Мы в Telegram
Добавить новость
< >
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014
Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014
Сентябрь 2014
Октябрь 2014
Ноябрь 2014
Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015
Март 2015
Апрель 2015
Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019
Февраль 2019
Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019
Август 2019
Сентябрь 2019
Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019
Январь 2020
Февраль 2020
Март 2020
Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020
Июль 2020
Август 2020
Сентябрь 2020
Октябрь 2020
Ноябрь 2020
Декабрь 2020
Январь 2021
Февраль 2021
Март 2021 Апрель 2021
Май 2021
Июнь 2021
Июль 2021 Август 2021
Сентябрь 2021
Октябрь 2021
Ноябрь 2021
Декабрь 2021
Январь 2022
Февраль 2022
Март 2022
Апрель 2022
Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1 2 3 4
5
6 7 8 9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено

Человек, изменивший мир

0 543

«Разрослось всё так красиво!» Как менялась улица Победы в Белгороде

В Ульяновске стартовали гидравлические испытания

27 овощных базаров открылись в Брянске

В Чебоксарах почтили память воинов, умерших от ран в госпиталях в годы Великой Отечественной войны

О фигуре вождя мирового пролетариата, государственном строительстве и вызовах современности
  
Человек, изменивший мир

Теперь, когда несколько поутихли страсти вокруг столетия со дня смерти В.И. Ленина, можно более трезво посмотреть на «человека, изменившего мир» и неотделимую от него идею, которая просуществовала в практическом воплощении почти 70 лет. В советском же массовом сознании культивировался образ мудрого и доброго вождя. Не зря одним из самых почитаемых произведений стало стихотворение Твардовского «Ленин и печник», где глава государства прост, великодушен и ценит рабочие качества простого человека…

 

Согласно ленинской цитате, «идеи становятся силой, когда они овладевают массами». Судя по тому, что СССР прекратил свое существование, ленинские идеи долговременной силой не оказались. Но мы можем предположить, они ещё смогут стать таковыми, когда будут полностью отвечать глубинным требованиям масс – свободе, равенству и братству в обществе, о которых мечтали социалисты.

Можно спорить о смыслах, которые вне времени. Но что будет, если мы обратимся к таким простым понятиям, как причины и следствия?

Результат революции – слом государственных механизмов, последующий за ним хаос, приход к власти более спаянных групп. Это закономерный итог и Французской революции, и революции Октябрьской. Мощные социальные лифты выносят на поверхность людей, отвечающих требованиям момента, рождают великолепных тактиков с гибким умом, стоящих на серьёзных философских концепциях.

Кем был Ленин – гениальным конъюнктурщиком, циничным политиком или последним романтиком революции – об этом еще долго будут спорить его биографы. Но очевидно, что его делом было не оторванное от жизни творчество, а гибкое применение теории на практике, обоснование того, что можно и нужно сделать, чтобы достичь цели, в данном случае – построения пролетарского государства, а затем и отмирания государства как «машины насилия»: «Смысл революции – создать условия для того, чтобы государство смогло отмереть за ненадобностью, чтобы люди научились договариваться друг с другом, не прибегая к услугам машины насилия».

Марксизм как зачаток нового справедливого мира отверг религию христианства, почему-то не заметив в ней социализма. Этот зачаток развивался, пока был жив Ленин, который мог лавировать, обосновывая это теоретически. Далее, во времена Сталина, когда империализм, как и предсказывал Маркс, родил нацизм, речь шла о выживании организма в целом, тут уже было не до «беременности революцией». И Революция была побеждена Государством.

Бюрократия, со времён Ленина ставшая главным врагом большевиков, добила СССР в союзе с цеховиками, которые хотели тратить нажитые капиталы, партийной верхушкой, жаждущей быть принятой как равной в международных салонах, и массами, для которых западный ширпотреб явился дорогой мечтой.

Не слишком повезло советской стране на излёте существования и с руководителями. Да и вряд ли могло повезти, ибо система выдвигала в высшие эшелоны власти не умных и творческих, а посредственных, но верных и исполнительных.

Любому человеку, знакомому с возможностями IT-мира, очевидно, что повторив сегодня «эксперимент», применив систему социалистического хозяйствования, мы получили бы иные результаты. Интеллектуальная и технологическая база серьёзно выросли, и мир больших данных перевёл бы возможности планирования на решающую высоту. Поэтому довольно нелепо смотрятся телевизионные гуру, которые изрекают, дескать, «социальный эксперимент провалился», с подтекстом «не стоило и начинать». История учит нас, что люди будут повторять эти попытки, и подрезать жилы романтикам не стоит. Люди идут в сторону, которую наметили. Медленно, как муравьи, десять из которых тянут груз вправо, десять влево, а один немного вперёд. В итоге груз медленно, но движется.

Однако повторять без работы над ошибками было бы глупо. И как видится на расстоянии, основная ошибка большевиков и далее коммунистов в практической части – это отсутствие настоящей меритократии, а в теоретической – застывшая и неразвивающаяся идея.

После смерти вождя были мумифицированы не только его тело, но и его идеи.

История идёт не произвольным, а вынужденным путём, и то, что сделали с марксистской идеей большевики, можно сравнить с тем, что делают с математикой физики. Применение согласно данным условиям.

В начале ХХ века большевики не могли рассчитывать на грамотность и сознательность масс. Их учение могло опираться только на веру – веру в нового пророка близкого рая – Маркса. Церковь предлагала неторопливый темп личного самосовершенствования. Тогда как большевики, пользуясь накопившимися за три века недоделками в госстроительстве, предлагали всё и сразу. Предлагали заманчиво быстро разрушить старый мир и построить новый. Будто бы страна с невообразимо сложными переплетениями традиций, истории, родственных связей, системы хозяйствования и многослойной культурой – это простая крестьянская изба, которую подточил жук-древоточец.

Клубок нарастающих напряжений был велик, усугубила всё Первая мировая война, как все войны, обостряя внутренние болезни государства и обнажая слабые места. Нельзя сбрасывать со счетов и противостояние государственной никонианской церкви и старообрядческих согласий, да и рост национального самосознания пришёлся как раз на те времена.

Это было время чрезвычайно напряжённое и бурное и, чтобы вытащить страну из хаоса, в который она стала погружаться после отречения от трона Николая II, вывести из Гражданской войны, необходимы были нетривиальные решения, железная воля и партийная дисциплина.

Ленин строил партию, исходя из принципа централизма. В построении партии он не терпел возражений, не терпел критики. В пространстве дискуссии вождь мирового пролетариата был жёстче любого шерифа на Диком Западе, авторитарнее любого древнего деспота. Конкурентов уничтожал, обрушивая на них весь свой авторитет, изощрённую аргументацию и полемический задор.

Показателен его разлад с Богдановым, сильнейшим теоретиком, основателем тектологии – науки об организации. Богданов предвосхитил некоторые положения системного подхода кибернетики и, хотя его порой заносило в неведомые ему области, где он пытался стать новатором (он и умер от обменного переливания крови, полагая это новаторским способом омоложения). И всё же именно его творческая мысль оказалась тем маркером, что Ленин вынести не смог. С истинно религиозной страстью он отнёсся к его философской работе. Из письма к Горькому мы знаем, что летом 1906 года Ленин, прочитав только что написанную Александром Богдановым книгу «Эмпириомонизм» (книга представляет собой попытку синтеза марксизма и позитивизма), по его собственному признанию, «озлился и взбесился необычайно» и послал Богданову «объяснение в любви письмецо по философии в размере трёх тетрадок». Письмо содержало много оскорбительных для Богданова слов, и тот возвратил его Ленину с указанием, что для сохранения с ним личных отношений следует считать письмо «ненаписанным, неотправленным, непрочитанным».

Понятно, что, несмотря на попытки Богданова отменить данность этого письма, эмоциональный осадок у него остался и далее их пути с Лениным разошлись. На Парижском съезде Хмельницкий (настоящая фамилия Богданова) был выведен из состава ЦК.

По ряду объективных причин в государственном строительстве коммунисты поставили не на мудрость руководства, а на молодёжный энтузиазм и перековку старых кадров в рамках классовой теории. Однако энергия молодости без вековой мудрости даёт взрывоопасную смесь радикализма.

Меру в этом могли бы установить социальные рекомендации со стороны религии, но религию Маркс определил как регрессивный элемент, а пересматривать своего «духовника» Ленин не позволял.

Можно заметить, что нынешний, постепенно уходящий в прошлое глобализм – тот же централизм с центром в корпоративном мозге, проповедующем идеи элитарности и социал-дарвинизма. Многополярность же, предлагаемая Россией, Китаем, исламским миром, Индией, Африкой и Латинской Америкой, более соответствует сетецентрическому способу управления мировыми процессами. Преимущество такой модели управления в непреодолимой устойчивости. Здесь уже не применить принцип «бей по "голове", всё остальное само развалится». И за сетецентризмом как гарантией сохранности должна следовать меритократия как гарантия развития. По меритократической схеме наверх, к рулям управления, должны выноситься умы, верные идее счастья большинства.

Несложно догадаться, что отсутствие настоящей меритократии и застывшая, неразвивающаяся идея взаимозависимы и обуславливают друг друга. Только такой ум, как ленинский, понимал необходимость лавировать, отступить на время, постоянно учиться и т.п и т.д. Старые кадры обучить можно, особенно, если стимулами занимается жёсткая репрессивная система. Но даже нечеловеческая гибкость, вызванная угрозой расстрела или лагерей, имеет свои пределы. Система, построенная Лениным, закономерно не смогла наладить дело так, чтобы наверх выдавливались не столько люди, верные идее Ленина, сколько новые «ленины». Стране для длительного существования, которому обязательно стратегическое планирование, нужны не только гибкие и грамотные, но и те, кто имеет достаточно сил, чтобы нарушить устаревшие догмы.

Таких не нашлось. И после смерти Сталина СССР, подорванный непродуманными хрущёвскими решениями и отсутствием живой теоретической базы, не имея меритократического механизма, словно огромный колосс на глиняных ногах, стал медленно крениться и, наконец, рухнул, образовав однополярный мир.

Вторая мировая, рост благосостояния и информационная глобализация разительно изменила мир. «Человек-масса» Ортеги-и-Гассета, биополитика Мишеля Фуко, общество спектакля Ги Дебора, симулякры Бодрийяра... Через модерн к постмодерну как плоду Запада, которого окрестили «загнивающим» ещё в ХIХ веке.

Люди весь ХХ век смотрели на социалистический лагерь, как на альтернативу сотрясаемого кризисами капитализма, смотрели на столкновение традиционных обществ и т.н. развивающего мира, следили за войнами и терактами и делали свои выводы.

Общество проникалось левыми идеями, но нюанс в том, что элиты имеют больше ресурсов и модернизируются быстрее, чем низы, Власти невыгодно менять систему, дешевле оттачивать методы манипуляции массами.

В этом мире капитализм так и не перестал соответствовать циничной идее социал-дарвинизма, укутываемый лицемерием благотворительности. «Сильным» мира сего, в пределах правил, устанавливаемых системой – вершины потребления, «слабым» – бесплатный суп и ночлежка.

СССР, особенно в начале своего существования, явил нам пример государства, где на главную роль был заявлен народ. Но комплекс причин, и заложенное в его основание несоответствие глубинным чаяниям людей сыграли свою роль. Оказалось, что не только практика, но и теория должны быть безупречны.

Сейчас, когда у каждого нового нарождающегося на наших глазах центра силы есть возможность избрать свой путь, а не подчиняться «старшему брату» выход один: сначала в предельном единении для достижения победы, потом в комплексе охраны и укрепления этих достижений. А далее, после установления многополярного мира, будут конкурировать в построении своего варианта справедливого рая на земле. И здесь можно предположить использование тех преимуществ, что даёт новый технологический уклад.

Но это дело того будущего, в котором будет гарантировано отсутствие войн между государствами, то есть в предельно социалистическом и высокотехнологическом обществе. Однако уж точно не в том, что предрекают нынешние западные «капитаны» типа удобного для хозяев Шваба, поверхностного популиста Харари и других раскрученных авторов, пестующих проекты «модернизации человечества» и создания общества, в котором верхи и низы отличаются друг от друга, как два биологических вида. 

Уже сейчас просматривается основная проблема «будущего мира» – это размывание человеческой идентичности между реальным и мета-пространством.

Путь всеобщей цифровизации и трансгуманизма обусловлен приматом комфортности, доминирующим на Западе.

Но кто мешает другим глобальным центрам в многополярном мире поставить другие приоритеты и следовать им?

Новые возможности открывают новые горизонты и ставят новые вопросы.

Можно ли жить по своим законам в пределах социума, живущего по другим законам?

Или разумнее разъяснить, что есть непреложные законы, а есть законы, генерируемые системой и приводить систему в соответствие?

Возможно ли людям жить вместе, подчиняясь разным системам жизнеустройства или им надо имплантировать мысль, что личная свобода несовместима с задачами всего общества, его развитием?

Ответы на эти вопросы ограничиваются лишь пределом развития общества, который мы можем предвидеть.

И Ленин пытался это сделать…

Алексей Семенов


Читайте также

В тренде на этой неделе

Войска правопорядка в Берлинской наступательной операции

27 овощных базаров открылись в Брянске

В Ульяновске стартовали гидравлические испытания

Общественный транспорт Иркутска будет работать до полуночи 9 мая

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я