Мы в Telegram
Добавить новость
< >
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013
Август 2013
Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014
Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014
Сентябрь 2014
Октябрь 2014
Ноябрь 2014
Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015
Март 2015
Апрель 2015
Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019
Февраль 2019
Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1
2
3 4 5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено

Дворянин, еврей, калмык?.. О запутанной родословной Ленина

Генеральша Мария Китаева, о которой почему-то не принято говорить вслух

Генеральша Мария Китаева, о которой почему-то не принято говорить вслух

Майже 2000 км велосипедом - задля підтримки ЗСУ

Без паспорта — не значит без памяти! Постояльцы Комплексного социального центра Волгодонска подготовили концерт ко Дню Победы

В год 150-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина мы наверняка не один раз услышим о ниспровержении мифов и раскрытии тайн вокруг его личности. В качестве одной из таких тайн преподносится происхождение Ленина, которое на самом деле уже давно перестало быть запретной темой. Хотя в советское время многие факты из родословной семьи Ульяновых оставались неизвестными в научной литературе. Что же можно рассказать о предках основателя Советского государства сегодня?

Дворянин из крепостных крестьян

Обратимся для начала к вопросу о сословном происхождении Владимира Ульянова. В официальной биографии Ленина 1940-го года под авторством партийного идеолога Емельяна Ярославского читаем:

«Отец Ленина Илья Николаевич Ульянов был в то время (год рождения Ленина, 1870-й. — Ред.) инспектором народных училищ Симбирской губернии, а до этого в течение многих лет был учителем физики и математики в Нижнем Новгороде и Пензе. Илья Николаевич Ульянов происходил из очень бедных мещан г. Астрахани».
Семья Ильи и Марии Ульяновых. Будущий основатель СССР — внизу справа. 1879 год

На крупных чиновничьих должностях в Российской империи служили дворяне, поскольку за свою службу они так или иначе получали определённый чин Табели о рангах. В 1870 году Илья Ульянов имел чин коллежского советника, дающий личное дворянство. А в 1877 году он стал действительным статским советником, на тот момент самым низшим чином Табели о рангах, обеспечивавшим потомственное дворянство. Дворянское достоинство было утверждено за семьёй Ульяновых в 1886 году указом Сената после смерти Ильи Ульянова, и оно распространилось в том числе на 16-летнего подростка Володю.

Но сам род Ульяновых был далеко не дворянским. Самым ранним предком Ленина по прямой мужской линии, о котором утвердительно говорят исследователи, был его прапрадед Никита Григорьевич Ульянин (1711−1779), дворовый крестьянин помещицы Марфы Мякининой (урождённой Пановой), живший в селе Андросово Нижегородской губернии. Попытки провести эту линию дальше упираются в недостаток сведений. Более ранние записи говорят об отце Никиты Григории Андреевиче Ульянине, крепостном крестьянине деревни Еропкино, принадлежавшим в 1646 году помещику Андрею Панову. Впрочем, историки спорят, точно ли это отец Никиты Ульянина, поскольку между 1646 и 1711 годами слишком большой временной разрыв.

Сын Никиты Василий вместе со своей семьёй был отдан помещику Степану Брехову. В 1791 году тот отпустил сына Василия Николая на оброк — то есть Николая Ульянин мог свободно зарабатывать деньги на стороне, но оставался в крепостном состоянии. Ульянин поселился в Астраханской губернии, где затем попал под действие указа о переводе помещичьих крестьян других губерний в распоряжение Нижнего земского суда. Так дед Ленина получил свободу задолго до отмены крепостного права.Илья Ульянов. 1850–1860-е годы

В 1808 году Николай Ульянин был приписан к мещанскому сословию и вступил в цех портных. Судя по всему, дела шли не гладко — взнос в 10 рублей в кассу ремесленной управы Ульянин так и не уплатил до самой смерти в 1838 году. (Кстати, где-то в начале XIX века фамилия семьи по документам трансформировалась в Ульяновых.) Удивительно, как младший из четырёх детей Ульяновых Илья смог добиться потрясающего карьерного роста в эпоху Великих реформ.

Таким образом, Володя Ульянов при рождении был ещё мещанином, а после смерти отца получил дворянство. Данные обстоятельства в советской литературе, в общем, не скрывались, но и особого внимания не получали. А вот национальное происхождение его предков часто было окружено сомнительными дискуссиями и даже запретами.

Переплетение поволжских этносов

В анкете делегатов XI Всероссийской конференции РКП/б/ в 1921 году Ленин указал свою национальность как «великоросс», то есть просто русский. В имперском обществе, ориентированном на религиозную идентичность, многие национальности стирались, и «русскими», «россиянами» могли считаться люди православного вероисповедания, к которым формально относился и Владимир Ульянов, и его отец.

Однако поволжское происхождение рода Ульяновых оставляет для нас много загадок, поскольку регион был богат на представителей разных этносов. Благодаря фильму Станислава Говорухина «Россия, которую мы потеряли» получила распространение версия, что дед Ленина Николай Ульянин-Ульянов был чувашем. Так ли это?

В документах указывалось, что он «коренного российского происхождения», но, как уже сказано, это могло означать православное вероисповедание. В приказе Астраханского земского Нижнего суда конца XVIII века, правда, сохранилось описание Николая Ульянина, где указано, что у него «волосы на голове, усы и борода светло-русые, глаза карие, лицом бел, чист». Под такое описание подходят не только русские и некоторые чуваши, но и, скажем, мордва. А ещё в Нижегородской области жили черемисы, татары… Раскрыть эту загадку нам вряд ли удастся.Иллюстрация из книги этнографических очерков «Народы России. Выпуск 3. Инородцы лесов» (М., 1900)

Мужская линия рода Ленина содержала след ещё одной национальности, связанной с историей Поволжья. В 1930-е годы писательница и журналист Мариэтта Шагинян собирала материал для романа «Семья Ульяновых», проведя настоящее генеалогическое исследование происхождения Ленина. Ей удалось найти документы, говорящие о том, что Анна Алексеевна Смирнова, жена Николая Ульянова и мать Ильи Николаевича, происходила из крещёных калмыков. Публикации с этими сведениями вызвали недовольство на самом верху — в 1938 году Политбюро ЦК ВКП/б/ приняло постановление «О романе Мариэтты Шагинян „Билет по истории“», где признавало её произведение «идеологически враждебным».

Почему? Сама Шагинян считала, что факт об «азиатских» корнях Ленина мог бы использоваться в фашистской пропаганде в Европе — подобное официальное обоснование в конце 1930-х годов имело место. Но также возможно, что идеологическая установка 1930-х годов на создание своей «национальной истории» с героизацией русских полководцев и других героев прошлого предполагала, что излишне подчёркивать многонациональное происхождение Ленина не нужно.

Шагинян утверждала, что документ о калмыцком происхождении астраханского мещанина Алексея Лукьяновича Смирнова она видела в местных астраханских архивах. Но впоследствии этот документ обнаружить ни удалось, отчего возникает соблазн считать, что он был секретно уничтожен. Дожившая до наших дней скупая информация о прадеде Ленина Смирнове не позволяет говорить о его национальности. Возвращаясь к уже сказанной мысли о смешении поволжских этносов под влиянием единой русской культуры и православной веры, остаётся лишь поставить очередной знак вопроса.Книга Мариэтты Шагинян «Семья Ульяновых», выдержавшая несколько советских переизданий

Также калмыки неожиданно всплыли в истории некой «дворовой девки» Александры Ульяновой, которая в 1825 году была «отсуждена от рабства», как об этом писал приказ Астраханской казенной палаты, и по ходатайству того же самого Алексея Смирнова причислена к мещанам. «Отсуждённая от рабства» — это не «отпущенная на волю», как говорили о крепостных крестьянах. Формально рабами продолжали называть, например, казахов или калмыков. Шагинян, раскопавшая эту историю, предположила, что Александра Ульянова могла быть родственницей того же Николая Ульянина-Ульянова, жены дочери Смирнова. Стало быть, если одна Ульянова — калмычка по происхождению, то и сам род Ульяновых калмыцкий?..

Предположение не нашло никаких подтверждений. Тем не менее, это не помешало писателю Владимиру Солоухину в начале 1990-х годов бездоказательно объявить, что Александра Ульянова, освобождённая Смирновым, и дочь Смирнова Анна — один и тот же человек. А значит, брак между Александрой-Анной Ульяновой и Николаем Ульяновым был близкородственным, то есть, грубо говоря, инцестом. Отсюда и облысение Ленина ещё в молодом возрасте, нервные болезни, агрессивность и другие признаки дурной наследственности. Разбирать подобное «разоблачение», наверное, не стоит.Первая страница указа о присуждении дворянства членам семьи Ульяновых. 1886 год

Сруль Мойшевич Бланк

Самый интересный национальный вопрос до сих пор будоражит умы недалёких публицистов. Связан он с женской линией рода Ленина.

Мария Александровна Ульянова при рождении носила примечательную фамилию Бланк, и её дедом был Мойша Ицкович Бланк, живший в уездном городе Староконстантинове Волынской губернии. Провести линию Бланков дальше конца XVIII века не удаётся, но факт остаётся фактом — Мойша Бланк был членом еврейской общины. С ней он особо не ладил, переехал в губернский центр Житомир, принял православие под именем Дмитрий Иванович, а в 1846 году даже обратился с просьбой к императору Николаю I. В письме царю он просил способствовать переходу евреев в христианскую веру, введя запреты на религиозные традиции и национальную одежду, и добавлял, что не только он, но и его родители «никогда не ходили к раввинам».Александр Дмитриевич Бланк

В отличие от Мойши-Дмитрия, его жена Марьям оставалась набожной иудейкой. Именно поэтому Дмитрий Бланк смог креститься только после её смерти. Их дети тоже перешли в православие, и один из сыновей Израиль (или, по уменьшительному имени, Сруль) стал Александром. Отец отправил Александра, как и его брата Дмитрия (Абеля), учиться в русскую школу, ещё раз подчеркнув свой разрыв с еврейской традицией. Впоследствии оба брата уехали покорять Петербург, поступив в Медико-хирургическую академию. Врачебная карьера деда Ленина Александра Бланка была успешной и разнообразной: он служил уездным врачом в Смоленской губернии, затем врачом при полицейской части в столице, был произведён в штаб-лекари, служил в Морском ведомстве, был ординатором больницы Святой Марии Магдалины, и так далее.

Под конец карьеры в 1840-е годы уважаемый дворянин Александр Бланк приобрёл имение Кокушкино в Казанской губернии. Так история семьи Бланков переместилась в Поволжье, где в Пензе его дочь Мария познакомилась с перспективным учителем Ильёй Ульяновым. Бланк дослужился до чина надворного советника, и, согласно законодательству до 1845 года, имел право на получение потомственного дворянства. Так что еврейское культурное наследие через «Сруля Мойшевича» ни его дочери Марии, ни внуку Владимиру не передалось. Фактически Володя Ульянов родился в семье двух русских дворян, и потому никакого лукавства в его национальном самоопределении не было.

Если источники о калмыцких корнях Ульяновых весьма скупы и спорны, то историю Александра Бланка проследить нетрудно. По этой причине информация о еврейском происхождении Бланков то и дело всплывала в СССР. Старшая сестра Ленина Анна Ульянова-Елизарова вспоминала, что в их семье на эту тему не говорили, хотя Александр Бланк поддерживал отношения с отцом, умершим не ранее середины XIX века — то есть уже при жизни и взрослении его внуков, включая мать Ленина Марию. Возможно, рассказывать об этой семейной истории матери Ульяновых не хотелось из-за популярности антисемитских взглядов в Российской империи.Анна Ильинична Елизарова (Ульянова) во дворе Дома-музея Ленина в Ульяновске. 1931 год

Когда же в советское время об этом стало возможно говорить, Анна Елизарова писала руководителю Истпарта Михаилу Ольминскому:

«…Этот факт, к[ото]рый, вследствие уважения, которым пользуется среди них (народных масс. — Ред.) Владимир Ильич, может сослужить большую службу в борьбе с антисемитизмом, а повредить, по-моему, ничему не может.
<…>
Очень жалею, что факт нашего происхождения, предполагавшийся мною и раньше, не был известен при его (Ленина. — Ред.) жизни».

Но голос разума не был услышан. Элементы антисемитизма в разные периоды истории СССР вплелись в советскую действительность под видом «борьбы с космополитизмом» и других явлений, отчего ненужные, с точки зрения властей, версии становились запретными.

Немцы и шведы

После русского отца и, возможно, калмыцкой матери Ильи Николаевича и еврейского отца Марии Александровны стоит обратить внимание на последнюю ветвь генеалогического древа Ленина — линию матери Марии Анны Гроссшопф. Немецкий род Гроссшопфов упоминается в записях Ратцебургского собора в Германии аж за 1362 год. В течении веков из этого семейства выходили местные мельники. Не исключением был и прапрапрадед Ленина Иоахим Эрнст Гроссшопф (1704−1769), чьи даты рождения мы точно можем установить. Его внук Иоганн Готлиб в 1780-е годы приехал в Петербург для работы в любекской фирме «Фридрих Шаде и К°», занимавшейся экспортом хлеба из России.Мария Ульянова (Бланк). 1863 год

Там он встретил Анну Беате Эстедт, дочь преподавателя Академии художеств Карла Фридриха Эстедта, выходца из Швеции. Отец самого Карла Фридриха, в свою очередь, был перчаточником родом из Лифляндии, а происхождение его фамилии остаётся туманным — некоторые историки высказывают предположение, что Эстедт был не шведом, да и его фамилия могла быть новообразованной. Тем не менее, семья Анны Эстедт приехала из Швеции, а в её роду в XVIIXVIII веках по разным ветвям можно найти капитана торгового судна Бертила Йёнсона, шляпника Симона Новелиуса или, скажем, сержанта артиллерии шведской армии Карла Петерсона Нимана. Склонность некоторых шведских предков Анны Эстедт к узким ремесленным профессиям ювелиров и шляпников позволила уже упомянутому Солоухину считать их шведскими евреями — но оставим это мнение на его совести.

В России Иоганн Готлиб и Анне Беате Гроссшопфы стали Иваном Фёдоровичем и Анной Карловной. Попробовав себя в роли государственного служащего, Иван Фёдорович возвратился к предпринимательской деятельности, заработав целое состояние. Это позволило ему купить два дома и целый особняк в Петербурге, а также содержать восьмерых детей. Одним из них была дочь Анна, встретившая в Петербурге талантливого врача Александра Бланка.Семья Ульяновых в представлении художника Николая Лямина из нашей публикации «Детям о Ленине». 1980 год
Слева — участник покушения на Александра III Александр, за столом — Володя.

* * *

Сложная родословная Ленина привлекает внимание как исследователей, так и примкнувших к ним публицистов. Некоторые из них обращают внимание, что дворянское происхождение Владимира Ульянова вступает в противоречие с ролью пролетарского вождя Ленина, однако пример Ильи Ульянова показывает, что социальный статус — не приговор. Возможно, судьба отца и его приверженность демократическим взглядам эпохи Великих реформ зародила в маленьком Володе элементы будущей революционной идеологии, направленной на всеобщее равенство и разрушение сословного порядка.

Другие авторы с любопытством смакуют этнический характер той или иной ветки семьи Ульяновых. Что ж, об этом в советские годы действительно писали редко. Но попытки сделать из этих фактов выводы о личности и характере деятельности Ленина отдают взглядами, совсем не похожими на интернационалистские воззрения Ильича.

При работе над статьёй использовались материалы книги Михаила Штейна «Ульяновы и Ленины. Тайны родословной Вождя» (М.: Алгоритм, 2013).

Автор: Виктор Кириллов
https://www.vatnikstan.ru/history/lenin_genealogy/


Читайте также

Загрузка...

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.



News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.


Владимир Зеленский в Украине


Светские новости



Сегодня в Украине


Другие новости дня



Все города России от А до Я