Мы в Telegram
Добавить новость
< >
Январь 2012
Февраль 2012
Март 2012
Апрель 2012
Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013
Август 2013
Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014
Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014
Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015
Апрель 2015
Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019
Февраль 2019
Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1
2
3
4
5
6 7 8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено

Алена Солнцева о том, что можно узнать о современности, посмотрев новый фильм Андрея Кончаловского

0 188

"Он со мной не здоровался или не узнавал меня". Странности характера хита "Радовать"

Внучка о деде-фронтовике из Тетюш: «Долгое время считался без вести пропавшим»

В сети показали удар русской ракеты по эшелону ВСУ в Синельниково - видео

Подполье: ТЭС в Бурштыне поражена российским ударом

Фильм Андрея Кончаловского "Дорогие товарищи" о трагедии в Новочеркасске в июне 1962 года художественно можно оценивать по-разному, в зависимости от вкусов и пристрастий. Но то, что сегодня он удивительно актуален - бесспорно. Хотя сам Кончаловский утверждает, что это случайность, к съемкам он приступил в 2019 году, сценарий написан в 2018-м, но замысел зрел долго: так что это не реакция на недавние события, а рефлексия о вечном.

Сюжет о жестоком силовом подавлении народного восстания, то есть, о хладнокровном расстреле мирных демонстрантов, основан на документальных фактах. Хотя в случае с этой историей, по сути, нет ни настоящих фактов, ни достоверных документов. Когда в 1992 году Военная прокуратура РФ расследовала преступление 30-летней давности, следователи вынуждены были признать при анализе архивных документов "их конъюнктурную направленность, связанную как с оценкой событий, так и со стремлением властей оправдать свои действия". В итоге следствию так и не удалось выяснить, "какие должностные лица во исполнение принятого членами Президиума ЦК КПСС решения о применении на площади оружия организовали данную акцию и отдавали приказ о стрельбе на поражение, а также установить непосредственных исполнителей этого приказа".

Однако решение о применении оружия все же было принято, и ответственность за него принадлежит первым лицам советского государства. Именно поэтому уголовное дело против Никиты Хрущева, Фрола Козлова, Анастаса Микояна и других (всего 11 высших партийных и должностных лиц, причастных к событиям в Новочеркасске) было возбуждено, но и прекращено в 1994 году – "за отсутствием в действиях указанных лиц состава преступления".

Единственным виновником сочли Фрола Козлова, именно на него указал в своих воспоминаниях Микоян. Козлов, о котором сейчас уже никто не помнит, тогда был вторым лицом в партии, заместителем и самым вероятным преемником Хрущева.

Микоян утверждал, что это "Козлов стоял за проведение неоправданно жесткой линии, названивал в Москву и сеял панику, требуя разрешения на применение оружия, и через Хрущева получил санкцию на это "в случае крайней необходимости".

Сам же Микоян якобы сразу понял, "что претензии рабочих были вполне справедливы и недовольство оправданно". "Как раз вышло постановление о повышении цен на мясо и масло, - пишет он в мемуарах, - а дурак-директор одновременно повысил нормы, на недовольство рабочих реагировал по-хамски, не желая с ними даже разговаривать. Действовал, как будто провокатор какой-то, оттого что не хватало ума и уважения к рабочим. В результате началась забастовка, которая приобрела политический характер". Козлов же дезинформировал Хрущева, которого и без того пугали из КГБ, сообщая, что волнения грозят перекинуться в другие области.

В общем, все участники перекладывают вину друг на друга, однако в 1962 году они все были заодно, против 5 тысяч рабочих и горожан, вышедших на площадь с портретами Ленина и красными знаменами, с лозунгами "Мясо, масло, повышение зарплаты!"

Кинематограф мало обращался к этому сюжету.

В 1992 году вышел фильм "Разыскивается опасный преступник", где главным героем был некий полковник Черных (его играл Ивар Калныньш). Его прототипом являлся как раз единственный армейский генерал, споривший с решением применять армию против горожан. Фильм начинается с документального выступления депутата Собчака, поднявшего вопрос о расследовании расстрела в Новочеркасске (Путин в начале 2000-х возлагал цветы на мемориал жертвам расстрела). Но сам фильм далек от документальности, он снят на гребне перестроечного энтузиазма. Пропагандистский пафос тогда поменял знак на противоположный, но по духу оставался столь же прямолинейным.

Есть еще сериал "Дело было в Ростове", где одна из сюжетных линий связана с забастовкой и ее трагическими последствиями.

Но "Дорогие товарищи" - первый фильм, впрямую обратившийся к реальным событиям, и основанный, по возможности, на документах и исторических исследованиях.

Впрочем, героиня фильма не является историческим персонажем, Кончаловский рассказывает о трагедии через судьбу вымышленной представительницы правящей элиты, завсектором промышленности горкома партии, убежденной коммунистки Людмилы, одинокой матери, чья восемнадцатилетняя дочь работает в лаборатории того самого завода, с которого началась забастовка. Людмилу играет Юлия Высоцкая, с легкостью демонстрирующая все внешние признаки времени, от чулок на резинках до спецпайка в гастрономе.

Но задачу перед актрисой режиссер поставил более сложную – узнав об участии дочери в расстрелянной демонстрации, Людмила, подобно античным героям, оказывается перед выбором между чувством (матери) и долгом (партработника). Что именно происходит и чем фильм кончается, я рассказывать не буду, чтобы не лишать сюжет напряжения. Хотя это и не столь важно, не для этого стоит фильм смотреть.

Интересно посмотреть на события с точки зрения тех, кто находится на стороне власти. Людмила возмущена происходящим, она привычно "выступает" перед гостями из Москвы, требуя немедленного расстрела хулиганов и бунтовщиков. Ее ведет автоматизм заученного пафоса, жестов, знакомой лексики. До тех пор, пока дело не коснется ее дочери – тут риторика перестает работать.

Толпа людей, бьющая стекла и кидающая камни в здание заводоуправления, где оказываются, как в западне, члены городского и областного комитета, растерянные, подавленные, униженные – пугает и угрожает. Никто из "актива", запертого в кабинете, не думает о справедливости, жалости, участии – демонстранты воспринимаются как опасность, как враги, поэтому апелляция к войскам возникает естественно.

Войска нужны для защиты осажденных, спецназ выводит отцов города из западни через узкие канализационные люки, что на визуальном уровне подчеркивает унизительность их положения. Но никто из руководства не сочувствует восставшим, не думает о справедливости их требований, не готов вступать с ними в диалог – страх за свою безопасность делает их безжалостными.

Кончаловский, в отсутствии твердых фактов, выбирает из существующих версий наиболее эффектные.

Например, героиня во время своего бегства отчетливо видит на чердаке горкома снайпера, расчехляющего свой пулемет (считается, хоть это и не доказано, что стреляли по толпе боевыми патронами бойцы Девятого управления КГБ, якобы под видом музыкантов приехавшие в город для спецоперации). Сцена отказа генерал-лейтенанта Матвея Шапошникова использовать армию против трудящихся - тоже одна из самых эффектных в фильме. (Жаль, что в формате этого кино нельзя рассказать о том, что позже случилось с генералом – он, в отличие от послушно выполнивших приказ руководства, потребовал расследования преступления. После чего его обвинили в антисоветской пропаганде, он вынужден был покаяться и выйти в отставку).

Вошло в фильм тайное захоронение убитых (по одним данным, во время расстрела было убито 16 человек, по другим 26), ради сохранения секретности трупы просто втихую зарыли, в том числе и в старые могилы. Снято и то, как горожане дают подписку о неразглашении государственной тайны. И как ночами арестовывают участников митинга, как бегут за ними по улицам, тоже есть.

А вот расстрел семерых "зачинщиков" в фильм уже не попал.

Но самым удивительным в "Дорогих товарищах" мне кажется не то, что героиня все равно остается сталинисткой и убежденной партийкой. Это как раз скорее объяснимо – до сих пор многие твердые коммунисты считают, что Новочеркасск был результатом ошибок мягкотелого, "купленного Америкой" Хрущева. Удивительнее то, что сам Кончаловский остается внутри рамок этой картины мира.

В самый горький свой час пьяная Людмила запевает марш из фильма "Весна": "Товарищ, товарищ! В труде и в бою\ Храни беззаветно Отчизну свою!", ее добровольный помощник из органов подхватывает: "Цветут вокруг прекрасные \ Мои поля, мои леса. \ Страна моя любимая, \ На всей земле одна\ Стоит никем непобедимая". Слова марша, как известно, написаны Сергеем Михалковым, отцом режиссера. И именно на этой песне настаивал режиссер, интуитивно выбрав такую краску.

Субъектом истории в фильме по-прежнему является не народ, напрасно требующий какого-то масла и мяса, бросающий камни в окна и громящий стулья в горкоме, а сидящие в ряд в президиуме дорогие товарищи из Политбюро, пусть и временно униженные.

Ничего - даже если вдруг танки и не встанут стрелять ради их защиты, всегда есть некие тихие люди, которые справятся с любыми спецоперациями. Виновные будут наказаны, потом, если надо, кого-то реабилитируют, но тех, кто на самом деле отдал приказ стрелять по толпе безоружных людей, никогда не найдут.

Кстати, уникальность трагедии в Новочеркасске именно в том, что там начали стрелять – потому что в том, что трудящиеся в 60-е годы вышли бастовать и митинговать, ничего необычного для СССР не было.

Повышение цен на масло и мясо на 20-30% в мае 1962 года вызвало много случаев протеста по всей стране - в Москве, Ленинграде, Донецке, Днепропетровске, Горьком, Тамбове, Тбилиси, Новосибирске, Челябинске, Загорске, Выборге и других городах произошло 58 стихийных забастовок и 12 уличных демонстраций. Но там не убивали протестующих, и потому следа в общественной памяти они не оставили. Впрочем, и цены не опустили.

Из всех слухов и полуфактов, связанных с Новочеркасском, лично меня поразил один – после скорого суда, по которому семерых, назначенных зачинщиками, расстреляли, а еще сотню отправили в колонии с сроком от 5 до 10 лет, рабочие вышли на завод и перевыполнили план на 150 процентов.

 


Читайте также

В тренде на этой неделе

Внучка о деде-фронтовике из Тетюш: «Долгое время считался без вести пропавшим»

В Кривом Роге в ТЦК умер военнообязанный

В Кривом Роге в ТЦК умер мужчина

Более 50-ти лет на телевидении: в Оренбурге открыли памятный знак выдающемуся журналисту Софье Радушиной

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я