60 лет Жанне Агузаровой – обладательнице красивейшего голоса и очень странных манер
0
4171
Жанне Агузаровой 7 июля исполняется 60 лет. Молодым слушателям ее представляют как «русскую Леди Гагу». А ведь могло быть наоборот, и сейчас бы Леди Гага именовалась «американской Агузаровой». У Жанны Хасановны, обладательницы удивительного хрустального голоса и веселого нрава, бурная биография: в середине 1980-х прославилась на весь Союз в составе группы «Браво», затем начала сольную карьеру, уехала в США, вернулась обратно, выдавала себя за инопланетянку. С ее природными данными и кредитом доверия от слушателей Агузарова давно могла бы стать мегазвездой, но все, с чем она сегодня ассоциируется, – это ее чудачества, старое «Браво» и несколько хитов тридцатилетней давности. Что же пошло не так?
Первый фрик на деревне
Когда начинаешь изучать биографию Агузаровой, понимаешь, что шутки о ее внеземном происхождении не лишены смысла: такое впечатление, что Жанна родилась и росла в нескольких местах одновременно. Сама она о детстве рассказывает неохотно, придумывая разные фантастические версии. Кто-то говорит, что она появилась на свет в узбекском Зарафшане. Другие – что в поселке Туртас Уватского района Тюменской области, а затем жила в Колывани под Новосибирском. Кто-то уточняет: не в самой Колывани, а в Боярке Колыванского района. А кто-то утверждает, что в Туртас Агузарова приехала уже подростком откуда-то из-под Иркутска. Причем в каждом из этих населенных пунктов журналисты находят бывших педагогов и однокашников Жанны, и все они охотно вспоминают о ее милых причудах.
Расставшись с отцом Жанны, осетином, которого, по официальной версии, звали Хасаном, а по альтернативной – Георгием, мать отослала дочь к бабушке Прасковье Павловне (в летописях также значится как Олимпиада Петровна), сыгравшей важную роль в судьбе будущей звезды. Именно она приучила внучку подпевать артистам, которых показывали по телевизору, а когда Жанна начала выступать в школьной самодеятельности, шила ей необычные сценические наряды.
Артистизма в сибирской девочке было с избытком. В школе ее прозвали Пугачевой за подражание певице. А вскоре она почувствовала вкус к эпатажу. После одного из утренников Жанна получила от учителей выговор: «Пела на торжественном концерте в какой-то нерусской манере».
До сих пор в Боярке помнят креативные наряды Агузаровой – даже идя за водой к колонке, она одевалась, как для шоу.
Столичная богема
Задерживаться в Сибири Жанна не собиралась. О ее амбициях говорит фрагмент письма школьной подруге, которое Агузарова писала уже в Москве: «Как ты можешь там жить? Неужели ты хочешь быть простым обывателем, мещаночкой, которая встретит своего агронома, и они будут жить-попивать и машину наживать?»
Официальная Москва встретила 20-летнюю Жанну холодно: она провалилась на вступительных экзаменах в ГИТИС и музыкальное училище имени Гнесиных. В одном из этих мест ей, по легенде, даже диагностировали полное отсутствие слуха и голоса. Ее не было ни на одном из популярных в начале нулевых фестивалей. Единичное появление под занавес «Максидрома» в 2001 году было, как всегда, выдержано в стиле «разрыв шаблона»: спев пару своих песен, Жанна пустилась в пространные рассуждения, а потом вытащила на сцену неизвестную группу, подобранную где-то в Питере. Вместо торжественного финала получился хаос.
«Вы же знаете, я звезда, которая иногда позволяет себе лишнее», – сказала она тогда, и возможно, это объясняет, почему прагматичные деятели шоу-бизнеса предпочитали не связываться с Агузаровой. Мало кому понравится подопечный, который норовит порвать любой коммерчески выгодный шаблон.
В 1999 году дебютировала Земфира, которую презентовали как наследницу Агузаровой: на первом альбоме влияние Жанны было особенно заметно. В 2003-м появился поп-проект ГлюкоZа продюсера Максима Фадеева, солистка которого нарочито пела «под Агузарову». Аудитория самой Агузаровой съежилась до небольшого сообщества преданных поклонников. Заходили на концерты и те, кто ностальгировал по прошлому.
Ложка после обеда
А потом Агузарова выпустила новый альбом: вторая ее сольная пластинка «Королева Сансета» вышла ровно через 30 лет после предыдущей, в 2020 году. Вышла так тихо и скромно, что наверняка многие читатели статьи об этом диске даже не слышали.
Между тем альбом очень даже неплох. Только на самом деле он совсем не новый. Все вошедшие в него песни так или иначе уже известны публике: издавались по отдельности на разных сборниках, исполнялись на концертах. Просто теперь они собраны под одной, довольно небрежно оформленной обложкой.
Долгожданная пластинка Жанны Агузаровой демонстрирует полное пренебрежение к славе мирской. Проигнорированы все современные музыкальные тренды: если «Русский альбом» звучал музыкой из будущего, то «Королева» – это музыка прошлого, пластинка, словно бы записанная в 1996-м.
Перформанс продолжается
Агузарова бывает не в форме, но ее уникального тембра голос как бы живет отдельной жизнью и делает свою работу независимо от эксцентричной хозяйки. Иногда она участвует в сборных концертах, где артисты поют живьем, – это может быть, например, очередной юбилей «Браво», – и тогда нельзя не поразиться тому, насколько ярко ее голос звучит на фоне остальных уважаемых исполнителей. Это просто другая «весовая категория».
Вместо того чтобы сокрушаться по поводу ее карьеры, которая могла бы быть намного внушительнее, можно постановить: Агузарова не только певица, но и художник-акционист, чья жизнь – один сплошной перформанс. Недаром в юности она была на короткой ноге с «Мухоморами», любителями художественных акций и провокаций. Только Агузарова никогда не делает пауз, не выходит из роли (по крайней мере, на публике), не переодевается в «гражданскую одежду» обычного человека.
Другое дело, что в России, в отличие от Америки, легкость – не добродетель. Жизнь у нас суровая, и на беззаботно порхающих бабочек веселого абсурда здесь смотрят недружелюбно: разлеталась, понимаешь ли. У нас не Бразилия, и карнавала здесь, как однажды заметил еще один отечественный марсианин, Илья Лагутенко, нет и, возможно, не будет. Поэтому бабочке Жанне прижиться тут по-настоящему вряд ли возможно. К счастью, она богата не только своими чудачествами, и ее прозрачный голос родная страна забыть не может и не хочет.