Зачем бизнесу добавляют пять процентов
В Минэкономразвития разработан законопроект, предполагающий введение для компаний из нескольких отраслей (в том числе связанных с добычей полезных ископаемых, гостиничным бизнесом и научными разработками) налогового вычета в размере 6% от расходов на инвестиции; он должен вступить в силу 1 января следующего года. О том, насколько эта мера может помочь российскому бизнесу, «Эксперту» рассказали исполнительный директор Института экономики роста имени П. А. Столыпина Антон Свириденко и сооснователь ассоциации виноградарей и виноделов «Севастополь», основатель АНО «Национальная туристическая инициатива», генеральный директор группы компаний «Далпорт» Олег Николаев.
Антон Свириденко: надо следить, чтобы предприятия из сырьевой отрасли не забрали весь предполагаемый объем
— Какие есть плюсы у появления такого вычета? Правда ли он необходим бизнесу? Насколько?
— Работающий инвестиционный налоговый вычет — давняя головная боль бизнеса. В принципе, вычет есть и сейчас на уровне регионов. Но получить его непросто — регионы ставят много дополнительных условий. Это снижает потенциал и вычетов и инвестиций. Детально это обсуждалось на прошлогодней встрече бизнеса с Деловой Россией. Новый вычет, который будет проще регламентирован, который будет фактически автоматическим, — это давно обсуждалось, это нужно.
— Выгодны ли условия получения вычета? Как можно скорректировать его параметры, чтобы он стал более полезным для промышленников?
— Идеальный для предприятий объем — это 50 % от инвестиционных затрат, причем за счет разных налогов. Но очевидно, бюджет этого не позволяет. Сейчас объем нового вычета ограничен 200 млрд руб. Все признают, что это немного. Увеличить общий объем вычета — это предмет дополнительной работы переговоров бизнеса и власти. А также увеличить размер компенсации выше 6%. Тем не менее глава РСПП Александр Шохин уже сказал, что на текущий момент параметры — компромисс.
— Размер вычета текущего налогового периода составит 6% от суммы расходов на создание или приобретение основных средств или нематериальных активов, следует из проекта постановления. Это, кажется, совсем немного? Суммируется ли налоговый вычет с субсидиями и налоговыми послаблениями? Я имею в виду, можно ли получить и то и другое? И, если нет, что для бизнеса выгоднее?
— Насколько я знаю, введение нового вычета не отменяет других льгот и субсидий. Но надо дождаться окончательной версии постановления.
Выдача будет доступна только следующим отраслям: добыча полезных ископаемых; обрабатывающие производства; обеспечение электроэнергией, газом и паром; кондиционирование воздуха; деятельность гостиниц и предприятий общественного питания; научные исследования и разработки. Почему именно эти отрасли могут получить вычет? Чем другие плохи?
Регулятор определил, что эти отрасли сейчас наиболее приоритетны. Здесь нужно в большей степени поддерживать инвестиции. Конечно, надо следить, чтобы предприятия из сырьевой отрасли не забрали весь предполагаемый объем, хотя они сейчас тоже в активной стадии инвестиций в адаптацию к новым условиям.
— Некоторые эксперты в СМИ сейчас пишут, что применение ФИНВ делает невозможной амортизацию основных средств, по которым применяется вычет. О чем речь? Почему он делает невозможным и что выгоднее — вычет или амортизация?
— В пресс-службе Минэкономразвития сообщили, что в этой части «механизм в данный момент обсуждается с бизнес-объединениями для выработки оптимальных параметров». Это всё, что можно сказать. Есть неопределенность.
— Положительной новацией эксперты считают возможность перераспределять вычет внутри группы компаний. А как его можно перераспределить? Что в этом выгодного?
— Да, в принципе, это хорошо. Так как инвестирующие компании имеют меньшую прибыль, чем другие компании, входящие в группу. И значит, вычет для группы можно будет использовать полнее. В целом получить больше компенсации.
Олег Николаев: ИНВ пока похож на что-то сказочное — красивое и недоступное
Про необходимость федерального инвестиционного налогового вычета говорится давно. Плюсы в том, что порядок его предоставления един и не зависит от состояния региональных бюджетов.
Тот инвестиционный налоговый вычет, предоставление которого сейчас отдано на откуп регионам, полноценно так и не заработал. Его предоставляют лишь около четверти регионов, количество получателей не превышает нескольких сотен. ИНВ пока похож на что-то сказочное — красивое и недоступное. Получить назад до 90% вложений в основные средства заманчиво, но для этого требуется, чтобы на небе сошлось слишком много звезд сразу.
Федеральный вычет делает ситуацию несколько более предсказуемой, но представленные его параметры, конечно же, инвесторов не впечатляют. 6% от суммы вложений в основные средства — это несерьезно. Пожелания бизнеса звучали как половина вложений, плюс распространение возможности использования суммы вычета на любой из налогов (по выбору инвестора), не только налог на прибыль. Смысл в том, чтобы вал инвестиций, к которому государство на первоначальном этапе отнесется щадяще, создал задел на будущее, заложил основы будущей налоговой базы.
То, что предложено сейчас, — это невыразительный компромисс, никакого инвестиционного бума он не вызовет. Но других возможностей для маневра у бюджета на данный момент нет. Главный инвестор сейчас — это государство, а у него свои сиюминутные цели.