Памяти Леонида Куравлева
Говорят, что улыбка, зеркало души. У киногероя это наверно вдвойне правильно, и именно эта улыбка, искрения, открытая и добродушная, стала его визитной карточкой. Действительно ведь в культовом для себя фильме, только изобразив ее, эту улыбку, пусть и получившуюся дурацкой из-за драматизма момента, он сумел отбиться от подозрений милиции.
И действительно было подозрительно, куда же держал путь в тот момент, этот Борщёв АН, не героический сантехник из обычной жизни, в поисках себя? И своего места в этой жизни? Говорят, что изначально по сценарию, финал этого фильма должен был быть именно драматичным, а может даже и трагичным. Но мастер своей рукой вставив в завершение картины коротенькую, не знаю даже сколько идущую по хронометражу секунд сцену, которой вдохнул надежду, в этого доброго, но непутевого человека, тем самым помогая ему, заблудшему в жизни. Да, наш герой не смог найти сам то что искал, зато нашли его! И таким образом однозначно и на века, перевесив все минусы нашего героя в этом фильме, да и саму картину, одним большим плюсом.
Когда по сценарию ему не было возможности улыбаться, то иногда он даже становился не узнаваемым. Как например в детском фильме Говорухина «Робинзон Крузо». Воспоминания об этом фильме конечно же хранились в моей памяти. Многие мальчишки начинали в то время свое большое чтение именно с этой книжки, а фильмографию с этого фильма. Но что именно он играл роль несчастного Робина, я только понял уже потом, когда урывками пересматривал картину. Наверно он сыграл свою роль мастерски, но роль одиночки затворника, которую ему все-таки пришлось после смерти своей неразлучной супруги, отыграть еще раз и сполна, никогда ему, по-моему, не шла. И роль оберштурмбанфюрера Айсмана, в 17-и мгновениях весны, этакого одноглазого пирата фашистской эскадры, получилась у него грустной, как будто эти черепа и кости давили ему на душу. А сценаристы не дали ему отдушину чтобы рассмеяться как-нибудь эдакой «Мюллеровской» улыбкой.
Впрочем, это были лишь исключения из правил. Не пройдя мимо классика комедийного жанра Гайдая, он ворвался к нам в образе милашки вора-домушника Жоржа Милославского, почти Рубин-Гуда своего времени, разве что не раздающего экспроприированное богатство другим (хотя, как знать). Зато отстаивающего целостность государства Российского, наперекор неудачно попавшему на трон человеку, и радеющего за всеобщее благо «Граждане храните деньги в сберегательной кассе! Если конечно они у Вас есть», против людей его профессии. Своим очарованием и песнями, он наверно влюбил в себя и зрителей, и всех героев из прошлого времени, да и из будущего. Ну конечно кроме товарища Шпака и собаки с милицией.
Да и герой одной из его первых лент в «Золотом теленке», получился 100% попаданием в типаж, этакого самого простого и искреннего из «сыновей лейтенанта Шмидта», в сторону которого было сказано крылатое: «Пилите Шура, пилите, они золотые». Вообще смотрите, вот парочку главных героев из «12 стульев» играли несколько разных актеров в нескольких разных попытках экранизации произведения, с разной долей попадания в образ, разумеется. Но это легендарное ТРИО из «Теленка» потом не осмелился больше экранизировать никто, ибо такое точное попадание в образы бывает наверно раз на миллион. И кого не заставь сыграть эти роли, они будут мысленно играть или подражать тому, как было сыграно ими в этом фильме.
На стыке веков и столетий вышел уже немного подзабытый, а как-то ранее, часто показываемый, фильм-сказка с новогодним уклоном: «Железнодорожный романс». Где посреди уже неизменной атрибутики новой эпохи, «Новых русских», два раза перед главным героем фильма, появлялся и ОН, в образе веселого и добродушного проводника, такого до боли родного персонажа, что наверно если, пойдя в поезде за кипятком, на встречу выйдет именно ОН с этой его улыбкой, ты если и удивишься, то потом, когда будешь обратно идти к своему купе и огладываться. И оба раза он дал главному герою, идею что делать дальше и как жить. Словно его ангел-хранитель. Роль не большая, но без нее фильм бы утратил наверно половину своей привлекательности.
Конечно же и фильм «Ищите женщину» который я, будь не ладен упомянул буквально на днях, неосторожно – осторожно заметив, что ОН пока еще с нами. И вот теперь все, его, больше нет. Еще одного из «Мастодонтов» Советской эпохи кино. Проведшему свою жизнь и вне кино, несомненно достойно. Не оставив после себя «скандалов, интриг и расследований». Видимо не нашлось (по крайней мере хотя бы пока) падальщиков, у которых поднялась бы рука, раскапывать в его жизни что-то эдакое. Да, впрочем, он и сам не дал повода для этого. До последних дней даже в редких интервью одаривая всех своей простой и добродушной улыбкой.
Он не был клоуном, не в хорошем и не в плохом значении этого слова. Он был просто человеком, который побуждал, глядя на его, на его игру улыбнуться в ответ. Да именно так, просто, тихо и не громко улыбнуться. И когда Москва выйдет провожать его по первому февральскому снегу, как никогда наверно уместно будет звучать другая монументальная фраза, из другого монументального фильма, сказанная другим монументальным актером: «Улыбайтесь господа! Ведь серьезное лицо еще не признак ума господа. Все великие гадости делались именно с этим серьезным выражением на лице. Улыбайтесь!»
Александр Пашкин