Махно как карнавальная фигура украинской идеологии
В последние дни марта пресс-служба украинского МИД, а затем агентство "Укринформ" сообщили, что в Германии вышла книга о Несторе Махно. Сообщили триумфально: мол, история Украины становится интересна не только украинцам, но Европе. Махно в этих сообщениях именовался "легендарной фигурой". Книгу "Помните обо мне: Нестор Махно. Портрет украинского анархиста", вышедшую в Германии, написал не немец, а некто Марк Зак, родившийся во Львове, выросший в Одессе, потом уехавший с семьёй из СССР и оказавшийся в Кёльне. Сочинение Зака о Махно заметили, и в одной из рецензий на книгу можно даже прочитать, что своими успехами анархистский вожак был обязан… немецким технологиям. Под "немецкими технологиями" имеются в виду тачанки, которые Махно, как пишет Зак, позаимствовал у немцев-колонистов. Теперь власти Гуляйпольского района Запорожской области вынашивают планы переноса останков похороненного во Франции Махно на родину. Когда, мол, в Гуляйполе появится могила Махно, в город толпами повалят туристы. Вообще, насаждение культа Махно на Украине со времени превращения её в "незалежную" – явление интересное. В 1990-х годах рассуждали о том, что в Махно ожил "дух запорожских казаков", что он создал новую степную вольницу. Однако по-настоящему этого бандита-перебежчика стали использовать после "оранжевой революции". Несколько лет подряд в Гуляйполе устраивали фестиваль "День независимости с Махно". Дирижировал фестивалем некий Олесь Доний, ещё в годы горбачёвской "перестройки" руководивший вылазками студентов-националистов, когда те захватывали главный корпус Киевского университета, устраивали "революцию на граните" и т. п. Олесь Доний в центре Киева зазывает на "Махнофест". Фото photo.i.ua "День независимости с Махно" проводился под лозунгом "Чинуши празднуют в Киеве, а настоящие украинцы едут в Гуляйполе". Вот так! Фестиваль состоял из концерта рок-групп и "махновских чтений" – выступлений всех желающих в антураже тачанок, пулемётов и пьянства. Была "махновская свадьба", была лекция "Является ли украинский анархонационализм угрозой для русской имперской идеи"… Крохотный городок Гуляйполе находится в центре четырёхугольника, образуемого городами Донецк – Мариуполь – Запорожье – Днепропетровск. Так что "Махнофест" глубоко вклинивался в недружественную "оранжевому" режиму территорию, имея мишенью русское и русскоязычное население юго-востока Украины. Поставили в Гуляйполе и памятник Нестору Махно – стараниями художественного объединения "Последняя баррикада" всё того же Дония, а также Юрия Луценко, тогда министра внутренних дел Украины. Памятник Махно и Юрий Луценко. Фото tsn.ua В 2010-м президентом стал Янукович, и фестивали в Гуляйполе прекратились. Однако после свержения Януковича в 2014 году всё возобновилось с новой силой. Махно включили в пантеон борцов за независимость Украины от "москалей". В последние годы тенденция укрепилась. Радио "Свобода"** записало Махно в освободители Крыма от армии Врангеля, а анархисты, входившие в махновские отряды, были объявлены предтечами тех, кто совершил "революцию достоинства". Махновскую папаху водрузил на себя Илья Кива, один из создателей добробатов в первые месяцы АТО, затем советник министра внутренних дела Авакова. В 2017 году Кива сыграл роль Махно в фильме "Посттравматическая рапсодия" и рассказывал, что в ленте воссозданы "события украинской истории" – "борьба с красными". Илья Кива в образе Нестора Махно В ноябре 2018 года по случаю 130-летия со дня рождения Махно в Гуляйполе устроили большое театральное представление. В те же дни в днепропетровском историческом музее открыли выставку, где посетителям сообщали, что знаменитый анархист был ещё и экстрасенсом. Школьники, которых приводили в музей на экскурсию, после лекции о Махно принимались играть в "украинскую революцию" – настольную игру, выпущенную Украинским институтом национальной памяти. А в начале апреля в краеведческом музее Мелитополя собрали студентов, которым поведали об "антибольшевистском движении" в этих краях, и в центре рассказов снова был Махно. Между тем настоящий Махно менял свою ориентацию даже не два, а несколько раз. В годы Гражданской войны в России воевал как за красных (летом 1918 года он встречался в Москве с Лениным), так и против красных. С одной стороны на другую "батька Махно" переходил неоднократно, проблем с этим у него не было. Интересно вот что: киевский режим в исступлении декоммунизации выжигает всё, связанное с историей большевизма, но Махно, "революционер, который пострашнее Ленина и Сталина, вместе взятых" (А. Колпакиди), остаётся в украинской идеологии неприкасаемой "легендарной фигурой". Почему? Не будем спешить с разгадкой. Наверное, отчасти дело в том, что последние пять лет на Украине по отношению к периоду Гражданской войны насаждается культ Петлюры и его соратников – Коновальца, Болбочана, но все они хронические неудачники, терпевшие поражение за поражением. Махно тоже в победители не запишешь, но к нему, в отличие от петлюровцев, пристала "народная легенда"; этого перебежчика из одного лагеря в другой легче изобразить фигурой привлекательной. Так что "анархист-коммунист" Махно послужит власти декоммунизаторов, если эта власть ещё сколько-то просуществует. А что касается "народной легенды", она вся умещается в немудрёные рифмы, сложенные стихотворцем-любителем: Был такой бандит Махно Пил и грабил заодно Жег деревни, убивал, Обещал и предавал. Был в конце концов бандит Красной армией разбит. И бежал он сквозь метель Аж за тридевять земель. Был такой бандит Махно. Был да сплыл давным-давно.