Тень Черного всадника. В Киеве собираются поменять памятник Щорсу
Сложно понять, в чьей больной голове родился замысел о трансформации революционного командира в образ мистического зла. Видимо, речь идет о каких-то внутренних комплексах украинских декоммунизаторов.
Отсутствие внятного настоящего компенсируется усиленным переписыванием прошлого — по такому принципу живет современная Украина. Юное «пушечное мясо», которое режим отправляет на бойню, предварительно подвергается «правильной» обработке.
«Недостаточно осмысленная дискуссия»
На государственном уровне за воспитание любви к Бандере и ненависти к Советской Украине отвечает Институт национальной памяти, ныне возглавляемый Антоном Дробовичем.
Сменщик легендарного Владимира Вятровича на фоне пандемии коронавируса на некоторое время ушел в тень, но о своей «великой миссии» не забыл.
С директором Института национальной памяти побеседовали журналисты telegram-канала PavlovskyNEWS. В частности, его спросили о том, как он относится к решению киевских властей, обязавших всех школы столицы начинать учебный день с исполнения гимна Украины. Особо подчеркивается, что фонограмма не допускается — школьники должны лично петь главную песню страны.
Относительно перспектив распространения этой инициативы на все украинские города Дробович высказался уклончиво: «Сейчас происходит недостаточно осмысленная дискуссия. Кто-то говорит — это хорошо или плохо, но мало кто опирается на выводы возрастной психологии, на выводы учителей, международный опыт, где это срабатывает, а где нет. Как дети себя ведут, действительно ли они поют».
Зато более конкретен он был, когда речь зашла о, так сказать, монументальной декоммунизации. По словам Дробовича, в ближайших планах его организации снос советских гербов на мосту Патона и на монументе «Родины-матери» в Киеве.
Красный командир как источник раздражения
Также директор Института национальной памяти рассказал о судьбе памятника герою Гражданской войны Николаю Щорсу. Дробович сообщил, что есть несколько вариантов будущего скульптуры, подвергающейся атакам украинских националистов.
Согласно первому варианту, она будет демонтирована и помещена в Музей монументальной пропаганды. По второму варианту, предложенному некоей «группой граждан», Щорса предлагается обезличить, превратив его в «Черного всадника» — героя произведений Николая Гоголя.
Памятник Щорсу был открыт 30 апреля 1954 года— открытие было приурочено к 300-летию воссоединения России и Украины. Несмотря на то, что некоторые критиковали работу скульпторов Василия Бородая, Николая Суходолова, Михаила Лысенко, а также архитекторов Алексея Заварова и Александра Власова, памятник полюбился киевлянам.
Настолько, что уже после «Евромайдана» горожане не раз вступали в стычки с националистами, анонсировавшими снос скульптуры. Особо рьяным жители столицы открыто советовали убираться на свои «западенские хутора», и не пытаться навязать киевлянам свои порядки.
Щорс-памятник оказался достоин памяти человека, в честь которого был установлен. Власти, опасаясь гнева киевлян, не решаются приступить к демонтажу скульптуры. В связи с чем и появилась идея про «Черного всадника».
Черный всадник и внутренние комплексы
Черный всадник — герой повести Николая Гоголя «Страшная месть», входящей в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». Критики отмечают, что это пугающий образ не характерен ни для творчества самого Гоголя, ни для русской литературы, и скорее является отсылкой к западным сюжетам.
Сложно понять, в чьей больной голове родился замысел о трансформации революционного командира в образ мистического зла. Видимо, речь идет о каких-то внутренних комплексах украинских декоммунизаторов.
Дробович, которого в момент прихода на должность считали более умеренным, нежели Вятрович, уже много раз доказал, что своему предшественнику не уступит.
Например, в июле он пообещал гражданам, что Кировоградская и Днепропетровская области страны будут обязательно переименованы. «Я думаю, что есть все шансы на это. Очень странно, когда в независимой стране 21 века области названы в честь сомнительных советских деятелей», — приводит слова Дробовича УНН.
Стоит отметить, что, как и в случае с переименованием города Днепропетровска, мнения жителей никто не спрашивает — центральные власти в лице Верховной Рады все решают самостоятельно.
Лишать «Родину-мать» советского герба трудно и опасно. Но Дробович хочет попробовать
Что касается остальных планов главы Института национальной памяти, то с ними не все однозначно. Если с демонтажом звезд с моста Патона команда Дробовича, возможно, справится, то с «Родиной-матерью» у него будут большие проблемы.
Монумент «Родина-мать» в Киеве задумывался как главный объект Музея истории Великой Отечественной войны, который с июля 2015 года носит новое название — Музей истории Украины во Второй мировой войне.
Работу над монументом начинал автор сталинградской «Родины-матери» Евгений Вучетич. Первоначально предполагалось, что на постаменте будет возвышаться 80-метровая бронзовая с позолотой фигура женщины. У подножия статуи с 30-метровой высоты должен был течь в Днепр водопад, с обеих сторон которого воины форсировали реку. После смерти Вучетича работу возглавил скульптор Василий Бородай, и проект претерпел значительные изменения.
102-метровая киевская «Родина-мать» держит в руках поднятый вверх меч и щит с гербом СССР. Металлический каркас статуи сделан из нержавеющей стали, выплавленной в Запорожье. Стальную обшивку сварили специалисты Института электросварки имени Патона из листов размером 50×50 см толщиной 1,5 мм. Суммарная длина швов составила около 30 км. Скульптура таких размеров была сделана впервые в СССР. Она изготовлена на Киевском заводе имени Парижской Коммуны с учётом рекомендаций Института электросварки имени Е. О. Патона по сварке элементов из нержавеющей стали отдельными блоками-секциями весом 25–30 т. Скульптуру собирали специально построенным стометровым краном.
Создатели «Родины-матери» просчитывали все досконально, и просто так «отпилить» советский герб не получится — это может привести к полному разрушению статуи. Вятрович, который в 2016 году тоже анонсировал удаление «советской символики», поняв, что с задачей не справляется, предпочел о «Родине-матери» забыть.
Дробович также признает, что с памятником все непросто, и он даже советовался со специалистами Института электросварки имени академика Патона, которые сообщили, что операция подобного рода будет очень дорогой и крайне сложной.
Но глава Украинского института национальной памяти, судя по всему, все-таки намерен попробовать.
Во сколько это обойдется бюджету, сколько людей подвергнутся риску — господина Дробовича не волнует. Ведь юное «пушечное мясо» должно быть избавлено от тлетворного влияния советской символики, порождающей массу вредных для спокойствия украинских власть предержащих вопросов.