Добавить новость
Sponsored
Ноябрь 2014
Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015
Март 2015
Апрель 2015
Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018
Январь 2019
Февраль 2019
Март 2019Апрель 2019Май 2019Июнь 2019Июль 2019Август 2019Сентябрь 2019Октябрь 2019Ноябрь 2019Декабрь 2019Январь 2020Февраль 2020Март 2020

Поиск города

Ничего не найдено

Почему в Запорожской Сечи не было женщин

019

В «рыцарском ордене» и «мужском союзе» не место женщинам. И для изоляции от представительниц слабого пола у запорожских казаков были свои причины.

Обет безбрачия

В середине XIX века вышла книга «История Новой Сечи или последнего Коша Запорожского» известного историка и этнографа Аполлона Скальковского. Её лейтмотивом стало сопоставление запорожских казаков с монахами рыцарских орденов. И одним из аргументов уместности такого сравнения стало безбрачие запорожцев. Интересно, что имея доступ к архивам Запорожской Сечи, Аполлон Скальковский обнаружил, что в тысячах документах нет ни одного упоминания женщины. Исключение – одно донесение об изнасиловании.

В историографии принято считать, что только давшие обет безбрачия казаки считались истинным запорожским войском – «товариществом». Как пишет, А. Скальковский только они могли участвовать в «войсковых подвигах» и получать военные должности и звания. Сходство с рыцарскими католическими орденами заключалось и в том, что низовое казачество было связано тройными узами – веры, общины (братства) и призвания. И эти узы предполагали прекращение мирской жизни.

Как пишет А.Скальковский, женщинам «навсегда было запрещено посещать Сечь». Причем не только женам. Исключение не делалось ни для дочерей, ни для сестер, ни для матерей. Более того – укрывательство женщины, по мнению автора, считалось на Сечи уголовным преступлением, за которое следовало суровое наказание (вплоть до казни).

Впрочем, миф о безбрачии уже в наше время пытались развенчать многие исследователи, в том числе Александр Кривоший. А Ф. Щербина в «Истории Кубанского казачьего войска» сомневается, что для вступления в Сечь требовалось безбрачие. По сути любой казак мог назваться холостым, и при этом иметь семью на стороне. Были среди них и те, кто попросту сбежал от семьи, разругавшись с женой или опасаясь ее гнева из-за проступка (например, хождения налево).

Жена – обуза

Как пишет И. Ерохин в статье «Казачий национализм» и государственная идея: мифы и реальность», в Запорожскую Сечь «женщинам ходу не было». Семейная жизнь отрицалась в принципе, ведь она отвлекала казака от ратного дела, усложняла рядовые будни, наносила непоправимый вред и препятствовала неустанным демонстрациям воинских доблестей. В книге С. Белякова «Тень Мазепы» вспоминается народная песня о гетмане Сагайдачном, который променял жену на табак и трубку, и тем самым показал пример «правильного поведения» истинного казака. Запорожцы говорили, что «от женщин и в раю человеку житья не было», а на Сечи ей и подавно делать нечего.

Отсутствие «следов женского присутствия» отдельные исследователи Запорожской Сечи объясняли «полупренебрежительным» отношением к слабому полу. «Сечевики», пишет И.Ерохин, пренебрежительно относились к женщине, считая ее обузой. И хотя во время набегов на турок, татар или черкесов казаки нередко захватывали в плен женщин, в брак с ними они не вступали. А когда страсть к пленнице утихала, казак мог обменять, продать или попросту отдать «неугодную жинку».

Более того – у С.Белякова приводится доказательство того, что приезжать женщинам в Сечь было опасно. Автор вспоминает о прибытии в 1738 году русского подполковника Глебова, который привез с собой жену и прислугу. Окружившие его палатку казаки потребовали выдать женщин, чтобы «каждый имел в них участие». И только выставленные бочки с горилкой остудили пыл казаков.

Сечевики и гнездюки

Как пишет в статье «Духовно-рыцарский аспект истории Запорожской Сечи» А.Кондриков, запорожские казаки делились на две большие группы. Первые – сечевики – действительно были неженатыми. Вторые – гнездюки, зимовчики или сидни – жен имели. Но они не только не являлись членами войскового «товарищества», не были истинными «лыцарями», но и обладали меньшими правами. Например, последними получали земельные наделы.

Здесь уместно вспомнить, что собственно Сечь была небольшой крепостью, где действительно жили в казарках-куренях молодые неженатые казаки или, напротив, зрелые и овдовевшие мужчины. В книге А. Широкорада «Запорожцы – русские рыцари» говорится, что семейные казаки могли селиться лишь за пределами Сечи, и, по мнению автора, являлись, по сути, кормильцами для «сечевиков» – пахали землю, разводили скот, заготавливали сено, торговали, занимались ремеслами и промыслами. «Сечевики» унизительно называли их «баболюбами», а на войну призывали гнездюков лишь при крайней необходимости.

Автор согласен, что формально «сечевики» соблюдали обед безбрачия, но не исключает возможность того, что богатые казаки могли содержать не просто жену, а целый гарем. В середине XIX века фольклорист, этнограф и историк Пантелеймон Кулиш записал рассказ старого запорожского казака, который рассказывал о «повесах» (как бы сегодня сказали, о брачных аферистах). Обещаниями жениться они соблазняли девушек, а затем увозили их в Запорожье и там продавали. Не исключено – что в гарем богатых казаков.



Комментарии

Комментарии для сайта Cackle


Читайте также

В тренде на этой неделе

Погода порадует украинцев неожиданным теплом: синоптики дали прогноз

Синоптики рассказали, какими будут последние дни марта

Москва снова бьет по Киеву: Украинцев выставляют из Крыма

«Были ли вы в Италии, меня не интересует»: особенности донбасского карантина

Загрузка...
Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.

News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.
© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей Украине (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектом News24.