал свой рассказ легендами и рассказами о вещих снах героев.

7.jpg
Катон Старший. (Wikimedia Commons)

Вслед за Фабием Пиктором исторические труды на греческом языке написали Луций Цинций Алимент, Авл Постумий Альбин, Гай Ацилий и даже сын Сципиона Африканского.

В 180-е гг. до н. э. Катон Старший впервые написал историю на латыни, а также отказался от датировки по олимпиадам. В качестве точки отсчёта историк использовал разрушение Трои — ключевое событие в легендах о происхождении римлян. На основании этой даты он вычислил год основания Рима и вёл счёт от основания города. Хотя Катон не одобрял увлечения современников греческой культурой, он уважительно относился к исторической мысли эллинов.

Греческая атлетика в Риме

Кроме произведений культуры римляне заимствовали у греков и образ жизни. В частности, занятия атлетикой. Этот обычай вызывал в Риме наиболее жаркие дискуссии.

В 167 году до н. э. Эмилий Павел отпраздновал победу над Македонией устроенными в Амфиполе играми. Римлянин отправили послов в греческие полисы и эллинистические царства, приглашая их жителей принять участие в играх.

Традиционные римские игры включали кулачный бой, борьбу и бег. В эпоху республики полководцы несколько раз устраивали греческие спортивные состязания в рамках празднования своих триумфов. Полководцы не раз устраивали игры в самом Риме. Чтобы поучаствовать в них, атлеты специально приезжали в Италию. Олимпийские игры 80 года до н. э. остались без внимания многих атлетов — они уехали в Рим на игры, устроенные Суллой в честь победы над Митридатом.

5.jpg
Кулачные бойцы. (Wikimedia Commons)

В эпоху империи атлетические представления из эпизодических стали постоянными. Многие авторы упоминают их наряду с гладиаторскими боями, театром и гонками на колесницах. Октавиан учредил два спортивных фестиваля — в Никополе и Неаполе. В его правление в Риме проходили игры, для которых был построен деревянный стадион. Император Тит трижды был распорядителем на играх в Неаполе. Домициан учредил регулярные спортивные игры в Риме, которые были названы Капитолийскими.

При Августе популярным стал греческий обычай совмещения места для купания и тренировок. Сначала они появились в городах, соседствовавших с греками Италии, в том числе в Помпеях. Затем традиция достигла Рима — на Марсовом поле по этой технологии были построены Бани Агриппы. При Нероне рядом с ними появились новые бани и гимнасий. Кроме того, император предоставил ко дню открытия бесплатное оливковое масло для посетителей.

Сами римляне всё больше времени уделяли тренировкам в палестрах по греческому образцу. Об этом с сожалением писали современники, ностальгировавшие по прошлому, когда наставником был ветеран, а не «презренный грек». На саркофагах римлян появляются изображения кулачного боя и панкратиона. При этом нет ни одного упоминания о римлянине-победителе Капитолийских игр.

Рим стал центром атлетической жизни Средиземноморья. Здесь располагалась штаб-квартира союза атлетов и располагался храм их покровителя Геракла. Здесь же было найдено много надписей, посвящённых спортивным победам. Проходившие в Риме Капитолийские игры по своему статусу уступали только священным играм Греции.

6.jpg
Отдыхающий кулачный боец. (Wikimedia Commons)

В регионах империи действовали местные отделения союза, во главе каждого из которых стояли архонт, секретарь и казначей. Важными должностными лицами являлись ксистархи, задачей которых было приглашать на местные игры известных атлетов. Во время соревнований члены союза становились жрецами.

Римляне противопоставляли физическую и умственную деятельность. Сенека писал, что атлеты, чьими мышцами любуются зрители, слабы духом. Гален призывал юношей заниматься науками, а не атлетикой. Витрувий говорил, что писатели заслуживают большего уважения, чем атлеты. Ведь они не только делают сильнее себя, но и укрепляют умы других.

Римские философы и писатели критиковали увлечение атлетикой в числе других массовых зрелищ (вроде скачек). Но иногда под удар попадала только она как продукт чужой культуры. Атлетика, по мнению суровых квиритов, поощряла гомосексуализм. Плиний Младший с одобрением сообщал своему адресату, что в городе Вьенна под давлением одного из должностных лиц запретили гимнастические состязания (как дурно влияющие на нравственность граждан). Плиний хотел, чтобы запретили и Капитолийские игры.

Кроме того, атлетику противопоставляли военной подготовке. Тацит с сожалением писал, что юноши вместо военной подготовки занимаются кулачным боем.

Несмотря на критику, атлетика вошла в римскую жизнь. Но осталась в ней только как развлечение. Профессиональный спорт по-прежнему был греческим.


Читайте также

В тренде на этой неделе

Российские военные в небе над Запорожьем устроили салют в честь Дня Победы

В полуразрушенном Никополе отремонтируют дороги за 16 млн гривен

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я