Мы в Telegram
Добавить новость
< >
Январь 2012
Февраль 2012
Март 2012
Апрель 2012
Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013
Август 2013
Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014
Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014
Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015
Апрель 2015
Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019
Февраль 2019
Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1
2
3
4
5
6 7 8 9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено

Волшебник-самодур: об особенном, но забытом советском актере Григории Гае

0 1264

Подполье: ТЭС в Бурштыне поражена российским ударом

В сети показали удар русской ракеты по эшелону ВСУ в Синельниково - видео

"Он со мной не здоровался или не узнавал меня". Странности характера хита "Радовать"

В Кривом Роге в ТЦК умер мужчина

Советскому кино был присущ особый феномен «странного» фильма — не крамольного, не фильма с фигой в кармане, но такого, который никому не подходит, не соответствует чаяньям ни одной из страт общества развитого социализма. И у этого феномена был свой герой, чье имя сегодня никому кроме завзятых знатоков ничего не говорит: актер Григорий Гай. Читайте о нем в очередной статье Георгия Осипова.

A penny for the Guy!..

У него был поразительный голос. Этим голосом говорит шекспировский Глостер в «Короле Лире», Марк Бернес («Женя, Женечка и Катюша») и чем-то схожий с ним Раф Валлоне в забытой картине «Роза Бернд». Благодаря голосу Григорий Гай стал лауреатом Всесоюзного конкурса чтецов в 1952 году. А за два года до этого (в разгар охоты на безродных космополитов) уроженец Днепропетровска удостоился Сталинской премии, сыграв матроса в спектакле о молодом Сталине.

Внешность этого актера была под стать голосу. Волевой и мужественный человек средних лет, не склонный сообщать первому встречному о душевных муках и пережитом, хотя все это написано у него на лице.

Импозантный большевик-подпольщик в «Тревожной молодости», и матерый, идейный рецидивист Акула, чувствующий свою обреченность на уровне кошмаров, которые он, гений уголовного зла, из последних сил пытается воплотить, навязывая свою волю миру, где ему уже нет места.

Таким предстает Григорий Гай в советском «нуаре» Владимира Басова «Жизнь прошла мимо».

Этот неимоверно жестокий фильм и сегодня продолжает угнетать своим беспредельным пессимизмом, в основе которого глубинное знание человеческой натуры.

Чего стоит одна только сцена в бараке, когда неподвижный Акула телепатически руководит действиями лагерных урок! Чем это вам не «Доктор Мабузе» Фрица Ланга?

Николай «Акула» Смирнов, заколотый «охотником на вампиров» по кличке Сенька Волдырь, гибнет в таежных зарослях со словом «жить» на губах… Чтобы позднее воскреснуть совсем в ином обличии.

«Водил поезда машинист» — один из фильмов на актуальную для тех лет тему встречи людей, разлученных войной («Не забудь, станция Луговая» и др.). Путеец собирает иностранные марки, параллельно втайне от соседей и сотрудников разыскивая свою первую любовь. Интересен в этой картине и Георгий Жженов, играющий (что для этого актера большая редкость) почти негативного персонажа, чье сердце, оказывается, «немецкие овчарки съели».

Помимо упомянутого выше Валлоне, Григорию Гаю (Григорий Аронович Вусикер, если это важно) необычайно близок если не по облику, то психологически, пожалуй, Берт Ланкастер — еще один внешне невозмутимый грешник, казалось бы, равнодушный к соблазнам извне, но пожираемый бесами изнутри.

Подобно Жженову и Лановому, актер был попросту обречен сыграть иностранца в адаптации кого-то из западных авторов, сгущавших краски, изображая положение дел «в мире чистогана».

Персонажи таких постановок, как правило, много пьют и кричат, изъясняясь на фантастическом жаргоне, придуманном нашими «мастерами перевода»:

«Распни! Распни его, эту старую флюгарку!»

Для Гая таким опытом стал фильм-спектакаль Теодора Вульфовича «Мост перейти нельзя» по чрезвычайно успешной пьесе Артура Миллера «Смерть коммивояжера». Любовь к марксизму не помешала автору сочетаться браком с Мерилин Монро в классической синагоге. Что в свою очередь не препятствовало популярности его пьес на подмостках советских театров.

Роль молодого человека по прозвищу Хеппи Ломан доверили сорокалетнему фронтовику и северофлотцу. Америка и американцы в советской трактовке всегда выглядели специфически, но в данном случае актер сумел, выйдя за рамки задачи, поставленной перед ним Вульфовичем, показать зрителю обитателя неких параллельных миров, равноудаленных как от США, так и от СССР. По крайней мере, нам так кажется.

Наша цель не щегольнуть хорошей памятью и знанием деталей, нам лишь хотелось легонько повернуть любопытного человека в нужном направлении: «А теперь иди. Прямо. Туда» («Подвиг разведчика»).

Возможно, у кого-то в памяти отпечаталась уникальная интонация: «Балуешь ты меня, соседка». А кого-то в детстве напугал возникающий как призрак в гостиничном номере над спящим Игорем Горбачевым («Операция „Трест“») генерал Кутепов. Кому-то мог запомниться капитан в раннем триллере Говорухина «Контрабанда» или парторг Саркисян в довольно удачной рекламе «строек коммунизма», где дебютировал совсем юный Всеволод Абдулов.

Оставаясь самим собой, актер умело входил в образы совершенно разных эпох и сословий. В хаосе гражданской войны и на фоне брежневской стабильности он оставался узнаваемым, и его появление в кадре вызывало легкое, приятно волнение, которое испытывают, заметив на экране или в толпе знакомое лицо. Услышав знакомый голос.

Мы пытаемся припомнить фамилию, но тут же всплывают другие, а вместе с ними и неожиданные мысли — при всей своей солидности Гай не был стопроцентно советским актером, таким как Вячеслав Тихонов или Николай Крючков. Всегда оставалось ощущение, что перед нами иностранец, которого лишь озвучивает человек по фамилии Гай. Недаром ему так часто доводилось дублировать прибалтов.

Если зрителям старшего возраста не удавалось запомнить сложную иностранную фамилию, на вопрос «кто это?» они отвечали примерно так: «Ну это… старый французский актер».

Сегодня уже почти все равно, кого как звали и кто был чьим актером. Нами были упомянуты Раф Валлоне и Берт Ланкастер. Но есть и третий двойник Григория Гая — это Лон Чейни-младший. Внешне малоподвижный, но явно готовый к самому неожиданному, подчас чудовищному перевоплощению, добрый и одновременно суровый человек, которому известна некая тайна и о себе, и о закрытых для посторонних мирах, откуда либо возвращаются такими, как он, либо не возвращаются вовсе.

Никто не знает, хотя могли бы знать. Никто не помнит, хотя должны были запомнить. Никто не поясняет, прекрасно сознавая, что ему простят безобидную неточность — «это старый французский актер…».

Пленительный феномен «странного» фильма. Странным его делает присутствие актера, чьи свойства мы только что пробовали описать.

Странный фильм — не сделанный «под запад», не крамольный и не шизоидный (с двойным дном), а просто не совсем обычный и поэтому не подходящий и не нужный ни одной из сформировавшихся внутри советского общества каст или сект — ни западникам, ни тем более почвенникам, ни фетишистам, фиксирующим длину мини-юбок и глубину декольте.

Тем не менее такие картины, минуя цензуру и худсовет, выходили на экран, государство безропотно оплачивало их производство, и они шли в пустых залах, принося символический доход. Еще одна маленькая загадка большой, но закрытой системы.

Видимо все-таки есть некий покровитель (как у неангажированного искусства, так и у его малочисленных и осторожных ценителей).

Одним из первых фильмов, который я высидел до конца, не испортив культпоход в кино моим близким, был «Гранатовый браслет» Абрама Роома. По воле сценариста Григорий Гай играет там писателя Куприна. Шумный, порывистый, опьяненный неведомым мне по малолетству зельем, и на пляже, и в «Гамбринусе» он выглядел как некий волшебник-самодур, еретиковствующий денди, каких не было среди обитателей моего двора или гостей нашего дома. Гости и соседи чаще напоминали сыгранных Гаем инвалидов и рецидивистов, чьи сердца тоже «съели немецкие овчарки».

Но сильней всего меня потрясла его роль советского офицера Андронова в киноэпопее про разведшколу «Сатурн», где также снимался замечательный Михаил Волков, коллега Гая по БДТ.

Два злейших оборотня и еретика с точки зрения нацистов. Обоих в случае провала ожидает участь их средневековых предшественников — костер и пытка.

Двое подопытных, прочитав мысли друг друга, объединяются для борьбы в глубоком тылу врага. Андронов, разумеется, гибнет…

Владимир Рецептер близко знал того и другого, и превосходно изобразил своих друзей в книге. От веселого до грустного один шаг, и мы сейчас в этом убедимся:

— Китай в сердце, — сказал Бас и стал рассказывать эпизод из жизни Ленкома. — Гогин спектакль, Лебедев — Сталин, и Гога решил вывести Кирова…

— Да, — сказал Сеня, — только он не сам решил, а ему подсказали… Чтобы был финал… Чтобы был апофеоз…

— Да, — сказал Бас, — и тут гример заявляет, что Гай — вылитый Киров, и он берется сделать портретный грим… Идет прогон с публикой, зал — битком, подходит финал, и на сцену выезжает лодка…

— Нет, — мягко сказал Семен, — вы не видели… Вас еще не было. Не лодка, а пароход… Действие шло на палубе, потому что художник Юнович придумала пароход… Между прочим, пьесу написали Мариенгоф с Козаковым… «Остров великих надежд», в том смысле, что мы все плывем на пароходе на этот остров, в коммунизм… Такой образ…

— Спасибо, Семен Ефимович, — сказал Бас. — Так вот, на палубу выходят Сталин и Киров, и вдруг весь зал вскакивает и начинает скандировать: «Мао Цзэ-дун!.. Мао Цзэ-дун!.. Мао Цзэ-дун!..».

Мы засмеялись, а Розенцвейг решил пояснить:

— Потому что Гай в гриме Кирова был настоящий Мао Цзэдун!.. Но вы смеетесь, а, между прочим, могли быть большие неприятности… Спектакль сняли, потому что мог быть погром…


— Пожалуйста, не приходи сегодня играть Ван-Свитена, я сам его сыграю, — сказал Гай.

— Но, Гриша, — сказал Валерий, — в расписании стоит моя фамилия, и не мне решать такой вопрос, ты же знаешь, наше дело солдатское.

— А ты опоздай, приди попозже, а я надену костюм и сыграю. — Валерий молчал. Тогда Гриша добавил: — Или прикинься больным, я тебя в хорошую больницу устрою.

— Больницы не нужно, — сказал Валерий. — Лучше ты позвони в режиссерское… Или Гоге. Если меня вычеркнут, сыграешь ты. Я буду только рад…

И Гриша повесил трубку.

Опасаясь бедствия, Татосов позвонил Гоге.

— Вот такая история, Георгий Александрович, — сказал он. — Мне ужасно неловко, потому что я стучу на своего товарища, но Гриша совсем болен: он хочет надеть костюм библиотекаря и явочным порядком играть спектакль…

— Вы напрасно сомневаетесь, — убеждающе сказал Гога. — Это хорошо, что вы сказали… Вы поступили благородно и оградили Гришу от тяжелых неприятностей… Спасибо, Володя… Сейчас мы позовем врача и постараемся овладеть ситуацией…

И врач уговорил Гая лечь в Бехтеревку…

Несчастье — заразительная болезнь. Забвение и безвестность — тоже. Забыв об одном, забывают другого, перестают замечать тех, кто был рядом с ним… Актеры, музыканты, писатели, чьими книгами, песнями, фильмами, концертами упивались… Постойте! Так все же «книгами» или «спектаклями»?

Сам не помню — все чаще слышим мы в ответ, и голос, как правило, доносится из пустого места, где еще недавно стоял живой человек.

И вот уже пьяненький, изгнанный из выпестованного им коллектива, подсиженный коллегою худрук некогда популярнейшего ВИА хвастает, раскачиваясь на стоптанных каблуках, роняя на тощий снег капли закрашенного алкоголя: «Тони Шеридан подарил свою песню лично моей дочери, оценив вокал (икает)… моей девочки!»

Тень отца Гамлета тоже говорит с нами голосом Григория Ароновича:

Тень: Не сожалей, но слушай
Внимательно, что я тебе скажу.

Гамлет: О, говори! Мой долг тебе внимать.

Несчастье сближает людей. Но не роднит. Родным становится то, что мы спасли не от несчастья, так от полного забвения.

И если вы слышите хруст бутафорских веток, то из последних сил продирается и к вам смертельно раненный Сенькой Волдырем (артист Брылеев) Акула, с мольбою «жить» на запекшихся губах…

Протяните ему руку, микрофон, бросьте ему спасательный круг, что угодно, попытайтесь сфотографировать, покажите эту статью…

Подайте бедному Гаю.


Читайте также

В тренде на этой неделе

Внучка о деде-фронтовике из Тетюш: «Долгое время считался без вести пропавшим»

Более 50-ти лет на телевидении: в Оренбурге открыли памятный знак выдающемуся журналисту Софье Радушиной

В Кривом Роге в ТЦК умер военнообязанный

"Он со мной не здоровался или не узнавал меня". Странности характера хита "Радовать"

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я