Сергей Гармаш: “Каждый должен читать Достоевского”
Актёр рассказал о своей роли в спектакле «Кроткая» На днях в Государственном академическом Малом театре состоялась премьера музыкально-драматического спектакля «Кроткая» по рассказу Фёдора Достоевского. Главную роль в ней сыграл Сергей Гармаш. Кстати, именно ему принадлежала и сама идея постановки, которую он вынашивал больше четырёх лет. О своей новой роли и о наследии Достоевского он рассказал «СЗ». Под невероятную музыку Башмета — Сергей Леонидович, почему именно «Кроткая», почему Достоевский? — Знаете, как бывает: читаешь книгу, и она тебя «взрывает». Так случилось с «Кроткой». Достоевский для меня — очень важный автор, который умеет глубоко и детально рассматривать душу. Я убеждён, что каждый актёр должен много читать Достоевского: можно многому учиться, просто читая его книги. Достоевский написал «Кроткую» под впечатлением газетных хроник о волне самоубийств в 1860- 70-х годах в России. Особенно потрясла его история суицида швеи Марьи Борисовой, которая выбросилась из окна с образом Божией Матери в руках. Героиня повести «Кроткая» тоже «вышла в окно». — А как пришла идея поставить спектакль с участием камерного ансамбля «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета? — Года четыре назад Юрий Башмет играл спектакль в «Современнике». Мы сидели в курилке театра, и тогда я впервые предложил ему: «Давай сделаем «Кроткую». Он обещал подумать. Второй раз мы говорили об этом, когда я поехал к Юрию Абрамовичу на концерт — читать письма Чайковского. В этот день в моей жизни произошло одно очень важное событие. И поздравляя, он меня обнял и сказал, что всё хорошо, он согласен. А вот превратил повесть в музыкальный спектакль режиссёр Виктор Крамер. В Малом вообще-то есть свой оркестр, и спектакли с музыкальным сопровождением здесь не редкость. Но Юрий Башмет сумел создать невероятную музыку. Передо мной стояла сложная задача — научиться правильно взаимодействовать с ней. Музыка реагировала на все мои паузы, задержки дыхания… и происходили эмоциональные чудеса. Одиночество маленького человека — Почему, на ваш взгляд, эта история должна быть рассказана современному зрителю? — Феномен Достоевского заключается в том, что мы примеряем его героев на себя. Писатель остро поднимает тему одиночества, «маленького задавленного человека». Наш спектакль — это история сложных взаимоотношений «маленьких людей», ставших супругами. Я не могу сказать, что я люблю или ненавижу своего героя: моё дело играть, и я играю по Станиславскому. Я — адвокат своей роли. Документы в театральное отдала мама — Вы сразу поняли, что ваша судьба — стать актёром? — В детстве я был сложным ребёнком, темпераментным. Меня даже дважды выгоняли из школы за поведение. Я страстно хотел стать моряком, занимался парусным спортом. Но однажды, просматривая справочник, брякнул: «О, интересно! Вырасту, стану артистом». Мама за эту фразу ухватилась и решила устроить мою судьбу: отдала документы в театральное училище Днепропетровска, вступительных экзаменов там было мало. Она просто опасалась, что с моими оценками и характеристикой на морскую специальность мне не поступить. При ехал я тогда неподготовленным, стал писать диктант, не зная про экзамен по актёрскому мастерству. Но поступил! После армии уже осознанно решил продолжить театральное обучение в Москве. Меня приняли в Школу-студию МХАТ. В кино я дебютировал в 26 лет, сыграв рядового Урина в военной драме «Отряд», и после выхода картины роли буквально...